UA / RU
Поддержать ZN.ua

Игра как модель бизнеса

Любая достаточно древняя игра может рассматриваться как модель человеческой жизни, поскольку несет на себе отпечаток самых разных взглядов, предпочтений, фобий и маний...

Автор: Андрей Лазаренко

Любая достаточно древняя игра может рассматриваться как модель человеческой жизни, поскольку несет на себе отпечаток самых разных взглядов, предпочтений, фобий и маний. Замечено, что в смутные кризисные времена популярность игр растет — они позволяют по-иному оценивать реальность и вносят психологическую отдушину в ставшую вдруг неуютной жизнь. Но насколько опыт таких «моделей» полезен в реальном бизнесе и жизни? Могут ли наработанные поведенческие шаблоны и навыки, принятие решений в игре помочь в преодолении кризисных ситуаций?

Школа логики и риска

Для начала вспомним преферанс — признанную школу разумного риска и логики. Игра не менее интересна, чем шахматы, в которых развивается только логика. Главный ее плюс в том, что выиграть можно практически при любом раскладе. Игру, как и бизнес, можно «почувствовать» только тогда, когда объявлена стоимость виста. Без денег эта игра теряет самое ценное качество — азарт, который необходим для осознания разумного риска. Основа — это договор игроков в начале игры, который должен записываться в пуле. Договор определяет окраску всего действа. В отличие от шахмат, где расклад очевиден, а движения фигур ни от кого не скрыты, здесь весьма значима случайность. Какой будет расклад — никому неведомо. Мало того, раздает карты не играющий игрок.

Еще дальше от шахмат нарды, или бэкгеммон, родина которых неизвестна — ведь люди играют в них уже более 5000 лет. Самая древняя доска для игры в нарды была найдена в Малой Азии (в Шахри-Сухте) и датируется приблизительно 3000 годом до н. э. В Западной Европе распространение нард связано с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. А с 2003 года указом министра спорта нарды признаны официальным видом спорта России. Во всем мире давно уже проводятся крупные международные турниры. Крупнейший из них, имеющий статус чемпионата мира, ежегодно проводится в Монте-Карло. Призовой фонд этого, да и многих других турниров, составляют цифры с множеством нулей. Для многих эта игра — смысл жизни, а порой и основной источник дохода.

С недавних пор и в Украине, в Киеве, начали проводиться регулярные турниры. Отдельная и, быть может, наиболее многочисленная аудитория любителей нард играет и общается в Интернете. Число сайтов, на которых можно серьезно посражаться за деньги, непрерывно растет.

Школа разумного цинизма

Трейтор — новинка-симбиоз нард и бриджа, созданная уже в этом 21-м веке в США то ли юристами, специализирующимися на поглощениях и слияниях, то ли политтехнологами. Ее называют школой разумного цинизма. Главная особенность этой игры в том, что для достижения своих целей (которые не известны соперникам и ДОЛЖНЫ изменяться по ходу игры) любой из участников обязан вступать в ситуативные союзы и вести кооперативные действия с другими игроками, выбирая момент, чтобы «предать» союзников. При случайном раскладе карт и бросков кубиков самое ценное качество этой игры — возможность манипулирования действиями других игроков и приспособления своих целей к изменяющейся ситуации. Еще одна особенность: поощряется нарушение договорных правил игры по ее ходу, которое происходит на основе ситуативного договора большинства игроков. При этом лидер, играющий ситуативную игру — аналог «мизера» в преферансе — может нарушать и это правило. Выигрывает тот, кто наберет максимум промежуточных побед и останется «живым» — в игре предусмотрена процедура коллективного «уничтожения» лидера, если у «оппонентов» набирается в сумме достаточное количество очков.

— Трейтор (англ. — «предатель») уже используется в тренингах высшего управленческого персонала, и за свои пять лет существования развился в несколько модификаций, — рассказывает политтехнолог и фанат игры Владимир Бондаренко. — Это связано с тем, что нравы игроков, их цели и допустимые методы образования коалиций, а также «пороги предательств» в политике и бизнесе различны. Более того, игра уже официально запрещена для сотрудников ряда крупных американских корпораций («Майкрософт», «Дженерал электрик» и др.), ибо противоречит командному духу, поощряет крайний индивидуализм, непредсказуемость и приспособленчество. Часто ставкой в партии являются большие деньги и даже жизнь. Тем не менее можно ожидать, что в Украине она завоюет популярность, ведь менять законы и правила «под себя», приспосабливаться к изменениям и предавать партнеров стало обыденностью не только для политиков.

Можно сказать, что трейтор — не азартная игра, которая имитирует бизнес-отношения, а жизнь — один из вариантов трейтора с большим количеством игроков и неограниченной по времени партией. Круг первых приверженцев игры в Украине включает не только студентов и предпринимателей, но и военных, народных депутатов. Кстати, в игре не бывает победителей, но бывают игроки, оказавшиеся непобежденными. По сравнению с теми из них, кто имеет беспроигрышный опыт в 30—40 игр, Макиавелли и Сталин были бы наивными мальчиками.