UA / RU
Поддержать ZN.ua

Интерес на троих. Передел энергорынка почти завершен

Судя по всему, в ближайшее время завершится одна из самых долгоиграющих «корпоративных войн» Украины — «первая энергетическая»...

Автор: Василий Троекардов

Судя по всему, в ближайшее время завершится одна из самых долгоиграющих «корпоративных войн» Украины — «первая энергетическая». По нашей информации, российский бизнесмен Константин Григоришин, который в свое время был буквально вышвырнут из целого ряда крупных украинских облэнерго, а затем долго и безуспешно пытался вернуться в энергетику через классические политико-рейдерские спецоперации, сегодня близок к триумфальному возвращению в отраслевой бизнес. Стоит напомнить, что Григоришин был одним из первых, кто намеревался выстроить собственную энергетическую империю, задешево выкупая у государства пакеты акций в облэнерго. Это было возможно прежде всего из-за очень тесной привязки Григоришина к тогдашнему премьеру Павлу Лазаренко. В итоге в частичной собственности Константина Ивановича оказалось чуть меньше десятка таких пакетов, в частности, Прикарпатьеоблэнерго, Черниговоблэнерго, Полтаваоблэнерго.

Однако наряду с «энергетическим направлением», где Григоришин был пионером, он активно наращивал свое присутствие в тяжелом машиностроении и металлургии, часто пересекая дорожку многим тогдашним фаворитам тогдашнего президента Леонида Кучмы. Григоришин всегда отличался крутым нравом и не шел на какие-либо компромиссные договоренности, предпочитая боевые действия на уничтожение. В итоге не в меру боевитого Константина Ивановича начали выдавливать, в том числе и из энергетики. А после краха Лазаренко Григоришин и вовсе вынужден был искать новых партнеров, чтобы защитить свои интересы. А это, кстати говоря, не очень-то просто было сделать. Дело в том, что Григоришин имеет весьма специфическое представление о партнерстве, которое на практике заканчивается противостоянием, в котором он пытается забрать себе все совместные активы.

Партнеров Константин Иванович все же нашел. Ими стали братья Суркисы, которые получили ровно половину акций в григоришинских проектах. И сумели не только существенно снизить давление на Григоришина со стороны его многочисленных оппонентов, но также наладить более-менее эффективный операционный менеджмент на облэнерго, пока партнер воевал. Мир и тишина продержались недолго. Вскоре начался конфликт Григоришина с Суркисами. В результате чего в игре появился еще один участник — Игорь Коломойский, которому Григоришин, в очередной раз спасаясь от краха, продал половину своих акций в облэнерго из оставшегося пакета. Таким образом, в управлении облэнерго сошлись интересы сразу трех мощных менеджерских команд — григоришинской, суркисовской и коломойской. Между этими тремя группами и были распределены пакеты акций в ключевых облэнерго. Очевидно, что подобный расклад не мог долго оставаться в равновесии. Так и случилось — Коломойский и Суркисы элегантно, но жестко выдавили Григоришина и стали самостоятельно управлять активами. Однако после известных политических событий зимы 2004/2005 года Григоришин, резко усиливший свои позиции в Украине, решил вернуть себе право «первого голоса» на облэнерго». Для чего, во-первых, попытался подключить к игре всемогущего тогда секретаря СНБО Петра Порошенко, во-вторых, организовал мощнейшую информационную кампанию против своих «энергетических оппонентов». С другой стороны, Константин Иванович проявил себя очень тонким «боевым психологом» — он быстро нашел болезненное место в защите своих оппонентов и раз за разом наносил удары по… футбольному клубу «Динамо Киев». И Григоришину почти удалось сломать братьев, но все испортил заигравшийся в большую политику Петр Алексеевич Порошенко. Григоришин временно отступил и попытался зайти в энергобизнес с другого входа. Параллельно с организацией акций устрашения в Украине он вел длительные переговоры с группой Анатолия Чубайса. Несмотря на закрытие РАО ЕЭС, Чубайса по-прежнему интересует энергетика в смежных странах.

И вот, наконец, его переговоры увенчались успехом. Уже известно, что Григоришин таки договорился с Суркисами и готовится выкупить их пакеты акций в обл­энерго за сумму более чем в 500 млн. долл. Деньги, судя по всему, в полном объеме предоставляет тот же Чубайс или кто-то из россиян. Ведь Константин Иванович, как правило, не использует свои капиталы для участия в больших проектах. Он скорее предоставляет свои интеллектуальные наработки, программу захвата (покупки), организацию управления на объекте. Партнеры же входят в эти проекты только деньгами — Чубайс на подобное согласился с легкостью. Анатолию Борисовичу нет смысла напрямую участвовать в покупке энергетических активов в Украине, так как эти активы не совсем юридически и информационно чисты. Так или иначе, именно Григоришин выкупает пакеты Суркисов и остается в компаньонах Коломойского. Казалось бы, вырисовывается очень даже интересный расклад. Тот же Игорь Валерьевич Коломойский искренне полагает, что операционный контроль в облэнерго все равно останется у него, а Григоришин лишь сможет рассчитывать на дивиденды. Глупо, конечно, спрашивать, а зачем боевитому Григоришину соглашаться на столь дорогостоящую покупку, чтобы стоять в сторонке? Он и не будет стоять. Хотя сам Коломойский до сих пор уверен, что его никто не сумеет ото­двинуть от «операционки». Тем не менее не все так безоблачно для Игоря Валерьевича, как ему кажется. Однако об этом чуть позже.

Поговаривают также, что представители VS Energy (группа Александра Бабакова), контролирующей ряд собственных облэнерго, готовы отдать их… Григоришину в оперативное управление. Видимо, Бабаков весьма недоволен результатами, которые показывает его партнер Михаил Спектор, нынешний куратор энергетических проектов «словаков» в Украине. Что все это означает? Во-первых, Григоришин действительно превращается в экономического тяжеловеса. Он сможет решать глобальные задачи и выйдет на уровень первых олигархов страны, с легкостью покупающих политические и прочие правительственные решения. Во-вторых, Григоришин становится главным по энергетике в Украине. В-третьих, в Григоришина вложены крупные российские инвестиции и, следовательно, ему обеспечена специфическая российская поддержка. В-четвертых, Григоришин консолидирует ресурсы накануне своего нового противостояния. Какого? С Коломойским, разумеется.

А вот теперь мы переходим к самому интересному. Во всех этих раскладах наиболее странным выглядит уверенность Игоря Валерьевича в том, что он сможет контролировать амбиции Константина Ивановича. Суркисов же можно сразу вывести за скобки — они резонно полагают, что после продажи активов «головная боль под названием Григоришин» станет эксклюзивной заботой именно Коломойского. Братья справедливо рассматривают Игоря Валерьевича как эффективный буфер, который легко удержит в смирении Григоришина. И все бы ничего. Но на самом деле проблема, скорее, в самом Игоре Валерьевиче. Вернее в резком сокращении его легендарной влиятельности. Из источников в ближайшем окружении Григоришина нам стало известно, что Константин Иванович рассчитывает именно на то, что его неформальным оппонентом станет Коломойский, которого сейчас поддерживает только президент Ющенко. Т.е. после ухода последнего со сцены Коломойский останется один на один со всеми своими политическими и экономическими рисками.

И все-таки, почему партнеры решили «слить» свои активы в энергетике именно Григоришину? Понятно, что продавцов устраивает предложенная сумма. Но ведь это всего лишь деньги, которые… покупатель может легко изъять в последующем. Достаточно задействовать политические связи в изменившемся политикуме — Григоришин сегодня намного превосходит по всей кулуарной влиятельности того же Коломойского. Кстати, отдельно стоит напомнить о весьма прохладном, мягко говоря, отношении к Коломойскому Юлии Владимировны Тимошенко. Что произошло между этими двумя персонажами, неизвестно, но Коломойский уже давно внесен в «особый список» Тимошенко. Со всеми вытекающими. Между прочим (и это еще одна причина продажи пакетов акций в облэнерго), братья уже давно дали понять, что хотят выйти из всех спорных активов и сконцентрироваться на главном проекте их жизни — футболе. Но именно с этим у них наверняка возникнут самые большие проблемы. Кратко: они продадут активы, а потом львиную долю вырученных от продажи денег вынуждены будут потратить… на защиту своего футбольного хозяйства. От юридических, информационных, политических и прочих нападок. Сомневаться в том, что Григоришин устроит им показательную порку на футбольном поле, не приходится.

И действительно, нынешняя история с продажей активов именному заклятому другу Григоришину, по меньшей мере, выглядит двусмысленно. Трудно поверить, что братья в очередной раз купились на обаятельную «разводку» Константина Ивановича. Видимо, кто-то убедил Суркисов в том, что сможет держать Константина Ивановича на коротком поводке. Т.е. они резонно посчитали, что «Григоришин больше не их проблема». Зря. На самом деле все скорее всего будет немножко иначе, чем представляется сегодня. Первое: Григоришин все помнит. Он помнит унижения, аресты, оскорбления, изгнание из страны, отбирание у него активов. Второе: сегодня Константин Иванович готов пообещать все что угодно. И обещает. Главное — зайти на облэнерго. А после этого и начнется самое интересное. Третье: Коломойского банально выдавят из Украины, и он не сможет влиять на события, находясь где-нибудь в шале на Женевском озере. Надо ли говорить, что в этом выдавливании активно поучаствуют ребята Тимошенко и орлы Ахметова, с боссами которых Григоришин нынче активно консультируется? Так или иначе, на облэнерго бал будет править только Григоришин и его российские деньги. Коломойскому там не место. Четвертое: Суркисов начнут раздевать по полной. Почуяв слабину и резко усилив собственные позиции, Григоришин наверняка попытается забрать себе «Динамо». Не ради бизнеса. Но только в назидание. И в наказание. Есть хорошее жизненное правило — «никогда не имей дела с заклятым врагом, не продавай ему ничего, не бери у него в долг, даже если его условия во стократ краше, чем средневзвешенные на рынке. Врага обязательно переклинит, и он тебя унизит, ударит в спину». Для Суркисов настоящие проблемы начнутся аккурат в тот момент, когда они поставят точку под договором о продаже своих энергоактивов Григоришину. А теперь резонный вопрос: кто же все-таки сумеет удержать Григоришина на поводке? Ведь сегодня Константин Иванович явно сильнее Коломойского…