UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кабельная консолидация

«Сигма Блейзер» скупает региональных операторов кабельного телевидения. Операторы не против. На украинском рынке кабельного телевидения идет процесс концентрации...

Автор: Стас Лангер

«Сигма Блейзер» скупает региональных операторов кабельного телевидения. Операторы не против.

На украинском рынке кабельного телевидения идет процесс концентрации. Инвестиционный фонд, учрежденный «Сигма Блейзер», в течение последнего года активно приобретает операторов кабельного телевидения в ряде городов Украины. Переговоры о покупке ведутся в разной стадии с десятками компаний, а предложение сделано едва ли не всем.

Пока неясно, будут ли купленные компании консолидированы в единого кабельного оператора, будет ли этот оператор работать под сквозным брендом контролируемой «Сигмой» компании «Воля-Кабель» или его продадут «стратегическому инвестору». Ясно лишь, что на эту тенденцию нужно обратить внимание не только операторам (которые хорошо о ней знают), но и госорганам и общественности. Чтобы неизбежное изменение правил игры на консолидируемом рынке кабельных сетей ни для кого не стало неожиданностью.

Официально «Воля» работает в Киеве, Алчевске, Черновцах и Львове. По некоторым данным, компании, контролируемые учредителями «Воли», есть и в Харькове, Черкассах, Севастополе, Одессе, Запорожье, Житомире, некоторых других городах. Давний оппонент «Воли» Всеукраинская ассоциация операторов кабельного телевидения и телеинформационных сетей (ВАОКТТМ), объединяющая порядка 200 в основном небольших компаний, бьет тревогу. После Всеукраинского совещания операторов кабельного телевидения, проходившего 15 мая, организация обратилась к Национальному совету по телевидению и радиовещанию и Антимонопольному комитету с просьбой не допустить монополизации «Сигма Блейзер» рынка кабельного телевидения Украины.

Ассоциация операторов кабельного телевидения считает такую консолидацию нарушением украинского законодательства. В частности, п. 5 ст. 4 Закона Украины «О телевидении и радиовещании», согласно которому государство должно устанавливать действенные ограничения монополизации телерадиоорганизаций финансовыми, политическими и другим группами и частными лицами, а также гарантировать защиту телерадиоорганизаций от финансового и политического давления со стороны упомянутых групп, органов государственной власти и местного самоуправления. А также п. 1 ст. 8 того же закона, по которому ни одно физическое или юридическое лицо не имеет права контролировать (путем влияния или формирования управленческих органов телерадиоорганизаций) более чем 35% общего объема общенационального или любого регионального или местного телерадиоинформационного рынка.

Для начала — цифры. Всего на украинском рынке работает несколько сот операторов кабельного телевидения. По разным данным, от 300 до 700. Такое расхождение вызвано тем, что не все небольшие операторы афишируют свою работу, стараясь избежать преследования за распространение «пиратского» контента. Многие небольшие операторы не могут позволить себе покупать программы для распространения, поскольку это сделает их убыточными.

Степень концентрации рынка и без «Воли» высока: по данным другой профессиональной ассоциации, Союза кабельного телевидения Украины (СКТУ), более половины абонентов обслуживаются 25 крупнейшими операторами. Все они расположены в городах-миллионниках. 80% компаний обслуживают менее 10 тыс. абонентов, а совокупно — менее 20% рынка.

По причине «неафишируемости» деятельности ряда компаний количество абонентов кабельного телевидения в Украине также оценивается с большим разбросом: от 1,5 до 7 млн. (обычно количество абонентов выражают в «розетках» — квартирных входах телевизионного кабеля). Большинство участников рынка сходятся на цифре 3 млн. «розеток». Уровень проникновения кабельных сетей составляет около 25%. Темпы роста рынка — также около 25% в год.

По данным Госкомстата, доходы рынка кабельного телевидения в минувшем году составили 541 млн. грн. Считается, что реальный объем рынка в полтора раза больше. Средний доход на одного абонента (ARPU) — 4—6 долл. Как правило, абоненты платят фиксированную абонплату (15—60 гривен в зависимости от количества каналов) и доход отдельно взятого оператора легко посчитать. В Киеве ARPU выше, поскольку «Воля» предоставляет здесь услуги цифрового телевидения «Воля Премиум» и широкополосного доступа в Интернет «Воля Бродбенд».

Только в Киеве, по данным ВАОКТТМ, контролируемая фондом «Сигма Блейзер» компания «Воля» предоставляет услуги кабельного телевидения в 0,8 из 1,1 млн. квартир. То есть ее рыночная доля — 72%. По данным самой «Воли», она предоставляет услуги лишь 0,4 млн. абонентам в Киеве, занимая долю рынка в 36%. Официальной информации по количеству абонентов «Воли» в других городах нет.

По данным председателя правления ВАОКТТМ Юрия Лабунс­кого, в Харькове у аффилированных с «Волей» компаний — около 500 тыс. абонентов, в Севастополе и Черкассах — по 100 тыс. Вместе с Киевом и другими городами выходит более 1,5 млн. «розеток». «Если весь рынок, по мнению Нацсовета, составляет ориентировочно 3,7 млн. потенциальных абонентов, то за год «Воля» увеличила свою долю на нем почти вдвое — было 21,62, стало 40,54%. То есть антимонопольные ограничения в 35% уже нарушены даже на общеукраинском рынке, а не только на региональных телеинформационных рынках Харькова, Севастополя, Киева», — говорит Юрий Лабунский.

Является ли скупка небольших операторов кабельного телевидения монополизацией данного рынка — вопрос к Антимонопольному комитету Украины. Впрочем, у «Воли» с ним давние и плодотворные отношения. Проблема в том, что о реальном масштабе этой концентрации извне судить весьма трудно. В самой «Воле» факт концентрации отрицают. Не удалось получить подробную информацию о сделках и в «Сигме». Правда, «Воля» покупателем небольших компаний и не выступает — для этих целей «Сигма Блейзер» создал специальные финансовые структуры. Большинство покупок — небольшие компании, ЧП и ООО, поэтому особых требований к прозрачности этих сделок нет.

Даже если АМКУ или Нацсовет зададутся целью провести подобное исследование, то нарисовать полную картину без доброй воли самой компании «Сигма Блейзер» будет сложно. Не говоря уж о том, что в данный момент политической или коммерческой воли для установления истины в этом вопросе ни у кого нет.

Косвенные данные о планах концентрации поступают и от «Воли». Подводя итоги 2006 года, президент компании Сергей Бойко обмолвился, что в течение ближайших пяти лет «Воля» намерена стать национальным кабельным оператором. Кроме того, руководители компании (а также СКТМ, самым активным членом которого «Воля» до недавнего времени являлась) любят рассказывать историю развития польского рынка кабельного телевидения. На нем подобные события происходили несколько лет назад. Одна из польских инвесткомпаний скупила местных операторов, совокупно владевших более чем миллионом «розеток», а затем почти за миллиард долларов продала свой актив голландскому оператору UPС, владеющему сетями в десятке европейских стран. Данная сделка считается одной из самых крупных и показательных в Европе.

Кстати, есть информация о переговорах о покупке данным европейским холдингом крупнейшего оператора Днепропетровска — «Фальстап»/«СДС».

Но вернемся к «Воле»: учитывая, что «Сигма Блей­зер» позиционируется как финансовый инвестор, упоми­нания «польского сценария» могут служить подтверждением планов продажи фондом консолидированного кабельного бизнеса крупному международному оператору. А вот европейскому или российскому — вопрос.

Какой может быть цена этой сделки? UPC купил польскую сеть из расчета примерно 1000 долл. за абонента. Точная стоимость украинских «кабельщиков» в сделках по их продаже неизвестна; по данным ВАОКТТМ, она колеблется от 60 до 200 долл. за «розетку» в зависимости от размера и технологической развитости кабельной сети. Неизвестно, удастся ли продать их по 1000 долл., — ситуация на мировом телекоммуникационном рынке ухудшается. Но даже если за 500, то «навар» инвесторов составит те же несколько сот миллионов долларов, что и в Польше.

Почему же бьет тревогу ассоциация ВАОКТТМ? По ее мнению, политика «Воли» и ее инвесторов по концентрации рынка разрушает бизнес небольших операторов. Их просто вынуждают продавать свои компании, отказываться от деятельности на этом рынке. Это при том, что многие небольшие «кабельщики» — энтузиасты своего дела, живущие своей работой уже многие годы.

Началось все с принятия перед самыми прошлогодними выборами новой редакции Закона Украины «О телевидении и радиовещании». Он, в частности, предусматривал изменение порядка лицензирования кабельных операторов, поставив их наравне с телерадиокомпаниями. Стоимость лицензии и количество документов, которые нужно подать для ее получения, для многих из них оказались непосильны.

«Разрабатывала этот закон сама «Воля», лоббировала его на протяжении двух лет. Операторы кабельного телевидения всей Украины почувствовали себя крайне неуютно в этом новом законодательном поле, и многие из них всерьез начали думать об уходе из этого бизнеса. К этому моменту «Воля», очевидно, тщательно готовилась, собирала информацию об операторах, готовила мнение операторов, что скупки не избежать, — и сразу после принятия закона начала активно действовать», — считает Юрий Лабунский.

По его данным, после «Теле­радио­ярмарки-2007», проходившей в Киеве с 15 по 17 мая (в рамках которой прошли открытые собрания всех трех украинских кабельных ассоциаций — СКТУ, ВАОКТТМ и «Укртелесети»), операторов, интересующихся своей продажей, собирали и в Ялте, где объясняли, как и почему это лучше сделать.

Другой тактический прием, применяемый покупателями, заключается в строительстве параллельных кабельных сетей. Кстати, руководители «Воли» часто отмечали, что «легче построить новую кабельную сеть, чем модернизировать старую». Например, в декабре минувшего года «Воля» развернула новый сегмент своей сети в столичном микрорайоне Русановка, обслуживавшемся компанией «Информационные технологии». В ходе маркетинговой акции желающим бесплатно раздавались декодеры цифрового телевидения. В результате абонентскую базу старого оператора заметно «пощипали».

С одной стороны, все выглядит красиво: конкурентная среда улучшилась, у жителей микрорайона появился выбор. С другой — финансовые возможности «Воли» и небольших операторов несравнимы. Если количество абонентов у последнего падает ниже определенной черты, он оказывается перед выбором: «загнуться» или «продаться». По данным ВАОКТТМ, эта схема реализуется и в других городах, где присутствует «Воля».

«Воля» — не единственный кабельный оператор в Украине, вынашивающий планы консолидации. Скупку мелких операторов проводили владельцы крупного днепропетровского телевизионного бизнеса. В Одессе действует компания «Сана Плюс», объединяющая небольших операторов. Аналогичную политику ведут некоторые структуры из Донецка. Об альтернативной консолидации кабельных операторов говорят и в ВАОКТТМ. «Сама по себе продажа не является чем-то плохим, если продавца не принуждают к этому. У каждого человека в жизни могут сложиться обстоятельства, когда ему выгоднее продать бизнес или когда нет желания дальше этим заниматься. И совсем другое дело — принуждение к продаже путем создания оператору неблагоприятных условий», — считает Юрий Лабунский.

Ассоциация предлагает «сомневающимся» «надежных и проверенных покупателей», готовых приобрести их бизнес не под давлением. Что это за покупатели — представители российского бизнеса или крупных отечественных операторов — не разглашается. Декларируемая цель — создать более-менее крупную структуру, которая могла бы взаимодействовать с «Волей» на равных.

По мнению крупных кабельных операторов, входящих в СКТМ, лишь крупные, с развитой инфраструктурой кабельные сети, за которыми стоят мощные инвесторы, могут обеспечить потребителей действительно качественным продуктом: и множеством телеканалов, и широкополосным доступом в Интернет, и даже IP-телефонией. По мнению же ВАОКТТМ, именно небольшие операторы имеют шансы дать пользователям наиболее демократичные цены, а также лучший сервис — потому что они «ближе к народу» и не отягощены бюрократической структурой. Спор этот длится уже несколько лет и, по-видимому, будет продолжаться, пока в Украине останутся небольшие кабельные операторы.

В ассоциации говорят, что, несмотря на глобализацию мировой экономики и присутствие в европейских странах крупных кабельных игроков типа UPC, для «малышей» остается достаточная ниша, в которой они себя отлично чувствуют. И будут чувствовать и у нас, если эту нишу не ликвидируют искусственно. «Если и далее будет продолжаться бездеятельность государственных органов Украины… очень быстро исчезнут не только другие, кроме «Воли», операторы кабельного телевидения, но и сама необходимость государственного регулирования телерадиоинформационного пространства Украины. Эту работу будет выполнять «Сигма Блейзер», управляющая своими подведомственными компаниями», — говорится в упомянутом открытом письме ВАОКТТМ.