UA / RU
Поддержать ZN.ua

Качество выше, цена — ниже. Общественность намерена разрубить жилищно-коммунальный узел с помощью кондоминиума

А заодно… подорвать основы монополизма в жилищно-коммунальном хозяйстве и даже укротить коррупцию в этой специфической отрасли...

Автор: Виктор Власов

А заодно… подорвать основы монополизма в жилищно-коммунальном хозяйстве и даже укротить коррупцию в этой специфической отрасли. Круглый стол, организованный в «Українському домі» Коммуникационной группой ESG и Институтом местного развития, так и назывался: «Дорожная карта» ЖКХ: как победить монополизм и коррупцию в отрасли». Причем пути реализации своих намерений общественные организации скрывать не стали — за круглый стол пригласили мэров городов, представителей СМИ, Министерства по вопросам ЖКХ, государственных администраций, бизнес-структур и даже управлений ЖКХ. Обнародовали также проект обращения общественных организаций к Кабинету министров.

Системный кризис обостряется

Владислав Протас
Мы постепенно привыкаем, что сфера ЖКХ становится опасной не только для кошелька, но и для жизни. Свежий пример напросился сам собой. «В центре Киева эвакуировали 60 человек из жилого дома, который вот-вот рухнет» — заголовок из ленты новостей агентства УНИАН от 31.07.07. Именно 31 июля, в день проведения круглого стола, в Шевченковском районе столицы из-за трещин в пятиэтажке были эвакуированы ее жильцы.

Если подобное то и дело случается в столице с ее пухленьким бюджетом, то что же тогда происходит в регионах? Не секрет, что около 4% много­квартирных домов коммунальной собственности находится в аварийном состоянии, коммунальная инфраструктура изношена более чем на 60%, в аварийном состоянии — треть сетей водопроводов, почти 18% теплосетей. В настоящее время «плановые» потери воды составляют 30—40%, более 20 тыс. (из 86 тыс.) лифтов отработали эксплуатационный срок 25 лет и потенциально опасны.

Плата за жилищно-коммунальные услуги растет, качество не меняется. Объектом внимания участников круглого стола в этом смысле стал Харьков. «Тарифы на ЖК-услуги в городе самые высокие в Украине, они более чем в два раза выше, чем в Киеве, но жить лучше не стало, — говорит Владислав Протас, председатель общественной организации «Харьковчанин». — Од­новременно разрушена система жэков, создан искусственный монополист, еди­ный заказчик и контролер услуг — коммунальное предприятие «Жилком­сервис». В результате в отрасли стали активно развиваться коррупционные схемы, теневые финансовые операции, происходит частное обогащение за счет коммунальных ресурсов».

Дай «на чай»

Александр Попов
Куда же деваются финансовые потоки, предназначенные для реформы ЖКХ? Ведь только в текущем году на реализацию Государственной программы реформирования и развития ЖКХ в госбюджете предусматривалось
3 млрд. грн. Всего же на реформирование в ближайшие несколько лет запланировано 80 млрд. грн. Эти деньги не должны работать на нечистых на руку коммунальщиков, не брезгующих ни государственными субсидиями, ни «чаевыми» от жителей многоэтажек.

— По данным Международного института социологии, 36,6% населения при подключении или ремонте добровольно стимулировали людей, осуществляющих коммунальные услуги, а 14% стимулировали коммунальщиков по их требованию, — признает министр по вопросам ЖКХ Александр Попов. — Ситуация ненормальная. Думаю, что профилактику коррупции нужно проводить как на государственном, так и на бытовом уровне. Для этого в программе реформирования ЖКХ предусмотрены механизмы, исключающие, например, нецелевое использование средств.

Участники круглого стола дополнили министра имеющейся у них информацией. Оказывается, кое-где ЖЭКи превратились в основу бизнеса местных властей. Сюда сходятся и перераспределяются денежные потоки, поступающие как от государства, так и от жителей городов. Кроме того, при ЖЭКах создаются частные компании, использующие их кадровый и прочий ресурс. Если это действительно так, то вполне понятно, почему так тяжело идет реформа в коммунальной сфере, почему в ней мало прозрачности.

Виктор Матчук
Своими наблюдениями поделился и председатель Ривненской ОГА Виктор Матчук:

— Когда-то в селах говорили: «Разве ж мы против колхоза? За. Только не в нашей деревне». Прибли­зит­ельно то же самое — с реформой ЖКХ. В жизни это происходит следующим образом. На местах берут обоснование, едут в Кабмин, выбивают как можно больше средств, чтобы «вбухать» их в существующие структуры. На вопрос о существовании коррупции могу сказать, что если коррупция есть в Украине, то как ее не может быть в одной отдельно взятой отрасли?

Развал остановят кондоминиумы?

Общественность отказывается быть сторонним наблюдателем за процессами, которые идут в коммунальной сфере. Она хочет активно участвовать в этих процессах, хочет получить качество услуг, соответствующее установленным тарифам. Более того, она уже сама предлагает пути решения кризиса.

— На рынке ЖК-услуг наравне с естественными действуют искусственные монополии. Контроль за деятельностью первых лежит на плечах государства, а искусственные зачастую поддерживаются и сотрудничают с местными властями. Интересом последних становится полный контроль над денежными потоками в этой сфере. Это и привело к кризису ЖКХ, заложником которой стал конечный потребитель, — подчеркнул в своем выступлении Владислав Протас. — Потребители разобщены и сталкиваются с коммунальщиками на правах просящего, не имея возможности выбора. В условиях монополии потребитель лишен гарантии того, что с повышением тарифов автоматически повышается качество предоставляемых услуг. Так будет продолжаться до тех пор, пока не будет сформирован рынок ЖКХ. Необходима новая методика управления ЖКХ без искусственных монополий, но с развитым рынком услуг. На сегодня такая система существует — это система кондоминиумов. Объеди­нение совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) — одна из форм кондоминиума. Почему ОСМД? Председа­тели ОСМД, в отличие от начальников ЖЭКов, избираются на собрании и несут ответственность перед жильцами дома. Если дом не будет иметь владельца, он развалится, несмотря на евроремонты в отдельных его квартирах. Государство должно создать для ОСМД благоприятную правовую, экономическую и рыночную среду. Этим путем пошла Европа, за ней последовали страны Балтии и Россия.

Павел Козырев
Однако, по мнению общественных организаций, основная проблема — отсутствие поддержки системы ОСМД городскими властями. Т.е. нынешняя власть не заинтересована в развитии новой системы, так как это сильно снижает уровень ее контроля над коммунальными денежными потоками. Правда, так происходит не везде. В частности мэр г.Украинка Павел Козырев не против внедрения кондоминиумов, но видит еще одно препятствие.

— У нас в городе семь ОСМД в 48 домах. Есть города, где 95% и более многоэтажных домов создали ОСМД, потому что в этих городах пережили настолько сильный кризис предоставления услуг, что люди были вынуждены брать на себя эти вопросы. Местная власть не справилась. Еще один нюанс: в ремонт дома (крыши, подвалы, места общего пользования) мы ежегодно вкладываем 100—150 тыс. грн. Люди понимают, что после создание ОСМД придется брать эти деньги из своих кошельков, а они не смогут этого сделать, поэтому у них нет желания менять систему…

Бизнес на службу ОСМД

Николай Толмачев
Если в сфере действия естественных монополий (поставка тепла, воды, газа, электроэнергии) практически невозможно что-либо принципиально изменить для создания конкуренции (не проводить же в один дом несколько водопроводов), то в среде искусственных монополий изменения назрели. Содержание жилья и придомовой территории в надлежащем состоянии, ремонт лифтов, сантехнические услуги… могут и должны предоставляться по законам конкуренции. Сформиро­вать необходимый набор услуг и выбрать конкретных исполнителей или поставщиков этих услуг сможет собственник жилья или общество таких собственников. Бизнес, судя по всему, уже не только готов предоставлять подобные услуги, но и приобрел в этом некоторый опыт. Уже появились частные ЖЭКи. Да и застройщики жилья (в заседании круглого стола участвовали представители компаний «Київ Житло-Інвест» и «Т.М.М.».) время зря не теряют.

Вот только бизнес не собирается работать себе в убыток. По крайней мере, какой-либо длительный промежуток времени. Для того чтобы частные компании пошли в коммунальную сферу, им нужна хотя бы маленькая, пусть регулируемая, но рентабельность.

— У нас есть более чем десятилетний опыт эксплуатации — первый дом мы сдали в 1996 году. На сегодняшний день в управлении компании находится около 120 тыс. м2 площадей. Есть собственное управление по эксплуатации, — рассказывает Николай Толмачев, генеральный директор компании «Т.М.М.». — Но государство не должно устраняться от этого процесса. Создание ОСМД — это прекрасно, но без госпомощи путь довольно рискованный.

Инициатва снизу — работа слугам народа

Мнения, опыт и предложения более 50 участников круглого стола трансформировались в проекте обращения к Кабинету министров, в котором перечислены основные мероприятия, способствующие преодолению монополизма и коррупции в сфере ЖКХ. Среди уже традиционных требований — усовершенствование законодательной базы, внедрение прозрачной и экономически обоснованной тарифной системы — имеют место оригинальные решения. Например, предлагается поддержать инициативу общественной организации «Союз собственников жилья Украины» по созданию независимого регулятора на рынке коммунальных услуг. Предполагается, что новый государственный орган сможет умерить аппетиты власти на местах и ликвидировать там основы распространения коррупции и злоупотреблений.

Предлагается также разработать действенный механизм мониторинга и общественной экспертизы использования средств в сфере ЖКХ на местном уровне, в частности поддержать инициативу Житомирского областного центра молодежных инициатив и закрепить права граждан нормативно-правовым документом — Положением об общественном аудите ЖКХ.

Естественно, центром, вокруг которого вращаются все остальные предложения, стал пункт обращения о развитии новых рыночных институтов, в котором сконцентрированы требования общественной организации «Харьковчанин» о поддержке института ОСМД органами центральной и местной власти.

Переход к системе ОСМД даст всему жилищно-коммунальному хозяйству Украины следующие преимущества:

1. Появление собственника, принимающего непосредственное участие в про­цессе принятия решений по благоустройству дома и придомовой территории.

2. Отказ от принудительной тарифной политики и возможность выбора необходимого пакета жилищно-коммунальных услуг.

3. Создание рынка коммунальных услуг на основе появления новой потребительской ниши ЖКХ (совладельцев многоквартирных домов), без доминирования искусственных монополистов.

4. Формирование новой потребительской культуры в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, разработка и внедрение прозрачной системы ОСМД при взаимодействии власти и общественных организаций позволит более продуктивно реформировать отрасль.