UA / RU
Поддержать ZN.ua

К КАКОМУ РЕШЕНИЮ ПРИДЕТ АРБИТР? ЗАКОН «О РАЗВИТИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ» ПРИНЯТ ДЕПУТАТАМИ, НО ПРЕНИЯ ПО НЕМУ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Казалось бы, после принятия Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины» его сторонники и оппоненты должны бы прекратить дебаты...

Автор: Роман Гапчич

Казалось бы, после принятия Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины» его сторонники и оппоненты должны бы прекратить дебаты. Ведь принято считать, что после драки кулаками не машут. Но в отношении отечественного законотворческого процесса данная сентенция не срабатывает. Споры о том, как введение нового закона в действие отразится на авторынке, автомобильной промышленности страны, выполнении Госбюджета 2004 года, наконец, на интеграции Украины в ЕС и перспективах ее вступления в ВТО, продолжаются. И чем жарче они становятся, тем очевиднее, что противоборствующие стороны прекрасно понимают: счет встречи станет окончательным только после того, как его утвердит главный арбитр. И лишь тогда одни смогут праздновать победу, а другие искать оправдания своему поражению перед болельщиками.

О возможных негативных последствиях принятия Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины» шел разговор на пресс-конференции, в ходе которой с журналистами встретились представители автомобилестроителей и автоимпортеров.

По мнению инициаторов встречи, налоговые льготы, предоставляемые новым законом двум крупнейшим отечественным производителям ЗАЗ и ЛАЗ, вдобавок к тем, которые им были предоставлены Законом Украины «О стимулировании производства автомобилей в Украине», принятым в 1998 году, приведут к тому, что ежегодные потери бюджета составят порядка 1 млрд. гривен. Так, генеральный директор ВААИД считает: если Закон «О развитии автомобильной промышленности Украины» вступит в силу, произойдет перераспределение рынка в пользу именно этих предприятий. Государство потеряет большую часть поступлений от импорта автомобилей ввиду того, что ввозимые иномарки не смогут конкурировать с теми, которые собирает ЗАЗ по технологии крупноузловой сборки. «Боюсь, — говорит Олег Назаренко, — что импортеры в такой ситуации будут вынуждены либо существенно повышать цены, либо уходить от налогов путем использования полулегальных схем ввоза автомобилей в Украину». С ним солидарен и президент АВТ «Бавария» Александр Тимофеев, представляющий в нашей стране BMW, который не сомневается в том, что новый закон нанесет удар по импорту автомобилей, так как с введением предусматриваемых им пошлин цены на иномарки вырастут на 15—20%. Кроме того, по словам О.Назаренко, как только повысятся цены на импортные автомобили, вырастут цены и на машины украинского производства.

О том, что новый закон создает неравные условия для участников рынка, говорил и председатель наблюдательного совета производственно-инвестиционного холдинга «Богдан» Олег Свинарчук: «Мы не просим льгот, мы хотим, чтобы не возникла ситуация, при которой одно предприятие платит все налоги, а другое — ноль. Я считаю, что со стороны государства должен быть продемонстрирован более взвешенный подход в регулировании рынка». Такого же мнения придерживается и его коллега из ЗАО «Еврокар» Константин Кирилин: «Закон носит дискриминационный характер. Вместо того чтобы регулировать авторынок и развивать конкуренцию на нем, даются очередные льготы одному автопроизводителю. Сегодня ЗАЗ уже имеет 40% рынка, и в результате принятия закона создаются все условия для усугубления этой монополии».

Участники пресс-конференции особо подчеркивали, что Закон «О развитии автомобильной промышленности Украины» противоречит нормам ВТО, согласно которым местные производители не должны иметь никаких преимуществ по отношению к импортерам, кроме таможенных пошлин. В подтверждение этого тезиса народный депутат Дмитрий Святаш процитировал письмо Чрезвычайного и Полномочного посла Евросоюза в Украине Норбера Жустена руководителям экономического блока правительства Украины. «Устранение дискриминации в законодательстве об автомобилестроении в Украине, — подчеркивает господин посол, — является важным вопросом для ЕС в контексте переговоров о вступлении Украины в ВТО. В случае, если в законопроекте №3677 не будут устранены дискриминационные элементы, это станет негативным сигналом от Украины и, бесспорно, создаст трудности в отношениях с ЕС».

«Этот закон лично я считаю неприемлемым и даже вредным для украинского автомобилестроения сегодня, — говорит Дмитрий Святаш. — Он носит субъективный характер, так как содержит конечные положения, определяющие список предприятий, на которые закон не распространяется. Таким образом нарушается базовый принцип равенства права. Ведь если предприятие производит автомобили с использованием определенного технологического процесса и на это ему предоставлены определенные льготы, то производство на нем же автомобилей по иному технологическому циклу должно осуществляться на основе совершенно других преференций».

В данном случае народный депутат имеет в виду тот факт, что ЗАЗ, на поддержку которого фактически направлен новый закон, сегодня занимается производством не только «Таврий» и «Славут», но и крупноузловой сборкой иномарок. Причем на долю последних по итогам прошлого года приходится более половины объема его производства.

Безусловно, невозможно создать закон, в равной степени учитывающий интересы всех участников рынка. Это признают и присутствовавшие на пресс-конференции автопроизводители и импортеры. Если же учесть, что емкость украинского автомобильного рынка в денежном эквиваленте в прошлом году составила около 2 млрд. долларов, а сам рынок за последние годы растет со скоростью 25—30% как в денежном, так и количественном отношении, то накал страстей вокруг правил игры на этом поле вполне понятен.

Но есть еще интерес общегосударственный, и важно, чтобы в пылу сражения за «место под солнцем» он не сбрасывался со счетов. В частности, экспертное заключение по законопроекту №3677 гласит следующее: «Предлагаемые изменения в систему мероприятий по поддержке отечественной автомобильной промышленности приближают законодательство Украины к стандартам ЕС и ВТО. Однако ряд мероприятий не согласуется с положениями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной и не соответствует требованиям базовых соглашений Всемирной торговой организации».

В связи с этим результатом теоретически возможного ветирования Президентом Украины Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины» (а именно с таким предложением участники пресс-конференции намерены обратиться к главе государства) станет лишь откатом к исходным позициям. Более взвешенным в данной ситуации представляется мнение народного депутата Дмитрия Святаша, который на вопрос о том, как отреагирует Президент на это предложение, ответил следующее: «Думаю, вето не будет. Потому что этот закон косвенно идет в исполнение указа Президента. Но надеюсь, что Президент вернет его в парламент со своими замечаниями, которые могу касаться сроков введения закона в действие, отмены чрезмерных льгот для ограниченного круга автопроизводителей. Президент должен высказать свою позицию, и, надеюсь, она будет последовательной — в соответствии с издававшимися им указами, которые направлены на ускорение процесса вступления Украины во Всемирную торговую организацию».