Создатели Всемирной паутины, кому бы эту честь ни приписывали, задумывали свое детище как средство быстрого, свободного и надежного обмена научной или специализированной информацией. Однако с первых же дней массового внедрения этой революционной технологии наиболее активно осваивать Сеть начали распространители и потребители порно. По данным американского национального исследовательского совета, доход от виртуальной порноиндустрии превысил миллиард долларов уже в 2002 году, а приблизительно каждый шестой пользователь Интернета интересовался именно «клубничкой». При этом к услугам поисковиков прибегал лишь каждый двадцатый, а каждый пятнадцатый «чатился» и «комьюнился».
И вот, наконец, появились первые признаки того, что интернет-пользователи постепенно выходят из переходного возраста (что вполне соответствует хронологии человеческой жизни, учитывая, что «в массы» Интернет вышел в начале 1990-х). В октябре прошлого года, по данным компании Hitwise, занимающейся исследованиями рынка, количество посещений поисковых сайтов впервые превысило количество посещений порносайтов. Правда, только в Великобритании. В Америке, однако, доля посещений последних также начала стремительно сокращаться, правда, за счет расширения чатов и сетевых сообществ. Момент, когда такой «социальный» трафик обгонит порнотрафик, в Америке ожидается со дня на день, что подтверждается соответствующим графиком.
Обозреватели британского журнала The Economist, описавшие эту любопытную тенденцию, задаются вопросом: действительно ли она свидетельствует о взрослении интернет-сообщества в целом? Если вспомнить историю, изначально порно «подминало» под себя все новые медиа, будь то фотография, видео, спутниковое телевидение. «Секс — это вирус, который первым инфицирует новую технологию», — вспоминают на страницах еженедельника вывод, сделанный журналом Wired еще в 1993 году. Затем, по мере роста популярности новой среды, доминирование порно подходило к концу. Однако именно в Сети шансы подобного сценария не так высоки — ведь эксперты отмечают не столько тенденцию к сокращению этого виртуального контента в целом, сколько вытеснение его в файлообменный сегмент.
Не слишком обнадеживает и доминирование порно в стремительно развивающейся индустрии виртуальной коммерции. Сотрудники компании Linden Labs, обеспечивающие функционирование одной из самых популярных платформ для совершения покупок в онлайновом режиме, говорят, что свыше 30% всех сделок приходится на порно или азартные игры. А Эдвард Кастронова из университета Индианы считает, что сделки с сексуальной окраской и вовсе составляют большинство.
С другой стороны, чаты, сетевые сообщества и даже поиск отнюдь не означают автоматически отсутствие сексуального интереса пользователей. Хотя и иллюстрируют постепенный отход от подростковой зацикленности на порно.