UA / RU
Поддержать ZN.ua

И солидарная, и накопительная

Автор альтернативной концепции пенсионной реформы предлагает постепенно осуществить замещение источников финансирования пенсионных нужд общества с солидарных на частные, вместе с тем устранив проблему чрезмерной социальной и налоговой нагрузки на зарплату

Автор: Василий Худицкий

Сколько людей, столько и мнений. Так можно сказать и о пенсионной реформе, над которой в Украине уже многие годы ломают голову десятки лучших экономистов, социологов, политиков. Недавние изменения тоже вызывают нарекания: как со стороны граждан - из-за ухудшения возможностей получить пенсию по возрасту, так и со стороны предпринимателей - за то, что законом об изменениях не урегулирован порядок уплаты единого социального взноса (ЕСВ). Многие предприниматели не могут платить по обязательствам, возникающим при выплате легальной зарплаты, что убивает у них желание заниматься легальным предпринимательством. Они вынуждены сдавать свидетельства и уходить в тень.

Пенсионную реформу критикуют, но, как всегда, не хватает конструктивных предложений. Одну из альтернативных концепций недавно озвучил представитель общественной организации "Товариство "Мале коло" Владимир Щербина.

Он считает, что эту проблему невозможно урегулировать только путем поправок к Налоговому кодексу. Проблема касается не только и не столько предпринимателей, сколько всех граждан Украины, потому что в трудовые отношения вступает каждый.

- Как член Ассоциации налогоплательщиков Львовской области и общественной организации "Фортеця" я в некоторой степени причастен к разработке концепции принятого закона об изменениях в НК в части упрощенной системы налогообложения и формирования самого текста законопроекта, - рассказывает Владимир Щербина. - Но посредством этих изменений нам не удастся устранить, как по мне, самую большую причину проблемного развития экономики Украины - чрезмерные социально-налоговые обязательства относительно легально реализованной в экономике заработной платы. Поэтому я начал работу над отдельной целостной концепцией пенсионной реформы в Украине.

Украинское общество - целостный этнически-социальный феномен. Например, если в этническом плане украинцы и поляки мало чем отличаются, то в этнически-социальном между ними большая разница. Украинцы, где бы они ни жили - во Львове, Харькове или в Луганске, на каком бы языке ни разговаривали, мировоззренчески идентичны, - считает Владимир Щербина. - Труд в украинском обществе имеет свои, четко выраженные и сформированные его историческим развитием функции в семье. Он, в частности, создает предпосылки для ее общественного и финансового развития путем продуктивного использования части заработанного, что дает возможность получать финансовый результат на протяжении продуктивной жизни родителей и на этой основе - самостоятельно управлять пенсионными рисками, формировать частную собственность и обеспечивать пенсионные потребности состарившихся членов семьи.

Однако сегодня в Украине действует законодательство, распределяющее результаты труда работника в пользу других лиц. На одну гривню заработной платы в экономике Украины возникает общая сумма обязательств социально-пенсионного и налогового характера на сумму одна гривня сорок одна копейка. А это означает, что источника финансирования этих обязательств нет. Многим людям непонятно и даже неизвестно, что за полученной ими заработной платой уже стоит много выполненных и много еще не выполненных обязательств, и эта зарплата является только частью оборота. Мало кто понимает, что их зарплата не может оплатить все эти обязательства, идущие не в пользу конкретного человека, а на благо других людей и государства, потребляющих продукт, который должен потреблять тот, кто его произвел.

Проблема пенсионной системы в том, что треть заработанного человеком на протяжении всей его активной жизни, у него отчуждают, а если он не дожил до пенсии или умер, не использовав заработанное, то его семья не может это унаследовать. А это очень большие средства.

На сегодняшний день средняя заработная плата в Украине составляет около 3 тыс. грн (год назад - 2 тыс. 750 грн), а пенсионные отчисления из этой суммы - 35%. Но эти отчисления делает не тот, кто получает зарплату, - их взимают в Пенсионный фонд через работодателя.

Большие начисления на заработную плату вынуждают предпринимателей сокращать количество рабочих мест. Если предпринимателя стимулировать к применению исключительно собственного труда, то это приведет общество к формам организации труда даже более примитивным, чем мануфактура! Ведь последняя уже предполагает использование наемного труда. Как наиболее эффективный в нынешних условиях он должен быть приоритетным в организации современных экономических отношений, но у нас получается так, что наемный труд экономически невыгоден.

Необходимо обеспечить такое перераспределение труда, чтобы человек понимал, что он трудится не на кого-то, а прежде всего на себя, на свою семью. Многие предприниматели скрывают факт использования наемного труда. Это вызвано действующим регулированием. Чтобы нормализовать перераспределение от 141% к нормальной величине - 35%, работодателю приходится показать, например, 1000 грн выплаты, а реально "в конверте" дать 2800 грн. Без этого украинская экономика не может работать и не работает. Это, в частности, является причиной значительного уровня тенизации в Украине. Если в 1996 г. уровень тенизации в стране составлял 42%, в 2003 - 34,1%, то начиная с 2004 г. снова начал расти и теперь превышает 60%.

В связи с этим следует отметить то обстоятельство, что до 2003 г. тенизация экономики в Украине снижалась, а с 2004 г. снова начала повышаться. И здесь наблюдается тесная связь с действием Указа президента Украины Л.Кучмы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, относившим все социальные и пенсионные обязательства на выручку и не привязывавшим их к зарплате. По мнению Владимира Щербины, это было неоспоримым позитивом, и такой подход следовало развивать.

Прежде всего, альтернативной концепцией предлагается одновременно осуществить две вещи: позаботиться о наполнении солидарной части ПФ путем установления специального пенсионного налога. Чтобы было с чего выплачивать постепенно возрастающие пенсии пенсионерам с "солидарным" стажем. Таких пенсионеров будет становиться меньше, ставка этого налога будет уменьшаться, а вместе с тем уйдет в прошлое практика "солидаризма" в пенсионной системе. Вместе с тем средства будут накапливаться на соответствующие цели каждым, кто работает для себя лично, на специальном счету в уполномоченном государственном финансовом учреждении. Государство будет гарантировать сохранность как самой суммы пенсионных накоплений, так и проценты на них по умеренной ставке, например, по ставке рефинансирования Национального банка или по одной из международных ставок стоимости денег. А сам такой счет, а точнее, остаток средств на нем, будет наследоваться по общим правилам наследования.

Таким образом, автор альтернативной концепции пенсионной реформы предлагает постепенно осуществить замещение источников финансирования пенсионных нужд общества с солидарных на частные, вместе с тем устранив проблему чрезмерной социальной и налоговой нагрузки на зарплату - главного фактора тенизации экономики и возникновения других ее проблем.

Концепцией предлагается одновременно (специальным законом о пенсионной реформе) прекратить дальнейшее приращение солидарного пенсионного стажа и назначить для финансирования остатка приобретенного солидарного пенсионного стажа другие источники, отличающиеся от заработной платы работающих граждан (например, специальный пенсионный налог, часть рентных платежей и т. д.). Такие источники должны быть "привязаны" к выручке. А от заработной платы формировать для работающих пенсионные фонды, которые можно унаследовать, в виде личных взносов в размере 10% от зарплаты на специальных пенсионных счетах в уполномоченном государственном финансовом учреждении под умеренный процент. Такой подход позволит сформировать за время трудового стажа частные пенсионные фонды, сопоставимые по величине с теми, которые формируются в настоящее время путем отчуждения 35% зарплаты, и использовать их намного дольше, чем сейчас, сохраняя остаток "под процентом". Неиспользованные остатки фондов могли бы наследоваться.

Таким образом постепенно за 30-35 лет можно заменить "солидарные" источники финансирования пенсионных нужд общества на частные, которые к тому же могут создавать для украинских семей реальные источники приобретения частной собственности. Это позволит немедленно снять нагрузку на заработную плату и устранить главную причину тенизации экономики. Кроме того, страна получит значительный инвестиционный ресурс, сформированный на частной основе, который за десять лет составит около 80 млрд долл. США по нынешнему курсу.

Внедрение системы обеспечения пенсионных нужд общества будет удобным как для государства, так и для граждан, поскольку является ментально понятным и приемлемым для украинского общества.

В этом смысле концепция, по мнению Владимира Щербины, имеет более широкое значение для экономики, чем просто пенсионная. Она касается социализирующих факторов украинского общества - его общественных институтов труда, накоплений и частной собственности, сформировавшихся исторически, возобновление действия которых вернет украинскому обществу присущую ему семейность, обеспечит конкурентоспособность и успешность.