Палатки возле столичной мэрии стали уже почти привычным явлением. Появление очередной — в рамках акции по выносу игорных заведений за пределы столицы — у киевлян какого-либо интереса не вызвало.
Сбор подписей идет вяло. Что и неудивительно — у людей хватает других проблем. По статистике, основная масса населения вообще практически не посещает игорные заведения и только 3% делают это достаточно регулярно.
Так что сбор подписей в пользу законопроекта, инициированного народным депутатом, главой киевской городской организации Партии регионов Василием Горбалем, реальных дивидендов не принес. Не говоря уж о том, что «запретительный» закон, действующий только в пределах одного города, трудно назвать конституционным. Впрочем, учитывая амбиции Василия Михайловича, это неплохой и относительно дешевый повод напомнить о себе в канун возможных досрочных выборов в мэрию.
Тем не менее проблема реально существует и ее надо решать, в том числе и законодательно. Хотя играющих не так много, сказать, что в городе мало игровых автоматов, — нельзя.
В настоящий момент в парламенте вращаются аж четыре законопроекта на этот счет. Помимо проекта Василия Горбаля, это проект закона об азартных играх, подготовленный народным депутатом Григорием Смитюхом (Партия регионов), проект закона о правовом регулировании организации и проведения азартных игр на территории Украины, подготовленный Валерием Писаренко (БЮТ), и проект закона о государственном регулировании деятельности по проведению азартных игр, подготовленный Оксаной Билозир («НУ—НС») и группой сочувствующих народных избранниц.
Депутаты по-разному видят будущее этого вида деятельности. К примеру, законы Писаренко и Смитюха предполагают вынос всех игровых автоматов за пределы города. Забавно, но в случае с Киевом это означает вынос в пределы области, что, несомненно, порадует тамошних латифундистов.
Тем не менее специалисты крайне скептически относятся к подобного рода инициативам. Как уже отмечалось в прессе, Министерство финансов Украины не устраивает ни один проект по регулированию игорного бизнеса, и оно намерено разработать свой вариант законопроекта. Основная претензия состоит в том, что в законопроектах дублируются уже существующие нормы, а по вопросам выдачи лицензий — ограничивается их действие.
Более того, предлагаемые законопроекты не расширяют полномочия органов лицензирования и правоохранительных органов. Например, здесь отсутствует норма о немедленном прекращении действия лицензий. А ведь именно в этом и состоит основная проблема.
Периодически проходящие проверки подтверждают, что более половины автоматов установлены с нарушением правил, а часто вообще нигде не числятся. По оценкам правоохранителей, в столице без патентов работают 30—40% игровых автоматов. По Украине этот показатель еще выше — 60%.
Министерство финансов считает, что необходимо навести порядок в отрасли. Да, на сегодняшний день запрещено размещение автоматов на улице, запрещено использование автоматов без патентов, без лицензий, все эти нормы существуют. Но не выполняются нормы, предусматривающие ответственность за подобные нарушения.
Нормы же о вынесении автоматов за черту населенных пунктов или создании отдельных зон, по мнению Минфина, не решат проблему нелегальной игровой практики.
Желание создать мини-Лас-Вегас на собственной территории — дело, конечно, инвестиционно привлекательное, но для страны убыточное. Ощутимо пострадают местные бюджеты. По данным Минфина, игорный бизнес обеспечил более 600 млн. гривен поступлений в их доходную часть только от выдачи патентов на игровые автоматы плюс начислялся налог на прибыль.
В случае создания специальных игорных зон местные бюджеты могут лишиться этих сумм. Зато они осядут в карманах владельцев территорий, на которых предлагается наладить игорный бизнес.
Кстати, экспертный анализ пунктов об определении четырех зон для ведения игорного бизнеса приводит к мысли, что законопроекты явно написаны в интересах крупных землевладельцев (г-н Смитюх сам занимается землей, а в случае с Писаренко появляются ассоциации с интересами его давнего партнера Богдана Губского).
Опыт России показал, что, несмотря на все декларации, в тех регионах, где попробовали запретить игорный бизнес, он благополучно перекочевал в тень. Это явно тупиковый путь. Не говоря уж о том, что те, кто хочет играть, возможности все равно найдут.
Проводившееся в Украине социологическое исследование показало, что контингент игроков представлен в основном обеспеченными слоями населения. Это — люди за 30 со средним и высоким уровнем доходов. И толкать их на правонарушения совершенно не следует. Мировой опыт всех «сухих законов» достаточно нагляден. Две трети опрошенных считают, что основным негативным последствием ухода игорного бизнеса в тень станет его криминализация и, как следствие, низкий уровень безопасности для игроков.
А вот регулировать сферу деятельности можно и нужно. Более того, абсолютное большинство украинцев — за контроль над игорным бизнесом со стороны государства. Так, 85% опрошенных высказались за такой контроль.
Если государство реализует данную идею, от этого выиграют все, делится своим мнением президент Союза предпринимателей игорного бизнеса Украины Александр Бойко. Тогда будут защищены интересы не только игроков, но и игорных заведений и самой державы.
По мнению специалистов, регулирование отрасли должно основываться как на здравом смысле, так и на экономической целесообразности. К примеру, сейчас в Киеве, по данным мэрии, основные проблемы размещения игровых автоматов возникают не в игорных залах и казино, а именно в крошечных павильончиках, где не соблюдаются лицензионные нормы и куда не закрыт доступ детей и подростков.
Оптимальный способ решения проблемы — размещение небольшого количества, но крупных игорных заведений. Нужно жестко убрать с улиц игровые автоматы. В законах же должны быть закреплены три основных требования к игорному бизнесу: в игорные заведения не должны допускаться несовершеннолетние; должен обеспечиваться высокий уровень безопасности посетителей и персонала, а также поддерживаться соотношение между ставками и выигрышами на уровне 80% и выше. Естественно, все эти требования способны выполнять только серьезные игорные заведения. В свою очередь, государству будет легче контролировать небольшое количество крупных залов.
По словам Александра Бойко, «государство должно быть заинтересовано в грамотном регулировании игорного бизнеса. Сейчас в нашей стране на долю этой отрасли уже приходится около 1% бюджетных поступлений. И это не предел, так как в идеале игорный бизнес в Украине (с учетом реальных доходов в стране) способен обеспечивать до 3% доходов бюджета. Сейчас целесообразно также провести на эту тему публичные слушания в парламенте. Только такой подход позволит обеспечить прозрачный и незаангажированный процесс формирования нормативной базы, регулирующей отрасль. Иначе мы получим очередной лоббистский закон».
На кону — большие деньги. Другое дело, что те, кто сейчас контролирует «серые» автоматы или же хочет очередного передела рынка под себя, вот так просто не сдадутся. Только от депутатов зависит, будет ли приведен рынок в цивилизованный вид, или же азартные игры так и останутся в Украине полукриминальной кормушкой.