UA / RU
Поддержать ZN.ua

Интернет для бизнеса и бизнес — для Интернета

Если вывести за скобки мировых гигантов — Google, Yandex, Mail.ru, то крупных иностранных компаний на украинском интернет-рынке, в том числе и на рынке продвижения, до последнего времени не было...

Автор: Валентина Гнилуша

Если вывести за скобки мировых гигантов — Google, Yandex, Mail.ru, то крупных иностранных компаний на украинском интернет-рынке, в том числе и на рынке продвижения, до последнего времени не было. В конце лета в Украину пришла компания «Ашманов и партнеры» — крупнейший игрок российского рынка интернет-маркетинга. Причем пришла не путем открытия представительства, а посредством создания совместного предприятия с украинскими партнерами — холдингом «Интернет Инвест». О перспективах этого сотрудничества и о том, как российские специалисты смотрят на украинский рынок, — интервью с Игорем АШМАНОВЫМ, создателем нескольких версий «Рамблера» и многих современных поисковых технологий, и президентом ООО «Интернет Инвест» Александром ОЛЬШАНСКИМ.

— Какие услуги вы собираетесь предоставлять в Украине в рамках вновь созданного совместного предприятия «Ашманов и партнеры-Украина»?

И.А. — Наша компания занимается интернет-маркетингом, соответственно, в Украине мы будем предоставлять такие же услуги: продвижение сайтов, управление контекстной рекламой, комплексные проекты продвижения, включающие все доступные инструменты.

Украинский рынок мы оцениваем как очень перспективный. Сюда нас заставило прийти наличие сильного партнера и представление о том, что в ближайшие два-три года в украинском Интернете будет бурный рост.

А.О. — Для понимания того, что такое продвижение в Сети, нужно осознать несколько фактов. Во-первых, Интернет сегодня очень большой, и близко то время, когда его пользователями будут 100% взрослого населения нашей страны. Например, в США суммарное время, которое люди проводят в Интернете, превзошло количество времени, проводимого ими перед телевизором, еще в 2007 году. Во-вторых, следует понимать, что сайтов очень много, и чтобы миллионы потребителей пришли именно на ваш сайт и выбрали именно ваши услуги, необходимо предпринимать какие-то усилия.

И тут все, как в обычном бизнесе: покупка рекламы, размещение в каталогах и т.п. Но все это имеет ряд технических особенностей: рекламу показывают в зависимости от интересов потребителя, цены на рекламу определяются на аукционной основе и меняются непрерывно.

Кроме того, Интернет предполагает наличие еще и поисковых машин, посредством которых многие люди ищут необходимую им информацию, товары и услуги. А вот место в поисковике, на котором при запросе окажется ваш сайт, зависит от определенных технических особенностей. И чем выше это место, тем больше пользователей посетят сайт и тем эффективнее будет коммерческая отдача. Все это чрезвычайно важно для любого бизнеса. Таким образом, сейчас образовалось новое медиаполе, и точно так же, как в свое время появились люди, специализирующиеся на продвижении бизнеса в офлайне, так сегодня появились цифровые агентства, которые реализуют ту же цель с учетом специфики Сети.

— Не секрет, что технологии продвижения в Интернете могут оказывать существенное влияние на рейтинги кандидатов на выборах. Будете ли вы обслуживать украинских политиков? Существуют ли в вашей компании какие-либо табу на работу с определенными политическими силами?

И.А. — Да, будем. Если они к нам обратятся и у них будут деньги на продвижение своего имени и своей политической платформы. Если же говорить о табу, то поскольку об украинских политиках я знаю мало, то никаких ограничений у нас нет. В нашей компании все ограничения вводятся на уровне правления, и никакие «ценные указания» не поступают к нам извне. Мы руководствуемся законами, здравым смыслом и моралью, как мы ее понимаем. Скажем, мы не продвигаем порнушников, экстремистов, фашистские организации, мошенников (финансовые пирамиды, поддельные дипломы, виагру и пр.), спамеров, секты. А также табачные и алкогольные компании.

— Во времена оранжевой революции многие в Украине говорили о том, что российские поисковые системы намеренно повышали в выдаче провластные сайты. Так ли это, и существует ли какой-либо способ контроля объективности поисковиков?

И.А. — По-моему, это типичная «теория заговора». Российские поисковики не слушаются российских властей в гораздо более важных для них случаях внутри России (что и является причиной попыток российского правительства создать национальный поисковик), так что украинские сайты они уж точно не подкручивают. Тем более что у вас не поймешь, кого и когда подкручивать — так быстро возникают и исчезают альянсы политических сил. Поисковики и их отношения с властью — слишком инерционная система для скорости вашей политической жизни.

А.О. — В чем правы наши российские коллеги, так это в том, что у нас за каждым действием видят политику. На самом деле «Ашманов и партнеры» — самая обычная коммерческая компания, принципиально ничем не отличающаяся от любого крупного рекламного агентства, только ориентированная на Интернет. То есть, конечно, политические заказы могут быть, но это уж точно не приоритетный рынок для нашей компании. И, несмотря на перманентные выборы в Украине, мы не рассматриваем это направление деятельности как сколько-нибудь серьезный источник доходов.

Если говорить о продвижении политических брендов, то, несмотря на значительный рост Уанета, опыт последних выборов говорит о том, что ни один из кандидатов фактически не реализовал потенциал, заложенный в Сети. То есть Интернет не рассматривается украинскими политиками как серьезный ресурс влияния на голоса избирателей.

— Г-н Ашманов, оцените, пожалуйста, объем рынка продвижения в Украине. Как он соотносится с рынком рекламы?

И.А. — Я бы оценил объем рынка продвижения в Украине в 15—20% от российского. То есть в 30—40 млн. долл. в год. Это значит, что он примерно совпадает с объемом рынка контекстной рекламы или даже чуть больше.

— Что вы имеете в виду, говоря о комплексном интернет-маркетинге? На каких клиентов вы ориентированы — на крупный, средний или мелкий бизнес?

И.А. — Комплексный интернет-маркетинг — это проект по продвижению бренда и бизнеса заказчика в Сети с использованием всех нужных и уместных каналов (оптимизация, контекст, медийная реклама, социальные сети и блоги, вирусное продвижение). Начинается такой проект с определения вместе с заказчиком стратегии и целей его присутствия в Интернете, задач, средств и инструментов такого присутствия. В основном мы ориентированы на крупный и средний бизнес, хотя у нас есть и массовые решения для малого бизнеса.

— Как бы вы, г-н Ольшанский, оценили готовность украинского рынка воспринимать такого рода услуги и почему понадобился российский партнер?

А.О. — Я уже много раз отвечал на этот вопрос. Дело в том, что Украина — не самая передовая в области Интернета страна. Далеко не отстающая, но и не самая передовая. Поэтому у нас есть уникальная возможность использовать «машину времени» — то есть взять на вооружение опыт стран, которые опережают нас в этой сфере на два-три года. И, конечно же, учитывая языковую и ментальную близость, опыт России использовать проще всего. Так что благодаря такому партнерству мы получим доступ к целому ряду технологий, на развитие которых собственными силами понадобились те самые два-три года.

Если же говорить о готовности рынка и востребованности услуг маркетинга в Сети, то, по последним статистическим данным, в Уанете — 12 млн. пользователей, и это без учета детей до 16 лет. Кроме того, очевидно, что это — наиболее активная и платежеспособная часть населения. По-моему, эти цифры говорят сами за себя. И важность инструментов общения с такой аудиторией трудно переоценить для любого бизнеса.

— Существует ли какая-либо специфика продвижения, характерная для украинского рынка?

А.О. — Кроме украинского языка, единственная специфика заключается в невозможности делать это удаленно из другой страны. Так, если нужно продвигать украинский бизнес на украинскую аудиторию, то это должна делать локальная компания. Причина этого явления очень проста: и поисковики, и рекламные сети делят Интернет по регионам. И, соответственно, ответы поисковой машины, полученные в Украине, отличаются от ответов на такой же запрос, заданный из России.

Точно так же и по рекламе: цены на контекстную рекламу по тем или иным запросам в России и Украине могут отличаться, например, в десяток раз — вследствие разного уровня конкуренции в той или иной товарной категории. Собственно, это и было причиной интереса к нам как к партнерам со стороны российских коллег.

В целом же продвижение в Интернете — достаточно тонкая и весьма технологичная область маркетинга, требующая большого объема специальных знаний и значительных инвестиций в очень специфические технологии. Сложность заключается еще и в том, что потребителю этих услуг тоже необходимо в некоторой степени вникать в суть проблемы. Поэтому одним из важных направлений деятельности нашей компании будет проведение обучающих конференций и семинаров.

***

21 сентября в Киеве в бизнес-центре «Парус» состоится международная конференция ipromo.com.ua, посвященная продвижению бизнеса в Интернете. Много времени будет уделено продвижению самого обычного офлайнового бизнеса в Интернете. Главная задача мероприятия — продемонстрировать коммерческую эффективность продвижения для людей, с Сетью не связанных.