UA / RU
Поддержать ZN.ua

IP-телефония с лицензией и без

Можно считать, что гонения на IP-телефонию в Украине завершились в 2004 году. По крайней мере стало ясно, что эта сфера услуг жить будет...

Автор: Герман Богапов

Можно считать, что гонения на IP-телефонию в Украине завершились в 2004 году. По крайней мере стало ясно, что эта сфера услуг жить будет. Так, 16 июня 2004 года Кабинет министров Украины принял постановление №773 «О размерах и порядке зачисления платы за выдачу, переоформление, выдачу дубликата, копии лицензии на ведение деятельности в сфере телекоммуникаций и продления срока ее действия». А в декабре Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, пытаясь дать шанс и малому бизнесу зарабатывать на IP-телефонии, обратился с предложением в Кабинет министров приостановить введенное ранее лицензирование этого вида деятельности.

Цена снизилась, но…

Комитет попросил правительство приостановить действие июньского постановления в части определения стоимости лицензии на IP-телефонию и приказа Государственного комитета по связи и информатизации № 132 от 17 июня 2004 года о введении лицензирования операторов IP-телефонии. Госкомпредпринимательства считает, что после введения лицензирования и достаточно высокой платы за лицензию сектор малого бизнеса лишился возможности предоставления таких услуг, а значительная часть населения страны — возможности пользоваться услугами международной связи. Тарифы на традиционные зарубежные звонки плохо согласуются с платежеспособностью населения, при этом услуги IP-телефонии обходятся в 3—5 раз дешевле. Еще одним аргументом защитников малого бизнеса стал Закон «О телекоммуникациях», которым введение лицензирования IP-телефонии не предусмотрено.

Так сколько же стоит сегодня лицензия? Да, она снизилась в цене почти в 1,7 раза. И теперь, на первый взгляд, не такая уж большая — всего 6% от стоимости лицензии на международную фиксированную связь. Однако эти 6% выливаются ни много ни мало в более чем полмиллиона гривен. Для сравнения: стоимость лицензии на более прибыльную мобильную связь составляет только 340 тыс. грн.

Мировой опыт в части законодательного регулирования IP-телефонии достаточно разнообразен. От полной либерализации (в США) до частичного или даже полного запрета использовать сети для предоставления услуг IP-телефонии в некоторых странах. Украины ориентируется на опыт Евросоюза и предусматривает лицензирование этого вида услуг.

Представители операторов фиксированной связи настаивают на сохранении лицензирования в полном объеме. Такой подход объясняют тем, что они тратят финансовые ресурсы на строительство новых линий связи, уплачены деньги за лицензии на международную связь, в то же время провайдеры ІP-телефонии используют готовые линии связи, да еще, видите ли, не хотят платить за лицензии.

Так, председатель правления ОАО «Укртелеком» Георгий Дзекон предлагает повысить стоимость местной связи на 10—20% и объясняет такой шаг именно наличием «новых компаний, предлагающих потребителям дешевые тарифы на разговоры с заграницей». Мол, теперь убыточный тариф на местную связь уже не компенсируется высокой прибыльностью международных переговоров. Наверное, в этой связи стоит напомнить, что «Укртелеком» продолжает удерживать тарифы на международную связь выше мирового уровня, измеряя их в долларах США: в Восточную Европу можно позвонить за 0,5 долл., в США — за 0,66, а в Африку, Азию и Южную Америку — аж за 1,92 долл.

Таким образом, крупным телекоммуникационным операторам невыгодно появление массы мелких конкурентов. В итоге участники интернет-рынка, они же провайдеры ІP-телефонии, стремившиеся к уменьшению стоимости лицензии или даже ее полной отмене, достигли не очень существенного для них снижения стоимости лицензии.

Правда, отрадным фактом можно считать положение указа №132 Госкомсвязи о том, что операторы фиксированной связи не могут использовать ІP-телефонию, не уведомляя об этом абонентов. Данное положение стало ответом на заявления представителей интернет-провайдеров о том, что благодаря использованию в 80% соединений ІP-телефонии вместо традиционной связи операторы международной фиксированной связи получают сверхприбыль. Теперь оператор «должен информировать пользователя о различиях в качестве предоставления услуги с применением ІР-технологии». Кроме того, оператор должен применять ІР-телефонию с установленными показателями качества.

Обойдемся без лицензии

IP-телефония или связь по технологии VoIP (Voice over Internet Protocol) осуществляется при помощи коммутации пакетов данных, в отличие от обычной, где происходит коммутация каналов. При этом в IP-телефонии соединения могут осуществляться двумя способами.

Первый вариант соединения — при помощи обычных телефонов. В этом случае голосовой сигнал с телефона одного собеседника поступает на АТС и далее — на установленный там сервер-шлюз IP-телефонии. На этом сервере голосовой сигнал оцифровывается, сжимается, разбивается на пакеты и передается через Интернет на второй шлюз IP-телефонии. За доставку пакетов на требуемый IP-адрес отвечает IP-протокол. На приемной стороне пакеты объединяются в поток данных, который преобразуется в аналоговую форму и поступает на вторую АТС, а оттуда — на обычный телефон второго собеседника. Именно этот вид IP-телефонии предоставляется операторами связи и подпадает под лицензирование.

Второй вариант заключается в соединении между специальными IP-телефонами, которые подключены к компьютеру или корпоративной сети и Интернету. В данном случае задействуются лишь интернет-каналы и нет необходимости в лишних преобразованиях. Такие соединения могут осуществляться без лицензии Госкомсвязи на соответствующий вид деятельности с предоставлением услуг в сфере телекоммуникаций.

Таким образом, никто не запретит установить IP-телефоны в центральном офисе и других подразделениях по Украине и всему миру и запросто общаться между собой. IP-телефон может поддерживать любые виды интернет-соединений, включая Dial-up, ISDN, ADSL, LAN, поэтому его можно использовать даже на наших медленных линиях, причем практически без потери качества. Самое интересное, что на такие же аппараты, объединенные единым номерным пространством по всему миру, связь будет осуществляться вообще бесплатно. Нужно лишь платить за интернет-трафик, а это по сравнению с оплатой телефонных разговоров копейки.

Еще лет десять — и «золотая рыбка» у нас в кармане

Неудивительно, что по прогнозам оптимистично настроенных экспертов к концу десятилетия большая часть мирового голосового трафика будет передаваться в виде пакетов IP. Реалисты соглашаются с тем, что в Европе полный переход связи на VoIP займет 15—17 лет. Пока же мировой трафик IP-телефонии не превышает 10—12% от всего телефонного трафика, объем которого за последние пять лет вырос почти вдвое.

Сегодня все ведущие производители традиционных учрежденческих АТС дополняют свои продукты поддержкой IP. Многие заказчики считают гибридные системы более надежным и безопасным решением, хотя практически все современные системы предусматривают необходимое резервирование и переключение каналов на обычную телефонию в случае отказа интернет-соединений.

Да, первое, что лежит на поверхности при использовании IP-телефонии, — это значительная экономия средств на междугородных и международных звонках. Но это слишком упрощенный подход. IP-телефония — это объединение корпоративных подразделений в единую сеть с единым номерным пространством, возможность быстрой установки IP-фона со своим уникальным номером в любом месте, где есть компьютер (или даже без него) и выход в Интернет. А с развитием беспроводных технологий появятся еще и мобильные решения. Достаточно, например, установить IP-телефон с Wi-Fi-адаптером, и на связи можно будет оставаться в любой точке офиса, а с запуском технологии WiMAX — на расстоянии 10—50 км от точки выхода в Интернет.