UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как соседи подложили Винникам "оцинкованную свинью"

В небольшом городке Винники, спутнике Львова, в разгаре конфликт с инвестором.

Автор: Василий Худицкий

Жители его пригорода однажды с удивлением увидели, что за каких-то 300–500 м от них буквально на глазах начал расти корпус большого промышленного сооружения. Когда поинтересовались, что там строят, то узнали, что это цинковый завод. Люди забили в набат, но инвестор наотрез отказался что-либо менять.

В городской раде Винников ничего не знали об этом строительстве, ведь земельный участок под застройку инвестору предоставили в селе, граничащим с городком. Там и проходили общественные слушания, где рассматривали скандальную застройку. Жителей Винников туда не позвали.

Что строят?

Как оповещает информационный щит на въезде к постройке, на землях Подберезцевской сельской рады ведется строительство завода горячего цинкования. Его заказчиком выступает ООО "Экран" из г. Стрыя Львовской обл., которое имеет там аналогичное производство. Разрешение на строительство выдала Государственная архитектурно-строительная инспекция. Единственное, чего нет на информационном щите, - времени завершения строительства и его производственных мощностей. А еще - будущих рисков. Именно их больше всего боятся жители окружающих домов.

"Мы с мужем много лет тяжело работали для того, чтобы купить себе квартиру в экологически чистом районе города, - рассказывает жительница Наталия. - И сейчас, когда за несколько сотен от нашего дома будет построен завод горячего цинкования, мы даже продать свою квартиру не сможем. А жить рядом с таким производством также не хотим, ведь у нас двое маленьких детей".

По ее словам, особенностью новостроек г. Винники является то, что их жители - молодые семьи с детьми. Они купили здесь квартиры и мечтали, что будут жить в местности с чистым воздухом и хорошими пейзажами. По иронии судьбы, вокруг скандального строительства завода горячего цинкования депутаты сельской рады выделили земельные участки под жилищную застройку для участников АТО. Появление вредного производства перечеркивает для них эту возможность.

Если завод заработает, закрыть его практически невозможно, считают эксперты. Потому что, например, несмотря на протесты общественности, вредные производства, свинофермы на тысячи голов и другие животноводческие предприятия в Украине только наращивают свои мощности. Кроме того, ежегодно возникают десятки новых. И мало кто интересуется мнением местных жителей. Общественные слушания зачастую становятся чистой формальностью.

"Интересы местной громады и владельцев цинкового завода кардинально разные, - говорит координатор акций протеста, председатель Украинского союза участников АТО Максим Каменецкий. - Мы приобрели здесь квартиры, дома, хотим жить в чистой среде. И имеем на это полное право. Инвестор с нами никак не советовался, нам не говорят всей правды о будущем производстве, о его возможных угрозах. Владелец постройки руководствуется прежде всего личными интересами, он хочет сэкономить на строительстве. Ведь рядом с жилыми домами проложены инженерные сети: водопровод, канализация, электролинии. Кроме того, не надо думать о подвозе рабочих, - вот они рядом, живут в соседних домах!

О том, что рядом с нашими домами будут строить завод горячего цинкования, мы узнали только после того, как там начали возводить его корпуса. На общественные слушания, состоявшиеся в соседнем селе, нас никто не пригласил. Хотя, согласно Закону "Об оценке воздействия на окружающую среду", должны бы. Ведь завод расположен вплотную к жилым домам. Даже объявление об общественных слушаниях были размещены в газетах, которые не распространяются в нашем городке".

Более того, как видно из протокола общественных слушаний, состоявшихся в селе Подберезцы, основное ядро присутствующих на них составляли работники завода из города Стрыя. В отчете, предоставленном громаде инвестором, реально не хватало информации о будущем объекте: отсутствуют альтернативы, недостаточно информации о том, что будет с основными отходами производства, какими будут последствия их хранения, куда их будут вывозить и т.п.

А то, что руководство завода не собирается прислушаться к проблемам жителей, свидетельствует реакция владельца, который по требованию что-то изменить в строительстве заявил, что не собирается ничего изменять в планах.

Как громаде не проиграть

"Невозможно закрыть все вредные производства, потому что они вырабатывают нужную продукцию, - говорит эколог Дмитрий Скрыльников. - Они есть в разных странах. Но у каждого такого предприятия свой набор экологических требований. Если их соблюдать, оно может спокойно работать. Для этого 23 мая 2017 г. Верховная Рада Украины приняла Закон "Об оценке воздействия на окружающую среду".

В документе предусмотрено, что каждое новое производство, реконструкция или переоснащение, требующие разрешения на строительные работы, обязаны пройти оценку воздействия на окружающую среду, т.е. соответствующие специалисты должны оценить, какими будут последствия реализации этого проекта в привязке к конкретному месту. Также рассмотреть альтернативные варианты строительства, разработать меры по смягчению такого воздействия или, когда оно неприемлемо, и его нельзя устранить или минимизировать, принять решение о недопустимости такой деятельности.

Это - европейская модель, предусматривающая изучение альтернатив, информирование общественности, получение вывода уполномоченного органа - Минприроды или департамента экологии соответствующей области. Эти учреждения предоставляют выводы и соответствующие экологические условия, при соблюдении которых определенное производство может функционировать. Об этих всех документах и процессах можно узнать из электронного реестра. Все документы открыты.

Конечно, в Украине введены эти европейские нормы, но определенное сопротивление еще осталось. Иногда этот порядок работает довольно эффективно. Представители крупного производства, например Приднепровской ТЭС, во время общественных обсуждений пообещали громаде установить фильтры для очистки выбросов. А это сотни миллионов гривен! И хоть с опозданием, но предприятие выполнило это требование.

Протесты часто возникают и в сельском хозяйстве, когда владельцы, например, хотят интенсифицировать производство, и ферму, где раньше содержалось 500 свиней, развивают для кормления нескольких тысяч или даже десятков тысяч особей. Были случаи, когда люди перекрывали дороги, блокировали доступ к свинокомплексам. Жестоко, но зловоние, отходы жизнедеятельности такого количества животных, отсутствие очистительных сооружений создают для окружающих населенных пунктов невыносимые и вредные условия для здоровья.

Несмотря на разговоры о том, что экономика в Украине приходит в упадок, только на Львовщине в ближайшее время планируют соорудить 3–5 ферм для разведения норок. Их возведение уже сегодня вызывает беспокойство у жителей, которые станут соседями этих производств. Ведь они вредные и будут негативно влиять на окружающую среду. Раньше люди об этом ничего не знали. Инвесторы тайком договаривались c местной властью, ставили забор и потом строили. А люди узнавали о серьезном воздействии на окружающую среду, когда все уже было построено. Сегодня, благодаря Закону "Об оценке воздействия на окружающую среду", жители населенных пунктов имеют возможность узнать о таких предприятиях еще на стадии планирования.

Это позволяет остановить строительство или доказать инвестору необходимость качественных проектных решений. Часто так и бывает. Люди понимают, что производства нужны, но надо обеспечить те или иные гарантии. И некоторые предприниматели идут на кое-какие компромиссы, сменяют земельные участки или технологии. В целом людям надо учиться правильно вести себя на общественных слушаниях, предъявлять аргументированные требования перед инвесторами. И субъектам хозяйствования надо уметь договариваться c громадами, а представителям власти - учитывать замечания громады. Это многосторонний процесс, рассчитанный на то, что во время диалога бизнеса, власти и громады возникнут качественные решения.

По словам наших экспертов, для этого людям необходимо обязательно активно участвовать в общественных слушаниях, внимательно изучать отчет инвестора по оценке воздействия на окружающую среду, делать конкретные замечания и следить, чтобы их внесли в протокол слушаний. Конечно, не обходится без определенных манипуляций. Причем с обеих сторон. Здесь надо рассматривать каждую ситуацию отдельно.

"Часто инвестор не хочет уступать, - рассказывает Д.Скрыльников. - Взять хотя бы те же мини ГЭС в Карпатах. Он не хочет искать участок, который бы меньше всего вредил окружающей среде. Его интересует часть реки, где самый большой поток воды, кратчайшее расстояние к линии электропередач. И таким образом планируют эти объекты в самых живописных местах Карпат. Но для него это может стать препятствием по введению производства на многие годы.

Свои права надо уметь отстаивать. Например, не могу назвать положительным поведение громад при обсуждении мусороперерабатывающего завода во Львове. Вместо того чтобы сформулировать и донести до инвестора свои требования, задать сложные вопросы, озвучить технологические замечания, люди пришли с криками "ганьба!". Это, к радости представителя заказчика проекта, отражено одним предложениям в протоколе. И очень жаль, потому что внесенные в протокол несколько десятков предметных замечаний, требований и предложений и отсутствие конкретных ответов на них стали бы основанием для обжалования в суде самого строительства.

Сейчас механизм слушаний предусматривает, что они не состоялись, если не явился субъект хозяйствования или представители органа государственной власти. Если люди не пришли, следовательно, их этот вопрос не интересует".

Нет доверия ни к власти, ни к бизнесу

Почему люди так себя ведут? Потому что нет доверия ни к власти, ни к бизнесу. Они его не заслужили. Часто инвесторы не идут на диалог, пытаются закрыть информацию. Считают, что им легче договориться с чиновником, чем с громадой. Поэтому даже обещаниям о золотых горах люди не поверят. Ведь не факт, что завтра бизнесмен сделает все иначе. Кризис доверия формировался много лет, когда с громадами никто не считался. В результате у людей конфликты с уже действующими производствами. А их скорректировать или закрыть намного труднее, чем те, что только строятся.

Чтобы подобных винниковскому конфликтов было меньше, в каждом населенном пункте должен быть генеральный план территории, где можно видеть возможности, зонирование и т.п. Его создание стоит дорого и не каждый населенный пункт может себе это позволить. И это порождает хаос. Все идет через детальный план территории, хотя детальный план должен был бы уточнять генеральный план. Когда же бизнес начинает согласовывать детальный план, обычно это порождает коррупцию среди местных чиновников. С другой стороны, в Украине есть бизнес, который хочет сэкономить на экологических требованиях. Ведь зачем покупать дорогие фильтры, если дешевле купить чиновника.

Результат часто негативный, потому что тогда, как в Винниках и окружающих селах, жители выставляют пикеты возле выезда на постройку, не пускают технику. Там строительство из-за этого приостановлено. Также произошли внеочередные заседания городской рады г. Винники и сельской рады села Подберезцы, на которых депутаты проголосовали за остановку строительства. Вопрос возведения завода горячего цинкования рядом с Винниками рассмотрели на общественном совете при главе Львовской ОГА. По результатам встречи в ОГА был создан координационный совет, в состав которого вошли все участники конфликта. Они должны выработать общее мнение относительно завода.

Удастся ли? Скоро увидим.