UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как бизнесмену в оккупации не превратиться в коллаборанта

Несколько советов, как минимизировать риски попадания в список предателей

Автор: Ева Юрченко

Россия продолжает сжимать «братские» объятия на оккупированных территориях. Причем в повестке не только принудительный российский паспорт. Оккупанты заставляют предпринимателей «переоформляться» по российскому законодательству даже в условиях постепенного освобождения ВСУ фейково «присоединенных» украинских территорий. Дескать, за это предприниматели не будут платить налоги до конца 2022 года. 

Что делать владельцам бизнеса? Как предпринимателям защититься от представителей страны-агрессора и при этом не стать коллаборантами? Что об этом думает украинское государство и думает ли вообще?

Коллаборационизм или выживание?

Сегодня многие бизнесмены, которые, например, остались в Херсонской области или же вернулись туда из-за отсутствия работы на подконтрольных территориях Украины, хотят обезопасить свою деятельность от действий оккупантов. Сейчас вариантов реализовать это не так много: законсервировать собственное дело, уйти в тень либо же подстроиться под требования самопровозглашенной власти, которая отнимает имущество, ворует сельскохозяйственную продукцию, инвентарь, в частности грузовики, а еще бетонные плиты для постройки оборонительных сооружений.

Несмотря на постепенный процесс деоккупации, есть предприниматели, которые идут в местную налоговую, чтобы переоформить свидетельство по российскому законодательству и продолжить работать на рынке. Чтобы перерегистрироваться, владельцу надо предоставить паспортные данные и украинскую декларацию о предпринимательстве.

«Я строил свой бизнес более 20 лет, поэтому переоформлениеединственный выход сохранить мое дело», — говорит владелец магазина одежды из города Олешки, попросивший не называть его имени.

Правда, такое сохранение бизнеса может вызвать серьезные проблемы.

Читайте также: Украина будет считать коллаборантами всех, кто остался на оккупированных территориях? Абсолютный бред — Зеленский

Будет ли переоформление считаться коллаборационизмом

Де-факто любое сотрудничество с оккупантом является коллаборационизмом. Ведь после перерегистрации предприниматель должен отдавать часть дохода оккупантам и таким образом пополнять казну страны-агрессора.

Похожая ситуация была на Донбассе в 2014–2015 годах, когда владельцы бизнеса платили налоги дважды: Украине и так называемой ЛДНР. Поэтому представители украинских правоохранительных органов открывали уголовные дела против таких предпринимателей. Правда, ни одно из них из-за отсутствия должных доказательств так и не дошло до суда, но серьезно попортило нервы владельцам бизнеса.

Чтобы избежать ошибок и четко определить границы между коллаборационизмом и выживанием, в начале марта 2022 года Верховная Рада дополнила Уголовный кодекс еще одной статьей 111-1 «Коллаборационная деятельность». Согласно этой статье, любое сотрудничество — поставка или продажа товара, передача имущества, уплата налогов вражеской администрации — будет наказываться штрафом до 170 тыс. грн либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Но чаще всего предприниматели соглашаются на условия оккупантов, боясь потерять собственность либо даже поймать автоматную очередь. Например, оккупационная власть уже семь месяцев хозяйничает в Херсонской области. Если раньше оккупанты просто запугивали херсонцев нарисованными буквами Z на машинах за отказ перерегистрироваться, то теперь силой отнимают их имущество, отбирают украинские расчетные терминалы, чтобы вывести из обращения гривню и установить контроль над доходами бизнесменов, используя свою платежную систему. Предприниматели, которые сопротивляются принуждению, пытаются принимать лишь денежную наличность, но ее на Херсонщине становится все меньше.

«Сначала орки назвали конечной датой для переоформления начало лета, потом август, сегодня они уже перестали принимать заявления. Я очень казню себя за то, что поддался давлению русни, но когда, узнал, что у моего брата в Херсоне отобрали магазин, сильно испугался», — говорит владелец магазина одежды из города Олешки.

Многие украинцы начали обращаться в Минреинтеграции с вопросом, может ли их конкретный случай подпасть под наказание. И потому команда министерства разработала два законопроекта, которые приблизительно дают понять, какая деятельность не является изменой.

В частности, проектами уточняется, что наказывать будут лишь тех, кто добровольно сотрудничает с агрессором. Также разработчики законопроектов выделили виды деятельности, которые обеспечивают самые важные сферы жизни. Такая деятельность бизнеса, даже если он и взаимодействует с оккупантами (конечно, при этом не помогает государству-агрессору), не будет подпадать под статью 111-1 «Коллаборационная деятельность».

В критический список входят такие сферы:

Кабмин уже поддержал законотворческую инициативу, теперь слово за депутатами Верховной Рады. Которые должны ответить, вероятно, на главный вопрос: кто и как будет определять добровольность сотрудничества или принуждение. Но пока Рада раскачивается, бизнесу нужно как-то жить и принимать решения.

Читайте также: Налоговая реформа 10-10-10: бизнес отреагировал на планы ОП и Минэкономики

Что делать предпринимателям, у которых нет возможности эвакуировать бизнес

Поскольку сегодня со стороны России совершается полная блокада, осуществить релокацию бизнеса из особо опасных территорий невозможно. Предпринимателям приходится работать на грани украинского законодательства и оккупационных правил. Часть из них заморозили деятельность, но большинство подстроились под нынешние реалии.

Директор Центра анализа и стратегий экономист Игорь Чаленко советует оккупированному бизнесу все же избегать официального переоформления. Особенно сейчас, когда мы видим шаги по деоккупации территорий, и, если возможно, перейти работать в тень, как делала часть донецких предпринимателей в 2014–2015 годах, либо же полностью законсервировать работу на несколько месяцев, аргументируя такое решение отсутствием необходимого материала или инвентаризацией.

Владельцам бизнеса, у которых нет финансовой возможности остановить работу, следует разработать план действий, чтобы минимизировать риски попасть в список коллаборантов:

Горько осознавать очевидность — на восьмом году войны, когда оккупированные РФ территории переходят в статус деоккупированных, в Украине до сих пор не определена четкая государственная позиция в отношении находящихся в оккупации людей. Именно отсутствие официальной позиции государства по отношению к тем, кто выживает, и тем, кто ищет место в рядах коллаборантов, работает на руку оккупантам.

Больше статей Евы Юрченко читайте здесь.