UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИГОРЬ ЛИТОВЧЕНКО: БУДУЩЕЕ ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ И ПРОДВИНУТОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

В декабре у операторов мобильной связи начинается «горячая» пора. Предновогодний сезон — самое время для новых подключений...

Автор: Владимир Коваленко

В декабре у операторов мобильной связи начинается «горячая» пора. Предновогодний сезон — самое время для новых подключений. Кроме того, декабрь — месяц подведения итогов и построения планов на светлое будущее. У «Киевстар» для этого есть еще один повод. В декабре компании исполнилось шесть лет.

— На каких абонентов ориентируется «Киевстар»? Каково соотношение контрактных абонентов и пользователей prepaid-услуг?

— «Киевстар» ориентируется на всех своих абонентов. Хотя наша услуга предоплаченной мобильной связи Ace&Base действительно наиболее популярна на рынке, и в общей абонентской базе ее пользователи занимают большую часть. Соотношение между пользователями prepaid-услуг и контрактными абонентами в компании составляет 80 к 20. И в условиях нашего рынка такое соотношение будет сохраняться по крайней мере в ближайшие несколько лет. Переход prepaid-абонентов в статус контрактников зависит не только от усилий оператора, но и от внешних факторов, начиная от роста экономики, ВВП, среднего дохода граждан и заканчивая законодательной базой. В то же время даже в странах с развитой экономикой пользователей предоплаченных услуг мобильной связи всегда больше, чем контрактников.

— На рынке мобильной связи изменения происходят молниеносно, только вот тарифы Ace&Base остаются незыблемыми.

— Ну не настолько уж незыблемыми. С 20 ноября мы в третий раз за год снизили цену на стартовые пакеты Ace&Base до 69 гривен. Идет постепенное снижение барьера входа на рынок мобильной связи для новых абонентов. Сами тарифы также будут пересматриваться. Пока готовьтесь к приятным сюрпризам.

— Вопрос, который будоражит сейчас практически всех абонентов: будет ли возобновлена со следующего года плата за входящие телефонные звонки?

— Напомню, что «Киевстар» изначально честно повел себя в этом вопросе. После отмены с 19 сентября платы за входящие звонки во всех наших материалах было указано, что новые тарифы действительны до 31 декабря. Это тот срок, на который изначально вводились приказы Государственного комитета по связи и информатизации по отмене платы за входящие звонки и введении специального тарифа на звонки с обычных телефонов на мобильные. Госкомитет сейчас подводит итоги полуторамесячного действия принципа «бесплатных входящих» на телекоммуникационном рынке. По предварительной информации, Госкомсвязи намерен продлить срок действия своих документов по бесплатным входящим. Если спецтариф на звонки на мобильные телефоны станет постоянным, а в идеале даже увеличится с 1,2 до 2 гривен/минута, поскольку не компенсирует в достаточной степени затрат мобильных операторов, «Киевстар» возобновлять взимание платы за входящие звонки не будет. Потратив столько усилий на введение этого принципа, сейчас было бы глупо от него отказываться только потому, что сняты законодательные барьеры. Тем более что Украина стремится к европейским стандартам, которыми это принято. Подчеркиваю, что «Киевстар» намерен сохранить бесплатные входящие, но хотелось бы отметить, что операторы — не последняя инстанция в этом вопросе. Я думаю, в декабре Госкомсвязи должен обнародовать свою позицию, под которую подстроятся участники рынка.

— А как компания себя чувствует после отмены платы за входящие звонки?

— Замечательно. Первые дни, правда, по принципу «тушения пожаров» пришлось достраивать межоператорские соединительные линии, особенно с «Укртелекомом» и «Утел», нагрузка была колоссальная. Но зато построили быстро и с запасом. Наши партнеры в Норвегии, узнав, что мы практически за полторы недели перешли на принцип «платит звонящий», были шокированы. Конечно, сразу после 19 сентября входящий трафик вырос где-то на 70%, но довольно быстро ситуация вернулась в норму. Сейчас мы ощущаем небольшой перекос трафика в сторону «Киевстар». Например, со стороны UMC на 15—20% больше звонков на нашу сеть, чем с нашей сети на них. В основном звонят абоненты «Джинс».

— Кстати, о «Джинсе». Как конкурируется с виртуальным оператором?

— Мы стараемся поменьше конкурировать и побольше работать. Знаете, помогает. Если же сравнивать наши Ace&Base с «Джинс» UMC, то «Киевстар» выглядит более чем достойно. Перечень дополнительных услуг у нашего prepaid-предложения больше. Тарифы на разговоры, если наложить на тот же Base услугу «Любимый номер», позволяющую снизить затраты на связь, у нас будут даже лучше.

Кроме этого, сейчас заканчиваются переговоры между операторами о взаиморасчетах. На сегодняшний день существуют прямые включения участников рынка в сети друг друга, без «Укртелекома» и «Утел», чтобы не платить за транзит трафика. Тарифы за доступ на сети коллег по рынку достаточно низкие, устанавливались они два года назад — тогда процентное соотношение звонков между сетями было приблизительно одинаковым. Сейчас речь идет об увеличении тарифов на взаимный доступ до уровня 60 копеек. Если тариф по доступу на сети друг друга установится на этом уровне, стоимость звонка абонента «Джинс» на сеть любого мобильного оператора будет выше, чем сейчас. Посмотрим, добавит ли это ему конкурентоспособности.

— Операторы часто «хвастаются» новыми дополнительными сервисами мобильной связи, а насколько они реально востребованы?

— Дополнительных сервисов у «Киевстар» множество, начиная от мобильного Интернет и SMS и заканчивая услугами высокоскоростной передачи данных GPRS. То, что многое из этого практически невостребовано, — это другое дело. Вспомните историю развития мобильной связи. Все начиналось с передачи голоса, потом появились SMS. После этого к дополнительным услугам добавились мультимедийные сообщения — разнообразные музыкальные и анимационные открытки. А ментальность людей меняется медленнее, и в большинстве случаев потребность заключается в простом общении. Люди привыкли. Между стартом услуг SMS и их востребованностью в Украине прошло около пяти лет. В то же время отказаться от их запуска в 1998 году только потому, что с ходу их не воспримут, было бы глупо.

С другой стороны, молодежи, которая более продвинута в телекоммуникациях, современные услуги интересны. Мы недавно участвовали в отраслевой выставке. Было очень интересно наблюдать со стороны, когда к нашему стенду приходят студенты и просят попользоваться той или иной ультрасовременной услугой. Они разбираются, как это сделать, совершенно без посторонней помощи. В общем, будущее за дополнительными услугами и продвинутой молодежью. В то же время, отвечая на вопрос: «Каким телефоном вы пользуетесь?», молодые люди обычно показывают простенькую модель, максимум поддерживающую WAP. У молодежи проблема — телефоны, поддерживающие современные сервисы, как правило, дорогие. Вопрос снижения их стоимости адресуем производителям.

— Сами дотировать телефоны не собираетесь?

— Дотирование телефонов — это не совсем бизнес «Киевстар». Мы не хотим открывать свои магазины, чтобы закупать и реализовывать терминалы самостоятельно. Во-первых, для этого необходим дополнительный штат. Во-вторых, 90% новых подключений идет через дилеров. Мы отдали им операторские скидки и право на закупку телефонов, и нас вполне устраивает их работа. Начинать с ними конкурировать я считаю неправильным.

— Чего вы ожидаете от следующего года?

— Давать прогнозы — дело неблагодарное, потому что развитие событий у нас в стране зависит от совпадения множества факторов, но попробовать можно. Во-первых, я ожидаю бурного роста количества абонентов при сохранении бесплатных входящих. Тут все в руках Госкомсвязи. Во-вторых, появления наконец-то третьего национального оператора. Хотя без иностранного партнера третьему сложно будет начинать. Мало кто из украинских инвесторов сможет выделить на развитие сети 300—400 млн. долларов на длительный срок. Вроде турецкий Turkcell снова заинтересовался украинским рынком мобильной связи. Посмотрим, чем это закончится.

Кроме того, я очень жду ускорения развития самого «Киевстар». Считаю, что лидерство компании практически по всем показателям на рынке нас расслабило. С одной стороны, я вижу, что гордость оправдана — против статистики не пойдешь. Почти 400 млн. долл., вложенных в развитие сети за шесть лет существования компании, себя оправдали. На сегодняшний день «Киевстар» покрывает устойчивой мобильной связью 70% территории страны, где проживает 80% населения. Территория же, на которой связь от «Киевстар», в принципе, возможна, но не гарантирована, составляет более 80% от общеукраинской. Наш доход за три квартала этого года составил 258 млн. долл., что больше, чем за весь прошлый год. Скоро компания будет приветствовать трехмиллионного абонента. Все показатели бизнес-плана перевыполняются, и все-таки я недоволен. Считаю, что мы затормозились в своем развитии и можем, и обязаны двигаться вперед еще быстрее. Прежде всего я критически отношусь к самому себе, поэтому недоволен тем, как работает компания. Хотя изменить что-то в себе мало, необходимы изменения и в коллективе. Мы усиливаем маркетинговый департамент компании. Сейчас идет его реструктуризация, результатом которой должны стать активизация направления продаж и усиление ориентации на клиента. Мы набираем новых людей. При этом, воспитывая собственных специалистов, привлекаем профессионалов из-за рубежа. Не так давно у нас начал работать новый директор по маркетингу Гаррет Джонсон. Думаю, он еще более улучшит маркетинговую стратегию «Киевстар».

— У UMC благодаря «МТС» постепенно появились прочные российские корни. Среди акционеров «Киевстар» также есть российские компании. Возможна ли дальнейшая концентрация собственности в одних руках?

— Вопрос о перераспределении собственности между акционерами сегодня не стоит. Между ними есть четкое взаимопонимание, все-таки они вместе управляют и российским «Вымпелкомом». Я чрезвычайно доволен тем, как работают совет директоров и наши акционеры: решения принимаются вовремя, у «Киевстар» достаточный объем финансирования. В то же время сливаться с «Вымпелкомом» мы не собираемся, на сегодняшний день мы партнеры по рынку. На самом деле нас очень интересует, как работает «Вымпелком» в России, у нас регулярно идет обмен маркетинговыми стратегиями. Потому что рыночные движения МТС там через некоторое время зеркально отражаются здесь, в Украине.

— Говорят, «Киевстар» намерен оказывать услуги в новом для себя стандарте CDMA. Насколько реальны эти планы?

— Мы действительно подали в Госкомсвязи заявку на частоты 450 МГц. Точно такую же заявку подала и UMC и может подать любой другой оператор. Проблема в том, что в этом диапазоне есть место только для одной компании — свободная полоса всего 5 Мгц. Кого выберет комитет, я прогнозировать не могу. Думаю, по результатам тендера будет принято взвешенное решение. В принципе, нам интересно было бы работать на этих частотах. С другой стороны, производители должны предложить терминал, работающий как в стандарте GSM-900/1800, так и в CDMA-450. Если он будет создан, мы за счет расширения еще на один стандарт сможем увеличить свою абонентскую базу. Кстати, говорят, что такой телефон скоро появится.