Как бы это странно ни прозвучало но подержанные автомобили, по сравнению с новыми, в общем-то представляют собой лучшую стоимость, и вот почему. В среднем цена на новый автомобиль доходит до $19000, а за первый год эксплуатации снижается на 15-20%. Подержанный же автомобиль стоит в среднем около $8000, и при этом обесценивается значительно медленнее.
Но с другой стороны, лицезрение базара, на котором продаются подержанные автомобили, вызывает уж очень мало эстетического наслаждения. Цены настолько растяжимы, что без умения торговаться здесь обойтись никак нельзя. Не обойтись и без умения разглядеть под свежей краской и полировкой дыры и заплатки «поношенного» авто, причем узнать истинный пробег машины по спидометру вряд ли удастся - его показания, скорее всего, отмотаны назад в количестве, обратно пропорциональном наличию совести у его продавца. Попытки расспросить о реальной изношенности подержанного автомобиля обычно приносят не больше пользы, чем пресловутый выстрел в небо.
И коль скоро вам не удастся избежать риска при покупке подержанного автомобиля, то воспользуйтесь нижеприведенными советами, чтобы улучшить свои шансы приобрести «здоровое» средство передвижения.
Что следует учитывать
Для начала, следует выяснить для себя, какой тип автомобиля соответствует вашему стилю жизни и кошельку. Наибольший спектр запросов удовлетворят четырехдверный седан или фургон. По сравнению с более престижными моделями они неприхотливее в пользовании и дешевле в обслуживании.
Кабриолеты с откидывающимся верхом, спортивные купе и модели представительского класса остаются достаточно дорогими даже в подержанном состоянии.
Далее следует выяснить, какие из марок автомобилей хорошо зарекомендовали себя в прошлом. Подытожены представленные читателями сведения об эксплуатации более чем 486000 легковых, грузовых, спортивных автомобилей, а также автобусов, дана характеристика надежности моделей, произведенных с 1988 по 1993 годы. Чем лучше какой-то автомобиль проявил себя в прошлом, тем меньше неприятностей будет с подобными ему в будущем. На основании этих данных мы составили список надежных подержанных автомобилей. Эти же данные мы использовали для определения марок, которых следует избегать. Но учтите, что чем старее автомобиль, тем менее точны рассуждения и более важной становится проверка на месте.
Наконец, необходимо выяснить, насколько дешевле продается та или иная модель в вашей местности.
Поиск дефектов
Не покупайте никогда с первого взгляда. Если вы нашли подходящий экземпляр для покупки, подвергните его тщательной проверке и на стоянке, и в дороге, да и на станцию диагностики не лишне подъехать. Пригласите друзей помочь вам в дефектации.
Вот что следует при этом искать:
Жидкости. У холодного двигателя откройте крышку радиатора и проверьте охлаждающую жидкость: она не должна иметь ржавого цвета. Зеленоватые пятна на радиаторе свидетельствуют о наличии щелей и микроотверстий. Для проверки автоматической трансмиссии прогрейте двигатель и вытащите контрольный щуп: жидкость на нем должна быть розоватой, без запаха горелого и без примеси металлических частиц.
Подтекания. Лужи или пятна под машиной плохой признак. Они говорят о чрезмерном износе в двигателе, трансмиссии, соединениях и других узлах автомобиля.
Повреждения корпуса. Проржавленности. Проверьте колесные пазухи и прикрывающие их панели и крылья, нижние части дверей, полы в багажнике и в салоне под ковриками. Вспененность и пузыри на лакокрасочном покрытии говорят о ржавчине под ними. Свежие сварочные швы указывают на аварию. Об этом же говорят следы рихтовочных работ, волнистости на корпусных деталях, отличия оттенков окраски разных частей корпуса или их несостыкованность друг с другом и вообще заново перекрашенный автомобиль устаревшей модели. Точно также пусть вас не введет в заблуждение и новенькая отделка поношенного авто.
Шины и подвеска. «Железная лошадка», пробежавшая не более сорока тысяч километров, должна быть обута в свою родную обувку. Неравномерный износ покрышек может быть просто следствием плохой регулировки, но может быть и сигналом о серьезной неисправности в подвеске. Возьмитесь крепко за верх покрышки и с силой покачайте колесо; проделайте эту операцию с каждым из колес. Если при этом имеют место стуки и болтания, значит, рассыпались или совсем поизнашивались подшипники ступиц или опоры подвески. Попробуйте навалиться всем телом на угол машины несколько раз так, чтобы при этом она начала раскачиваться; повторите это с каждого угла. При ослаблении веса машина должна подняться и больше не качаться. Если же машина продолжает раскачиваться, значит пора менять амортизаторы. Посмотрите на машину сзади и сбоку - ее перекошенный вид говорит о лопнувших рессорах.
Интерьер. Продавленное водительское место может быть не только от того, что на нем сидел кто-то тяжелый, но скорее что сидели очень долго. О большом километраже могут молча кричать как затертые педали, так и новые на них резинки. Проверьте, нет ли под ковриками сырости и плесени. Затхлый запах наводит на мысль о протекании воды, устранить которое будет дороговато из-за трудности его обнаружения.
Проверка дорогой
Не премините поездить с полчасика на автомобиле с различными скоростями и по разным дорогам. Но прежде, чем вы включите зажигание, разблокируйте рулевую ось и покрутите туда-сюда баранку. Свободный ход должен быть очень небольшим. Проверьте заодно ремни безопасности, все имеющиеся рычаги управления и необходимое оборудование. Пусть ваш помощник удостоверится, что вся световая сигнализация, включая стоп-сигнал и фонарь заднего хода, функционируют исправно.
Двигатель. Автомобиль должен трогаться легко и разгоняться плавно. Трески или детонации, а также сизый или белый дым из выхлопной трубы появляются, если движок «жрет» слишком много масла. Небольшое количество клубов белого выхлопа в холодное время можно считать нормой, а вот большое их количество означает изношенность сальников головки клапанов. Черный дым сигнализирует скорее всего о разрегулировании подачи топлива, для корректировки достаточно обратиться к механику.
Трансмиссия. Неавтоматическое сцепление не должно резко срабатывать и превращать автомобиль в брыкающегося козла. Ну а автоматик не должен перескакивать с передачи на передачу, а то и совсем вырубаться во время движения.
Тормоза. Разгонитесь до 70 км/ч на плоском длинном безопасном участке дороги. Попробуйте несколько раз остановиться со всего разгона, применяя экстренное торможение. Автомобиль должен останавливаться быстро, четко, без заносов и искривления траектории. Чтобы проверить, не подтекает ли тормозная жидкость из системы, надавите на педаль тормоза и подержите ее в таком состоянии секунд 30. При этом педаль не должна проваливаться к полу даже медленно.
Схождение колес. Пусть ваш помощник понаблюдает сзади за автомобилем, пока вы проедете по прямой. Передние и задние колеса должны двигаться по одной линии. Забудьте об этом автомобиле, если заметите, что он тащится боком: шасси имеет дефект типа изгиба. Заруливание в какую-либо сторону не так уж серьезно - колеса просто нуждаются в регулировке схождения.
Выхлопные газы. Сизый дым из выхлопной трубы предполагает повышенный расход масла - денежки вылетают в трубу. Если валит белый дым, это более серьезно. Значит, в камеру сгорания попадает вода. Если же белый пар клубится из выхлопной трубы только в холодную погоду или же ранним утром, то можете из-за этого не волноваться - так и должно быть.
Тряска и шумы. Если при движении со средней скоростью по булыжнику автомобиль раскачивается и грохочет, предстоит проведение ремонта его подвески, в первую очередь амортизаторов. Трескотня из-под низа шасси говорит о необходимости ремонта прохудившегося глушителя или труб.
Заключение сделки
Автомобиль, который прошел осмотр и успешно достиг данной точки, можно считать годным к проверке его настоящим механиком. Если вы не имеете на примете хорошего специалиста, подыщите подходящий вам центр автодиагностики. Убедитесь, что механик проверил компрессию на всех цилиндрах, принял к сведению все ваши замечания и подготовил письменное заключение о недостатках для определения стоимости автомобиля.