UA / RU
Поддержать ZN.ua

Иностранное инвестирование разрухи. За 8 лет канадского руководства перспективный Обуховский недострой превратился в руины

Печальная картина, зафиксированная на фото, в какой-то мере дает представление об инвестиционной ...

Автор: Сергей Следзь

Печальная картина, зафиксированная на фото, в какой-то мере дает представление об инвестиционной щедрости заокеанского хозяина, который в сентябре 1997 года буквально за несколько десятков тысяч гривен приобрел под Киевом Обуховский завод керамических стеновых материалов (более 50% готовности). На том вся инвестиционная деятельность на приватизированном объекте и закончилась. А ведь инвестиционные обязательства перед государством предполагали скорейшее завершение строительства и запуск завода. Причем согласно строительным нормативам для выполнения требуемых объемов работ на предприятии необходимо около 14 месяцев. Однако только сейчас, в 2005 году, региональное отделение Фонда госимущества в Киевской области спохватилось и начало претензионно-исковую деятельность по разрыву договора и возврату объекта (вернее того, что от него осталось) в государственную собственность.

Милости просим в суд

Надо отдать должное ФГИ — с приходом нового руководства он проснулся от летаргического сна и начал действовать решительно. Сразу после майских праздников была проведена выездная проверка выполнения условий продажи незавершенного строительства Обуховского завода керамических стеновых материалов. А уже в начале лета региональным отделением ФГИ (РОФГИ) было отправлено исковое заявление в Хозяйственный суд Киевской области о расторжении договора купли-продажи и возвращении объекта приватизации в управление.

И надо же такому случиться: ответчиком в исковом заявлении значится ООО «Трипольские строительные материалы», основным учредителем которых является гражданин дружественной Канады (да еще и украинского происхождения) Юрий Охрым. Его доля собственности в «Трипольских стройматериалах» составляет 70%. Соответственно под его чутким руководством перспективный объект и превратился в руины. Странно, что не хватило коммерческой сноровки даже для выгодной перепродажи объекта. А ведь наверняка были покупатели и предлагали реальные суммы за предприятие, одна только территория которого превышает 6 га и находится в двух шагах от Киева.

Правопреемник
с иностранным капиталом

Пришло время заметить, что компания Юрия Охрыма непосредственно не принимала участия в приватизационном аукционе, на котором реализовывался недостроенный обуховский завод. Она приобрела права на последний у ОАО «Завод «Цегла Трипілля», которое в 1996 году стало победителем аукциона и подписало договор с РОФГИ. Перепродажа состоялась через год, когда руководству завода «Цегла Трипілля» стало ясно: собственных ресурсов недостаточно, чтобы в полной мере выполнить взятые на себя инвестиционные обязательства. Шутка ли — предприятию, которое только разворачивало свою производственную деятельность, изыскать около 5 млн. долл. для оперативного запуска соседнего завода.

Пришлось продать перспективный объект. Благо нашелся канадский бизнесмен (просьба не путать с представителями канадских оптовых компаний), который согласился создать компанию-правопреемника и обещал не скупиться на многомиллионные инвестиции. Сделка состоялась — за недостроенный завод, государственные капиталовложения в который оценивались в 4,2 млн. долл., было уплачено сущий пустяк — 32 тыс. грн. Ведь главная задача состояла в том, чтобы быстрее достроить предприятие и вдохнуть в него жизнь.

Сэкономим на налогах, построим на деньги ЕБРР

Однако дальше создания компании-покупателя ООО «Трипольские строительные материалы» и грандиозных прожектов по достройке обуховского завода с участием немецких и французских фирм дело так и не пошло. Инвестор откровенно не спешил вкладывать свои средства. Более того, по просьбе руководства предприятия исполнительный комитет Обуховского горсовета освободил ООО «Трипольские строительные материалы» от уплаты налога на землю.

С одной стороны, это свидетельствует о надеждах, возлагавшихся местной властью на предприятие, которое, получив обильное иностранное инвестирование, воздаст сторицей: отчисления в бюджет, рабочие места, социальная сфера… С другой — то ли о чрезмерной осторожности, то ли о скупости заокеанского инвестора-миллионера, который, воспользовавшись доверчивостью аборигенов, приобрел, считай даром, корпоративные права и, вполне вероятно, не собирался что-либо достраивать.

Причин, чтобы ничего не делать, всегда можно найти предостаточно. Одна из наиболее весомых, из упоминаемых ООО «Трипольские строительные материалы» в отписках для ФГИ, — Европейский банк реконструкции и развития так и не решил вопрос о предоставлении кредита. Хотя, в конце концов, инвестором является респектабельный канадский бизнесмен Юрий Охрым, а не ЕБРР. Вторая причина — неуверенность в достаточной емкости рынка сбыта. Даже если бы это так и было, спрашивается: кто и о чем думал, когда приобретался объект?

Затем оказалось, что отсутствует сырье для изготовления качественного облицовочного кирпича. Было бы очень странно, если бы карьеры в наше время активизации строительства годами смиренно ждали, когда их осчастливят своим вниманием предприятия с иностранными инвестициями. К слову, аналогичное по профилю предприятие «Слобожанская керамика», прославившееся поставками своего облицовочного кирпича в Россию для строительства дачи президента Путина, тоже завозит сырье. А ведь Обуховский завод керамических стеновых материалов должны были запустить гораздо раньше слобожанского. И случись все по плану, не исключено, что кирпич для дачи Путина возили бы из Обухова. Да что там Путин, если киевские строители постоянно жалуются на дефицит кирпича и высокие цены.

Палец о палец не ударили

Как бы там ни было, но государство пошло на приватизацию не для того, чтобы кто-то буквально сгноил строения и оборудование, приобретенные за народные деньги. Хотя это звучит высокопарно, но то, что мы видим на фото, — это наши с вами деньги. Причем деньги немалые. Удивительно, но новые хозяева палец о палец не ударили, чтобы хоть сохранность народного имущества обеспечить. Сэкономили даже на охране — сначала сооружения и техника разрушались под действием природно-климатических факторов, затем бесхозное имущество попросту разворовывалось.

Ладно, предположим, инвестор не беспокоится о своем имидже и не очень-то считается с таким «неудобством», как соблюдение законов Украины. Но могло ли прежнее руководство Фонда госимущества предотвратить фактически уничтожение государственной собственности? Могло. И по закону должно было это делать, не оставляя собственников предприятия в покое до тех пор, пока они полностью не отчитались по своим инвестиционным обязательствам. (Если только эти инвесторы не ввели и ФГИ в заблуждение, отчитавшись о «выполненных» обязательствах.) А так выходит, доверились иностранному инвестору и проспали… нет, фактически потеряли предприятие.

P.S. Примечательно, что Юрий Охрым в начале мая вновь посетил Украину в составе канадской делегации во главе с мэром г. Торонто. Делегатов принимали на самом высоком уровне. Снова звучали обещания об инвестировании…

Комментарий эксперта

Анатолий Бублик,
генеральный директор ассоциации «Київбудматеріали»

— Любой проектант может подтвердить, что нормативные сроки строительства такого завода составляют 14 месяцев. Но из-за бездеятельности основного собственника государство практически потеряло предприятие, в которое в свое время вложило 4,2 млн. долл. Инвестор за это время не вложил в предприятие ни копейки. Вместо этого — одни разговоры и попытки предпринять какие-то действия. А ведь в столичной области нет нормального керамического кирпича. Половина заводов старого образца закрыты. Если раньше Киевская область выпускала 570 млн. шт. кирпича в год, то сегодня только 200 млн. Приходится завозить из других регионов, в результате цена растет.

Поскольку сегодняшний собственник не выполнил инвестобязательства, предприятие должно быть возвращено государству и впоследствии продано инвесторам, которые смогут на протяжении 10—12 месяцев ввести завод в эксплуатацию.