UA / RU
Поддержать ZN.ua

IP-ТЕЛЕФОНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Это словосочетание сравнительно недавно вошло в обиход украинских потребителей телекоммуникаци...

Автор: Людмила Посник

Это словосочетание сравнительно недавно вошло в обиход украинских потребителей телекоммуникационных услуг: звонить в другие страны по «смешным» ценам настойчиво призывают нас многочисленные рекламные материалы в метро, на улицах, на радио и телевидении. То, что раньше могло вызывать восторг и удивление, становится сейчас привычным и обыденным. И в этой доступности предоставления услуги международной и междугородней связи с использованием открытой Интернет-сети кроется, на наш взгляд, основной недостаток IP-телефонии украинского образца — предоставление услуги с неконтролируемым и непрогнозируемым качеством.

Обещаем не слишком утомлять читателей газеты сложными техническими терминами. Подчеркнем лишь, что организация и построение сети передачи голосовых и факсимильных сообщений с использованием Сети —достаточно трудоемкий и дорогостоящий процесс, имеющий различные технологические, научные, юридические аспекты.

Есть две взаимосвязанные позиции, по которым можно судить о преимуществах IP-телефонии.

С точки зрения бизнеса, данная технология позволяет уменьшить расходы на связь. За счет чего это становится возможным?

Известно, что при использовании IP-технологий передача голоса осуществляется по каналам Интернет, но не это является прямой причиной удешевления связи. На самом деле, стоимость каналов Интернет сопоставима со стоимостью обычных каналов связи. Реальное удешевление происходит за счет двух аспектов. Первый — это возможность сжатия голосовых данных.

Например, обычная голосовая полоса в каналах связи занимает 64 килобита в секунду. В IP-каналах при использовании современных алгоритмов компрессии в зависимости от настроек голос занимает 12 килобит в секунду и менее.

Второе — более низкая стоимость оконечного оборудования. На пути следования пакетов информации о голосовом сигнале не используется дорогостоящее оборудование, ставшее уже традиционным для международной и междугородней телефонии (телефонные коммутаторы). В данной высококачественной технологии используются относительно недорогие коммутаторы-маршрутизаторы.

Вот почему, пользуясь преимуществами IP-телефонии, клиент практически без потерь в качестве связи сокращает свои расходы на международные переговоры.

Если говорить более детально об особенностях работы компании ФАРЛЕП, то услуги IP-телефонии стали доступными для ее абонентов с мая прошлого года.

Тарифы на данную услугу для абонентов компании нынче составляют:

В последнее время технологии VoIP (Voice-over-IP) являются одной из наиболее динамично развивающихся областей рынка телекоммуникаций во всем мире. Естественно, что все больше корпоративных клиентов в Украине также проявляют заинтересованность в решении серьезных бизнес-задач с использованием новых экономичных и гибких технологий, а именно: возможность построения корпоративных сетей VPN, высокоскоростной доступ в Интернет, удешевление международной и междугородней связи, возможность недорогой голосовой связи между подразделениями предприятия при фиксированных расходах.

Эти задачи решаются, в частности, следующим образом: между Интернет-провайдером и офисами клиента, вне зависимости от их территориального расположения, организуются высокоскоростные линии связи и до 2 мегабит в секунду, по которым можно организовать одновременно более 100 голосовых каналов.

Учитывая тот факт, что указанная одновременная загрузка канала даже для крупных украинских предприятий оказывается чрезмерной, оставшаяся незадействованной мощность канала может использоваться для передачи данных (Интернет-корпоративная сеть).

Для организации IP-сети в офисах фирм устанавливается специальное оборудование, именуемое VoIP Gateway, или шлюзом (например, CISCO MC 3810, CISCO 1750, Vocaltek, Lucent), которое подключается к офисной АТС и становится доступным для всех пользователей в офисе.

Вообще шлюз — это основная и неотъемлемая часть архитектуры IP-телефонии, непосредственно соединяющая телефонную сеть с сетью IP. Именно благодаря ему обеспечиваются ответ на вызов абонента, установление соединения с другим удаленным шлюзом, установление соединения с вызываемым абонентом, сжатие, пакетирование и восстановление голоса (или факс-сигнала).

Технологии эти новые, и их объективным недостатком, как и любого нового сервисного предложения на рынке, является отсутствие унификации оборудования и стандартизации технологий. Только в последнее время стали предлагаться стабильные решения, и это тем более важно, поскольку IP-технологии не исчерпываются только передачей голоса на дальние расстояния.

Ориентируясь, в первую очередь, на достижение качества связи, ФАРЛЕП со времени своего основания инвестирует значительные средства в строительство волоконно-оптических линий связи, использует наработки собственной научно-производственной базы, постоянно совершенствует используемое оборудование.

Так как пакетные сети наиболее гибкие и подготовленные к удовлетворению растущего спроса, включая передачу видео, данных, голоса, перспектива их широкого использования очевидна. По мере усовершенствования технологий передачи голоса в пакетных сетях (не обязательно IP) можно прогнозировать значительное увеличение трафика, в том числе и международного. Отдельно отметим, что унификация технологий неизбежно ведет к снижению себестоимости IP-телефонии, особенно при условии интеграции услуг связи у одного оператора, каким и является ФАРЛЕП.

Специфика украинского рынка IP-телефонии в том, что, как правило (и все уже к этому привыкли) предлагается предоплаченный сервис в виде карточек доступа к услуге. При этом действительно используется IP-технология, но все таки прямого соответствия нет. Для потребителя IP — это более широкое понятие, объединяющее несколько видов соединения: не только с другим телефоном, но и с другим компьютером, или вообще типа «компьютер–компьютер».

Компания ФАРЛЕП, в отличие от других поставщиков IP-телефонии, предлагает новый вид доступа в виде услуги «910», где международная связь нашим абонентам предоставляется в кредит. При этом сбор статистики и идентификация соединения происходит по номеру телефона абонента, а оплата — по факту пользования услугой.

В то же время существует и предоплаченный сервис IP-сети — карточки для международных и междугородних переговоров. Эмитированы карточки доступа к IP-телефонии «Х.10», которые могут быть использованы в 11 крупнейших городах Украины, где есть подразделения ФАРЛЕП (Киеве, Одессе, Львове, Донецке, Днепропетровске, Николаеве) независимо от типа АТС. По мере развития сети эта возможность появится и в других регионах.

Уникальным товарным предложением «Х.10» является определяемое ежемесячно льготное направление по тарифу 0,2 у.е./мин. (май — США, июнь — Польша, июль — Германия и т.п.).

В последнее время остро встал вопрос об определении статуса и места услуг IP-телефонии среди других их видов в сфере телекоммуникаций. Единой точки зрения пока нет. Международный телекоммуникационный союз идентифицирует IP-телефонию как один из способов передачи голосовых сигналов наряду с традиционными.

В Евросоюзе этот статус на сегодняшний день не определен. Частично IP-телефония рассматривается как дальняя связь (Long Distance Call), частично — как альтернативная услуга. В России услуги с применением IP-технологий признаны телематическими, и их лицензирование происходит автономно от общеизвестных услуг связи.

Что касается Украины, то правила регулирования деятельности операторов IP-телефонии еще пока в стадии обсуждения. Не существует определенных законодательных актов, регламентирующих право предоставления таких услуг, соответственно, не существует и ограничений. Поэтому предсказать, определить, что день грядущий нам готовит, пока достаточно сложно.

Однако сама необходимость лицензирования IP-услуги не вызывает сомнений. В первую очередь, решение вопросов регулирования рынка важно с точки зрения улучшения качества предоставляемых услуг. В зависимости от утвержденных процедуры и размера ставки лицензирования станет ясно, какое будущее ожидает IP-телефонию в Украине.

С другой стороны, в случае, если ставка лицензирования превысит всякие разумные пределы, услуги сильно вздорожают и, не исключено, утратят ценовое преимущество для клиентов. При этом многие небольшие компании, связывающие свои надежды с IP-телефонией, вынуждены будут перепрофилироваться либо перейти под чье-то влиятельное крыло. Таким образом, с внедрением лицензирования IP-услуг следует ожидать некоторого перераспределения рынка связи. Остается также актуальным и вопрос, как при лицензировании IP-услуг будут учитываться уже имеющиеся лицензии на междугороднюю и международную связь.

Телекоммуникационная компания ФАРЛЕП работает в Украине с января 1994 года. Ее подразделения расположены в 11 крупнейших городах страны.

В настоящее время компания обслуживает 120 тыс. номеров. Предоставляется целый комплекс телекоммуникационных услуг:

- установка цифровых телефонов с местной междугородней и международной коммутацией;

- подключение Интернет-телефона;

- корпоративное решение на базе технологий FRAME RELAY, VPN, TCP/IP;

- Интернет;

- прямой доступ в Интернет (без логина и пароля) — услуга «990»;

- IP-телефония — услуга «910»;

- дебетовые карточки доступа к глобальной сети Интернет и IP-телефонии.

ФАРЛЕП — единственный в Украине оператор связи, развивающий собственное производство цифровых АТС системы Ф-1500. Всем абонентам таких АТС предоставляется цифровая телефонная связь с возможностью 14 дополнительных видов обслуживания.