В течение трех дней во Львове работал Международный экономический форум по вопросам приграничного сотрудничества, проходивший под броским лозунгом «Через еврорегионы к объединенной Европе». Кроме представителей шести граничащих с Львовщиной областей Украины и делегации Одесской области, прибыли члены международных ассоциаций: «Карпатский еврорегион», еврорегионы «Буг», «Верхний Прут», «Нижний Дунай», ряда других международных организаций, а также делегации приграничных стран — Польши, Словакии, Чехии, Румынии, Венгрии, Молдовы, не говоря уже о мощном десанте из столичных министерств и ведомств, занимающихся проблемами приграничных территорий в комплексе, во главе с премьер-министром Украины Анатолием Кинахом. Всего более 600 человек.
Собрания и заседания такого толка обычно немного дают уму и сердцу. До конкретики там, а тем более каких-то практических шагов, как правило, не доходит. Наверное, не стал исключением и львовский форум, хотя в общем параде выступлений, секционных заседаний, неформальном общении прослеживались и проблемы, и их реальное решение, и, главное, новые формы объединения приграничных территорий в решении их насущных проблем. И старушка-Европа, и нынешние независимые страны бывшего СССР, да и отдельные регионы, области, даже небольшие районы сегодня уже иные. Как бы мы ни критиковали свою жизнь и друг друга, мы приучаемся, хоть и с большим трудом, не кивать на дядю сверху, не ждать от него милостыни или благ, а отвечать за свои действия и поступки самостоятельно.
Братание на местном уровне
Помню, как несколько лет назад представители сельских советов, депутаты Яворовского района Львовщины вначале пригласили своих соседей из Подкарпатского воеводства Польши к себе в гости, а через некоторое время поехали с ответным визитом. Нашли общие болевые точки и заинтересованность друг в друге, подписали соглашение и до сих пор сотрудничают, проводят встречи, культурные, спортивные мероприятия, просто по-человечески дружат на самом низовом (если можно так сказать) уровне государственных отношений: сельский совет и гмина.
Что касается нашего родного Отечества, то не всегда даже граничащие друг с другом области знают, что происходит у соседей. Звучит как анекдот, но это факт, что многие наши производственники, к примеру, или бизнесмены «гасают» по заграницам в поисках необходимых деталей, комплектующих, станков, линий. Платят валютой, тянут их через границу с моральными и материальными издержками. И что же? У соседей, за сотню километров, есть такие же или не хуже.
Идея о создании межобластной кооперации с западными областями Украины родилась во львовском Институте региональных исследований НАН Украины. И вот в рамках работы Форума приграничного сотрудничества родилось новое объединение. Соглашение об организационных и социально-экономических принципах сотрудничества между Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Ривненской, Тернопольской и Черновицкой областями подписали председатели их облгосадминистраций. А далее — покажет жизнь... Были также подписаны соглашения о межрегиональном сотрудничестве между Львовской областью и Подкарпатским воеводством (Польша), Львовской облгосадминистрацией и крайским правительством города Пряшева (Словакия).
Еврорегионы хотят работать
по интересам
Украине, да и другим бывшим союзным республикам — Молдове, Белоруссии, России, республикам Балтии еще не так давно приграничное сотрудничество не доставляло особых трудностей. Все решалось в Москве, границы были на надежном замке, потоки туристов — минимальные. А когда открыли «железный занавес», оказалось, что проблем в этом деле — невпроворот. За десять лет нашей независимости их стало не меньше, а больше. О решении глобальных вопросов речь пойдет дальше, сейчас же — о еврорегионах. Вся Европа дружит и сотрудничает не только по границам, но и создает отдельные региональные объединения «по интересам». Наверное, по такому принципу и были образованы в рамках международной европейской ассоциации новые еврорегионы «Карпатский», «Буг», «Верхний Прут», «Нижний Дунай», в которых уже задействованы различные регионы и области Украины. Правда, пока эти объединения напоминают, скорее, недоношенное дитя. Много проблем и не очень много практических наработок. В принципе, не слишком активно прозвучали они и на форуме.
Председатель Черновицкой облгосадминистрации, представитель еврорегиона «Верхний Прут» Теофил Бауэр говорил об отсутствии необходимой нормативно-правовой базы и инфраструктуры для такого сотрудничества. И эта ситуация, подчеркнул он, — типичная для всех территориальных приграничных структур. Нет согласованной, последовательной политики у приграничных государств и ЕС относительно еврорегионов. За первый год функционирования еврорегиона «Верхний Прут», в который входят три страны — Украина, Молдова и Румыния, подготовлено лишь совместное решение в предоставлении региону пилотного статуса для выработки новых механизмов приграничного сотрудничества на восточных границах ЕС.
Интересные мысли высказал мэр Львова, вице-президент Конгресса местных и региональных властей Европы Василий Куйбида. Он также подчеркнул, что приграничное сотрудничество нередко выходит за пределы регионов, базируясь не только на общности государственных границ, а прежде всего на общности интересов. Подтверждение тому — новое объединение, ставшее составной частью евроазиатского транспортного коридора (проект «ТРАСЕКА»), проходящего через страны Западной Европы, Центральной Азии и Дальнего Востока.
А вообще, считает Василий Куйбида, создание Европейским Союзом еврорегионов — это не только форма мобилизации территорий на решение общих проблем, но и своеобразная школа совместного проживания в рамках ЕС. Тем более что преимущественно эти регионы небольшие, а поэтому мобильны в выборе форм сотрудничества. Чего не скажешь, к примеру, о еврорегионах «Буг», «Карпатский» (на территории Карпатского еврорегиона проживает около семи миллионов человек), соразмерных территориям таких государств, как, скажем, Нидерланды. Сложно финансировать такие огромные объединения, и те суммы, которые они получают, идут в основном на поддержание общей идеи.
Как одну из прогрессивных форм приграничного сотрудничества мэр Львова назвал развитие отношений с приграничными городами. За пять прошедших лет Львов подписал немало договоров между городами и административными территориями многих стран. Например, с городами, размещенными вдоль основных товаро- и грузопотоков, «текущих» на Запад по трансевропейскому коридору №3. Еще один вектор — Варшавская трасса, которая на 70% совпадает со стратегической магистралью Одесса — Броды — Гданьск. Перспективным должно стать и развитие отношений с городами, расположенными вдоль Балто-Черноморского тракта — Одессой, Краковом, Вильнюсом, Санкт-Петербургом. Тем более что эти города имеют и еще одну общую тему для сотрудничества — сохранение уникальных архитектурных ансамблей европейского уровня.
Но это, скорее, пока идея, философия приграничного сотрудничества, одно из возможных его направлений. Немало представителей структурных объединений говорили о конкретных делах: совместном строительстве мостов через реки, открытии новых пунктов пропуска через границы, организации зон свободной торговли, упрощении процедур таможенного контроля и о многом другом.
Открывать двери в Европу
нужно цивилизованно
Как бы Украина ни хотела и ни планировала проводить свою приграничную политику, она не может не считаться с «правилами игры», выработанными европейским содружеством. Правда, у нас как всегда все происходит с «вывихами»: очереди на границах, неповоротливость таможенников и пограничников, взятки и поборы, масса других неприятностей, которые раздражают и отпугивают всех, кто пересекает нашу границу. А посему сетовать должны лишь на себя. А если не сетовать, то нужно многое коренным образом изменять и реформировать. Об этом тоже говорилось на форуме, причем из уст высокопоставленных министерских чиновников.
Так, например, приятно было услышать, что наконец-то (в качестве приоритетного!) поставлена задача об упрощении процедуры прохождения пунктов пропуска через госграницу Украины и приведение этих процедур в соответствие с международной практикой.
Присутствующих заверили, что все таможенные проблемы должен решить новый Таможенный кодекс Украины, который вот-вот будет принят ВР. Он закрепит и основные положения международных конвенций и соглашений, к которым Украина намерена присоединиться. Так что, как было сказано, украинское таможенное законодательство будет полностью соответствовать общеевропейским нормам. Уже на многих пунктах пропуска организована работа по принципу зеленых и красных коридоров, введена ставка единого (а не на каждый вид услуг) сбора. Будут сокращены виды и продолжительность контроля, в частности, рассматривается вопрос о том, чтобы грузовые автомобили проходили основной контроль при растаможке на внутренних таможнях. С 1 июля с.г. иностранцы, временно въезжающие на территорию Украины, проходят регистрацию уже на пунктах пропуска через границу.
Наша страна присоединилась и к Конвенции по вопросам международного транзита. В связи с этим были изменены внутренние законодательные акты, подписаны соглашения с сопредельными странами о контроле движения. Речь идет о том, чтобы пункт пропуска стал местом, где только проверяется правовое основание для прохождения границы. Основное оформление и контроль документов должны перейти на внутренние таможни, автотерминалы и т.д. Сейчас в Украине функционирует 221 пункт пропуска через госграницу, современным требованиям соответствуют лишь 103. Поэтому специалисты утверждают: без современных технических средств упростить систему контроля на границе будет невозможно.
Говорилось и о реконструкции, строительстве новых международных транспортных коридоров, ведь наша страна имеет чуть ли не самый высокий коэффициент транзитности в Европе. Необходимо строительство платных дорог, уже наработаны инвестиционные проекты. Вот только бы инвесторов заполучить! В этом плане Украину все-таки неплохо поддерживает ЕС, в частности, программа ТАСИС. С 1996 года как ее компонент эффективно работает программа по приграничному сотрудничеству, охватывающая Украину, Россию, Молдову и Белоруссию, то есть те страны, которые в ближайшем будущем будут иметь общие с ЕС границы.
В рамках программы ТАСИС функционирует еще один проект — приграничный менеджмент. И если первая программа ориентирована на обустройство западных границ, то программа по менеджменту — на восточные границы.
Народный депутат Украины, председатель межпарламентской группы «Украина — Польша» Игорь Пилипчук не обошел стороной и вопросы приграничной безопасности, контрабанды и нелегальной миграции. Словом, за три дня работы форума наметился лишь спектр проблем.
Их, как говорится, разложили по полочкам. Нужно, чтобы они не запылились на этих полочках и не поросли мхом. Поэтому все участники хором решили, что форум должен перерости в активную форму сотрудничества и стать ежегодным. Поживем — увидим...
А между тем за несколько дней до начала работы форума на западной границе Украины скопились сотни автомобилей с грузами. Польша отказывалась пропускать их на свою территорию. Как оказалось, между Украиной и другими западноевропейскими странами установлены определенные квоты на пропуск украинского грузового транспорта в сопредельные государства. Эти квоты в Польшу мы уже давно превысили. Поляки вначале приостановили поток наших машин, а потом выделили дополнительный резерв (в счет будущего года), но он тоже уже исчерпан. Решили все-таки пропускать в Европу экологически чистые автомобили. А сколько таких найдется? Скупили, как говорят водители, весь металлолом в Европе, а теперь с ним же хотим обратно. Проблема?
И это лишь один эпизод по теме нашего разговора. Кроме высоких материй и стратегических задач есть жизнь...