UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как сделать бизнес прибыльным в кризисные времена? — Бизнес-акселерация!

Автор: Виктор Конев

Можно ли прямо сейчас чуть ли не под ногами найти источник дохода? Да. Этому призвана помочь Региональная бизнес-акселерационная программа «Создаем эффективный бизнес и вместе меняем общество».

Одни ищут работу, другие создают рабочие места. Частная инициатива… Для нее нет преград, нет кризисов и нет войн — только дайте волю. И когда ее (волю) дают — происходят чудеса. Она создает бизнес из домашних пирожков, она творит суперэкономики, она же запускает космические корабли. Собственно в борьбе за контроль над бизнесом, за право взимать дань и возникали государства, велись и ведутся войны. Так было всегда, и будет до тех пор, пока государство как способ организации человеческих сообществ не станет пережитком прошлого.

Учебная программа для предпринимателей и предпринимательниц со всей Украины реализовывалась с сентября по ноябрь в рамках проекта Good Governance Fund «Региональное восстановление», который финансируется UK International Development от правительства Великобритании. Имплементаторы проекта — Abt Global и KPMG в Украине.

Читайте также: Бизнес должен быть готов к "сценарию военного времени" — адмирал Бауэр

Мы познакомились с некоторыми участниками программы. Они единодушны в том, что такие мероприятия очень нужны для цивилизованного развития микро- и малого бизнеса в громадах.

«Козацька мрія» — чтобы было как дома

В украинских реалиях, даже под российскими бомбежками, люди умудряются строить бизнес «с нуля». Стресс — горькое, но сильное лекарство от экономической пассивности. В ходе работы учебной программы вырисовалось немало примеров микро- и малого бизнеса, который может выстроить каждый или почти каждый. Хлопотно, нервно, но веселее, чем жить на пособия.

Вот пример «элементарной частицы» бизнеса — семейное производство замороженных продуктов питания «Козацька мрія». Создатель и владелица бизнеса — жительница города Самар (Днепропетровская область, население около 70 тысяч человек) Любовь Чуб. Это домашнее семейное производство замороженных блюд украинской кухни.

«Наша аудитория — семьи, взрослые члены которых заняты на работе; молодые люди, которым неинтересно тратить время на кухню, но их не устраивает шаурма; это все, кому нравится хорошая украинская еда, — говорит Любовь. — Мы изучаем вкусы наших клиентов и стараемся угодить им. Например, если в семье не любят картошку с луком в варениках, мы его не кладем. Кому не нравится изюм в твороге, получают блинчики с творогом без изюма. Город наш небольшой, угодить вкусам всех клиентов вполне возможно. Как дома!»

А подтолкнула сделать первый шаг критическая ситуация. Семья Чуб отправилась отдохнуть в Грузию. Российское вторжение в Украину началось буквально в день их вылета домой — 24 февраля 2022 года. Вылет не состоялся…

Читайте также: Ветеранский бизнес: по данным банков, 40% ветеранов-предпринимателей – это женщины

«…Грузины — народ гостеприимный, но украинцы скучали за своей пищей. Стала готовить на вынос голубцы, блинчики — дело пошло», — рассказывает Любовь. Вернувшись в Украину, продолжила дело.

«Муж умер после тяжелой болезни, — говорит она. — Нужно самой поднимать двоих детей. Вот и вышла на рынок с тем, что умею делать, — с домашней кухней. Дело развивается. Чтобы успевать за спросом, уже наняла двух помощниц».

Отвечая на вопрос о роли региональной программы акселерации, Любовь сказала следующее: «В ходе тренингов я увидела, как уже вполне сложившиеся люди меняют мышление, как они жаждут развиваться и как вдохновляют других. Я же стала более сильной и смелой, за что благодарна программе».

Кооперативы в сельской местности есть, но массовыми не стали. Почему?

Следующий шаг — от элементарной самозанятости к занятости коллективной. Нет, это не колхоз с прямым изъятием собственности у крестьян, а кооператив. Если заглянуть в Википедию, вот, что там про кооператив написано: «автономная ассоциация людей, добровольно объединившихся для удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей на совместном предприятии, контролируемом демократическим путем». То есть, собрались, скинулись, начали работать.

Если говорить о сельскохозяйственных кооперативах, они вполне обеспечены нормативно-правовой базой: это и закон «О кооперации», и закон «О сельскохозяйственной кооперации». Но пасущихся коров на лугах все меньше, и сельскохозяйственных кооперативов больше не становится.

Читайте также: Уважение к бизнесу, локализация, детенизация экономики: Зеленский рассказал об экономическом пункте «Плана устойчивости»

Тем не менее, сельскохозяйственные кооперативы существуют. Мы поговорили с участником программы бизнес-акселерации, председателем сельскохозяйственного обслуживающего кооператива «Дары Гуцульщины» (Черновицкая область, Вижницкий район, поселок Путила) Сергеем Тереном.

Украинские горцы, как и полищуки, живут скотоводством и собирательством (грибы да ягоды). Хороший ягодно-грибной сезон год кормит. Уходят гуцулы, лемки да полищуки в леса, выходят оттуда к дорогам, где поставили свои фургоны с весами заготовители, сдают то, что набрали, и снова в лес. Ну а дальше собранное уходит частично на базар, остальное по цепочке перепродаж — на переработку и экспорт. Но, действительно, почему бы не скинуться и не учредить кооператив с первичной переработкой даров леса? Почему бы не создавать добавочную стоимость в своем же селе?

Свои «как» и «почему» мы и задали Сергею Терену.

— Кооператив мы учредили в 2015 году. Именно с целью переработки дикоросов на месте, — рассказывает он. — Наш поселок находится далеко от областного центра, возле границы с Румынией, нам до всего далеко и до нас всем далеко. Но сумели войти в программу ПРООН. В рамках программы создали кооператив. На условиях софинансирования закупили холодильное и сушильное оборудование. Начали работать. Научились продвигать свою продукцию. Скажем, грибы-ежовики уходят на экспорт в Южную Корею, где считаются целебными. Кооператив развивается. В его работе участвуют больше тысячи человек — все жители региона. Они сдают кооперативу собранные дикоросы и получают за них оговоренную плату. Заготовители-одиночки тоже с нами сотрудничают.

Что касается сотрудничества с Программой бизнес-акселерации, «мы только начинаем его, но видим в этом сотрудничестве большое будущее, — говорит пан Сергей. — Район, где работает наш кооператив, находится в настоящей глуши, и свежие европейские веяния очень нужны. Они уже чувствуются. Поэтому ничего, кроме пользы, мы от сотрудничества с программой не видим».

Но почему только грибы и ягоды? Почему не мясо и молоко, например?

По словам нашего собеседника, мясо-молочное направление без дотаций не выживет. И когда только обсуждалось направление деятельности будущего кооператива, от этого направления пришлось отказаться.

Если не вдаваться в юридические тонкости, обслуживающий кооператив — та же компания со своими плюсами и минусами. Главный минус — много совладельцев. А это — почти обязательно конфликты и обиды. И это, вероятно, одна из причин, почему кооперативное движение массово не охватило село. Так бывает всегда, когда между людьми стоят деньги. Если совладельцы смогли пройти этот неприятный рубеж и сработаться, значит у предприятия есть будущее. А программа бизнес-акселерации — только в помощь.