До конца 2011 года в Верховной Раде будет принят в окончательной редакции законопроект «Об индустриальных парках». Об этом говорилось на недавнем заседании рабочей группы, в которую вошли депутаты ВР, представители Минэкономики и местных советов. Хотя в Украине существует множество индустриальных парков, но их можно назвать «миражами в пустыне», поскольку они как бы физически есть, но не существуют с законодательной точки зрения.
«Только в Крыму уже насчитывается четыре крупных индустриальных парка, - комментирует директор управляющей компании «Щёлкинский индустриальный парк» Сергей Варавин, - например, в Бахчисарае и Джанкое. Однако не всем из них так повезло, как индустриальному (промышленному) парку «Свема» в г. Шостка Сумской области, который стал объектом государственной целевой программы на 2012-2015 гг., одобренной Кабинетом министров Украины.
Большинство этих парков с точки зрения законодательства как бы не существуют, находясь в эскизном варианте как центр логистики или в виде концепции. Не под один из них не отводилась земля, хотя документы для землеотвода, думаю, подали все. Отказываясь выделять землю, власти ссылаются на Земельный кодекс, в котором нет понятия «идустриальный парк», хотя президентом уже определены пять областей Украины для строительства подобных парков. По ныне действующему закону, землю можно отводить под конкретное предприятие, а мы просим отвести под что-то, состоящее из четырех, пяти и более предприятий, часть которых еще только в проекте…».
Парадокс - в Украине, как, впрочем, и во многих странах Евросоюза, управляющие компании индустриальных парков в основном создаются органами местной власти. И последние не могут отвести под созданные ими же индустриальные парки землю своей территории, т.к. землями промышленного назначения распоряжаются не громады, а Верховная Рада или Совет министров.
Земли рекреационного назначения используются еще более строго.
Вот и получается - те, кто больше всех заинтересован в привлечении инвестиций в свой район или область, лишены возможности принимать какие-либо решения. Центральные органы власти, имеющие на это полномочия, зачастую не в состоянии охватить необъятное и не знакомы с географическими или инфраструктурными особенностями той или иной территории.
Создавая пока что «иллюзорные» индустриальные парки, местные власти сталкиваются с массой проблем: нужно платить аренду за землю (которая, даже если и имеется, еще не приносит никаких доходов), выделять средства на привлечение инвесторов (не получая пока никаких льгот и преференций)…
Принятие закона «Об индустриальных парках» тормозится в Украине уже несколько лет, в то время как в сопредельных странах уже существует жесткая конкуренция за привлечение инвесторов в подобные парки. В Чехии, например, индустриальные парки наполовину не заполнены, поскольку заработная плата у населения хоть понемногу, но растет. Как следствие - дорожает рабочая сила, инвесторы уходят туда, где ниже зарплаты.
Каждый из украинских индустриальных парков развивается по собственному бизнес-плану, но есть определенные особенности, которые их объединяют, например, их создание позволяет освободить населенные пункты от промышленного производства, вынося его на отдельные территории, что очень важно с точки зрения окружающей среды и многих других факторов. Промышленное производство концентрируется на ограниченных площадях вдалеке от жилых массивов, памятников истории и культуры, оздоровительных территорий.
В Украине, где городские «спальные» районы зачастую находятся в непосредственной близости от вредных производств, это необыкновенно важный фактор - не только для экономики страны, но и для здоровья ее населения.
Примером создания такого по-своему уникального экотехнопарка служит Щелкинский индустриальный парк, расположенный на территории бывшей Крымской АЭС, а также свободных территорий в городе Щелкино и Приморье.
В регионе были налицо негативные тенденции депрессивной территории, поскольку созданный в свое время город-спутник закрытой Крымской АЭС потерял свое назначение после прекращения строительства станции. Тысячи человек остались без работы. Возникли проблемы с отоплением, крышами, высокой стоимостью воды и т.д., ставшие обузой для бюджетов всех уровней. Было принято решение о создании индустриального парка с размещением в нем высокотехнологических, энергосберегающих, экологически
безопасных производств. Тем более что район бывшей строительной базы Крымской АЭС (площадью около 200 га) обладал частично сохранившимися инженерными коммуникациями, строениями и дорогами. В соответствии с разработанной Концепцией район может получить около 6000 новых рабочих мест.
Украина сейчас имеет все шансы стать привлекательной для инвесторов, поскольку рабочая сила намного дешевле, чем у наших соседей. А если, после принятия закона, у нас упростится процедура землеотвода для индустриальных парков, и управляющий партнер таких парков получит определенные льготы, инвестиции могут пролиться «золотым дождем» в зоны создания подобных разновидностей специальных экономических зон. Во всяком случае, авторы законопроекта «Об индустриальных парках» считают, что за три-четыре года после принятие этого документа можно привлечь 7-8 млрд. долл. инвестиций и создать 300 тыс. новых рабочих мест.