UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ

Век информации, наступивший как-то несколько неожиданно, кажется, ничего неожиданного нам не принес...

Автор: Оксана Приходько

Век информации, наступивший как-то несколько неожиданно, кажется, ничего неожиданного нам не принес. Мгновенная связь с любой точкой земного шара, приобщение прямо из-за своего рабочего стола к мировым кладезям знаний и культуры, слияние общих усилий для решения сверхсложных задач - обо всем этом мы уже где-то читали. Читали мы и о том, что век информации привнесет в нашу жизнь также и информационное оружие.

В воображении, вымуштрованном научной и ненаучной фантастикой, тут же возникает образ сутулого очкарика, возбужденно колотящего по клавиатуре и взламывающего один за другим секретные коды суперкомпьютеров НАСА, ЦРУ или, на худой конец, швейцарских банков. Вообще-то, говорят, было и такое: шестерка простых русских парней проникла в компьютерную сеть американского Citibank и выкачала оттуда 10 миллионов долларов. Правда, перевести эти миллионы оказалось легче, чем их потратить, и когда российские власти выдали хакеров властям американским, банк недосчитался всего лишь 400 000 долларов. И все же гораздо чаще кража информации происходит самым что ни на есть примитивным образом: из фирмы «уводится» лаптоп ее исполнительного директора, начиненный самой секретной информацией, или же приглашенный консультант или временный сотрудник переснимает на видеоленту картинки со стационарного монитора. Впрочем, не исключено, что более современные методы хищения информации, связанные со взломом системы защиты информации, распространены тоже достаточно широко, просто пострадавшие не афишируют причиненный им ущерб из опасения лишиться остатков своего авторитета. Во всяком случае, данной отрасли компьютерного шпионажа в зарубежной прессе уделяется, на удивление, мало внимания.

Зато западный обыватель сейчас очень сильно обеспокоен участившимися случаями сбора в общем-то несекретной информации, которая в умелых руках может стать самым настоящим информационным оружием. До недавних публикаций в прессе мало кто из американцев знал о существовании Acxiom Corp., небольшой арканзасской фирмы. Зато сотрудники этой фирмы, как оказалось, знали очень многое о жизни 196 миллионов американцев, на каждого из которых была заведена специальная база данных. В нее вносились все финансовые операции, которые осуществлялись при помощи кредитных карт, телефонные номера и счета за телефонные переговоры, номера личных автомобилей и счета за оплату коммунальных услуг, клички и породы домашних животных, даже рыболовные и охотничьи лицензии. Вся эта информация круглосуточно отслеживалась по общедоступным электронным каналам, так что никакого несанкционированного доступа к секретной информации Acxiom не осуществляла. Тем не менее американцев пока что не удалось убедить в невинности такого избыточного любопытства к их частной жизни. Правда, накладывать запрет на подобную деятельность и уничтожать уже существующие базы данных американские власти тоже пока не стали.

Гораздо более решительным оказался американский провайдер сетевых услуг CompuServe, который отказался разворачивать свою деятельность в России и расторг свои контракты в Болгарии. Очень уж не понравилось американцам засилье хакеров, подключающихся в их сети при помощи поддельных или ворованных номеров кредитных карточек. Количество пользователей, смошенничавших при заключении контракта на предоставление сетевых услуг, пресс-секретарь компании оценил в полтысячи, однако называть даже приблизительную сумму причиненного компании ущерба отказался. Ситуация усугубляется тем, что хотя Россия и заключила в декабре прошлого года соглашение со странами «большой семерки» о необходимости противостояния компьютерной преступности, все же такие несанкционированные подключения криминалом не считаются. Другое дело - пиратское использование программного обеспечения. В этом случае никто не спорит с тем, что подобному безобразию давно пора положить конец. Непонятно только, с чего начинать, ведь в России 99% всех используемых программ добыты именно пиратским способом, причем госучреждения в оставшийся процент законопослушных никак не вписываются.

Впрочем, нерасторопность правительств восточноевропейских государств в деле обуздания компьютерных пиратов более чем понятна. Сложнее с достаточно явным равнодушием, проявляемым разработчиками программного обеспечения. Однако тут тоже есть свои нюансы - те миллионы долларов, которые компьютерные фирмы теряют из-за несанкционированного применения их продукции, сторицей окупаются за счет экономии на рекламе, которой с полной самоотдачей - но не всегда с полным пониманием - занимаются все те же хакеры.

Многие из этих проблем кажутся нам пока еще надуманными и несерьезными. Тем более, что ко всем нашим бедам нам не хватает только синдрома информационного преследования. И все же желательно, чтобы осознание того факта, что информация, в том числе и частная, является чьей-то собственностью и распоряжаться ею можно только с согласия ее владельца, пришло раньше массового внедрения в нашу жизнь средств информационного контроля.