UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Интеллектуальные» покупки-продажи. Оказывается, государственные нормативные акты могут являться интеллектуальной собственностью

Уже несколько лет подряд Совет работодателей Киева пытается сломать непрозрачную систему проведения тендеров по закупке товаров, работ и услуг за государственные средства...

Автор: Лариса Дацюк

Уже несколько лет подряд Совет работодателей Киева пытается сломать непрозрачную систему проведения тендеров по закупке товаров, работ и услуг за государственные средства. Эту сферу монополизировала общественная организация — Центр тендерных процедур. Она диктует условия проведения конкурсов, определяет цену документации и называет победителей, не обращая никакого внимания на тех, кто бунтует против такого диктата.

Регуляторные акты
в негосударственной собственности

В 2000 году вступил в силу Закон «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», который, по замыслу законодателя, должен был поддержать отечественного товаропроизводителя. В соответствии с этим документом и постановлением Кабинета министров, главным уполномоченным органом в сфере закупок было определено Министерство экономики, которое не только детально расписало всю процедуру, но и выдало специальный сборник нормативно-правовых актов и методических материалов по этим вопросам. Однако все усилия оказались тщетными, так как в 2002—2003 годах Департамент интеллектуальной собственности выдал ряд патентов и авторских свидетельств в сфере госзакупок. Так регуляторные (государственные) акты вдруг стали интеллектуальной собственностью общественной организации — Центра тендерных процедур. С тех пор эта структура и ее коммерческие подразделения определяют, как создавать тендерные комитеты, изготовлять документацию, проводить конкурсы и даже подавать объявления. А дабы ни у кого не возникло сомнений относительно того, почему нормативные акты государства переведены в чью-то интеллектуальную собственность, к делу подключился Кабмин (тогдашние вице-премьеры по гуманитарным вопросам Семиноженко, а со временем Табачник). Последний особенно преуспел, разослав всем органам центральной исполнительной власти, крымскому правительству, областным, Киевской и Севастопольской городским госадминистрациям письма, где просил «обеспечить неуклонное соблюдение требований законодательства по охране прав на субъекты интеллектуальной собственности во время организации и проведения процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства путем заключения с Центром тендерных процедур соответствующих соглашений». А чтобы никто не вздумал ослушаться, вице-премьер «попросил» еще и руководителей Генпрокуратуры, МВД и Антимонопольного комитета «ввести механизм выявления и прекращения нарушений во время организации и проведения торгов в части защиты прав интеллектуальной собственности».

— Почему высокопоставленный государственный чиновник нашел права интеллектуальной собственности там, где их нет, можно лишь догадываться, — говорит председатель Совета работодателей Киева Иван Голодивский. — Ведь в Законе «Об авторских и смежных правах» сказано, что не могут иметь правовой государственной защиты (то есть права авторства) документы (законы, постановления, решение), которые являются государственным регулированием. Уму не постижимо, как их можно было запатентовать?

На официальный запрос киевских работодателей Государственный департамент интеллектуальной собственности ответил, что все сделано в соответствии с процедурой. А она не предусматривает проведение экспертизы произведения и не устанавливает факт возникновения авторства. Не смогло изменить ситуацию и Министерство экономики. По его требованию в 2003 году СБУ и Минюст проверили целесообразность выдачи патентов. В выводах обоих учреждений, как и стоило ожидать, сказано, что документы, имеющие приметы регуляторных государственных актов, не могут патентоваться. И даже, если бы в чем-то и была определена интеллектуальная собственность (не предусмотренная действующими законами), использовать ее можно только на правах заключенного прямого авторского соглашения. По крайней мере, так сказано в Законе «Об авторских и смежных правах».

Закон как дышло

С момента создания Центра тендерных процедур все распорядители бюджетных средств непосредственно сотрудничают с ним или с его коммерческими структурами, которые на полную катушку используют «свою» интеллектуальную собственность, не подписав прямого авторского соглашения, где был бы указан срок использования интеллектуальной собственности и величина гонорара.

— У нас работает совершенно иная схема, — объясняет Иван Голодивский. — — Подписывается не авторское, а прямое соглашение, в соответствии с которым функции по изготовлению тендерной документации передаются частной структуре. За эти бумаги участник конкурса должен уплатить столько, сколько скажут. В среднем надо выложить где-то пять тысяч гривен. Такова стоимость десяти листочков формата А-4 (бланк разработан на компьютере, куда вписывают конкретную информацию). То есть игнорируется норма закона, где сказано, что стоимость этих бумаг не может превышать затрат на их изготовление, как и не может быть статьей дохода. Кстати, в большинстве регионов документы выдают бесплатно, и только в столицы за них правят такую солидную сумму. А ведь она в случае проигрыша на торгах собственнику не возвращается.

Но и это еще не последний барьер на пути к участию в конкурсе. Нужно одолеть тендерное обеспечение, которое достигает несколько сотен тысяч гривен. Отечественных товаропроизводителей, которые бы осилили такие суммы, найдется немного. А если бы кто-то и оказался в состоянии, условия конкурса разработаны так, что нежелательные предприниматели туда не попадут. Те же, кто хронически остается за бортом тендеров, никак не могут понять, почему документацию должен разрабатывать кто-то другой, а не сами тендерные комитеты, которые в соответствии с законом формируются из специалистов, прошедших за государственные деньги подготовку в учебных заведениях.

В поход за справедливостью

С изменением власти предприниматели подняли головы и ринулись в новый поход за справедливостью. Столичный совет работодателей 28 апреля обратился с письмом к вице-премьеру по гуманитарным вопросам Николаю Томенко. Тот выдал поручение Минэкономики, Минобразования, МВД, Антимонопольному комитету и Киевской городской госадминистрации «рассмотреть ситуацию с проведением тендеров и найти пути решения проблемы в границах действующего законодательства». 16 июля Верховная Рада утвердила поправки к базовому закону в сфере государственных закупок. В соответствии с ними вводится общественный контроль и создается Тендерная палата Украины, куда войдут три народных депутата и представители Минэкономики, Минфина, Минюста, Антимонопольного комитета, Счетной палаты и ГлавКРУ. Кроме того, будут действовать еще и надзорный совет, комиссии по приему жалоб и ревизионная комиссия.

Вот только ничего не сказано о главном: изъятии из Закона «О закупках товаров, работ и услуг» положения об интеллектуальной собственности. Выходит, что пока воз и ныне там.

— Правда, на региональном уровне мы этого таки добились, — сообщил Иван Голодивский. — Не так давно отменен пресловутый пункт 5/4 распоряжения Киевской городской госадминистрации, которым предписывалось учитывать права интеллектуальной собственности при проведении торгов. Однако большего достичь не удалось. Так, все еще нарушается положение Регионального трехстороннего соглашения между работодателями, госадминистрацией и профсоюзами о ежегодном размещении на официальном вебпортале горадминистрации сумм бюджетных средств, которые выделяются на закупку товаров, работ и услуг. Вместо этого каждый раз на свои запросы получаем отчет об использованных средствах. Но потенциальных участников тендеров интересует не уже израсходованная сумма, а та, в распределении которой они могли бы принять участие.

Кстати, речь идет о немалых деньгах: за первый квартал было израсходовано почти 1,28 млрд. гривен. В отчете сказано, что даже сэкономили около 12%. Вот только не уточняется, из какой суммы и за счет чего? Если сэкономили на открытых торгах, то вырисовывается весьма странная картина. В 2004-м такая форма торгов составляла лишь 16%. В первом полугодии нынешнего года — 18% от общего количества. Хотя в соответствии с законом их должно быть не меньше половины. Есть смысл обратить внимание и на суммы закупок. Так, в прошлом году уже упомянутые 16% открытых торгов «оттянули» на себя 74% выделенных бюджетных средства. То есть самые большие суммы были сконцентрированы на незначительном количестве тендеров, условия доступа к которым выписали так, что попадали на них только нужные люди. Для остальных проводили множество конкурсов, создающих видимость массовых закупок за бюджетные средства. На самом же деле на них распределялись мизерные суммы...