UA / RU
Поддержать ZN.ua

Грядет пополнение. Администрирование покупок в группах включают в перечень финансовых услуг

В конце октября в парламенте был зарегистрирован законопроект №2420 «О внесении изменений в Закон ...

Автор: Виктор Плотица

В конце октября в парламенте был зарегистрирован законопроект №2420 «О внесении изменений в Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг» (в отношении администрирования покупок в группах)». Авторы законопроекта, народные депутаты Василий Цушко и Сергей Чукмасов, предлагают расширить перечень финансовых услуг, включив в их число администрирование приобретения товаров в группах.

Вполне возможно, что эта попытка урегулировать деятельность в относительно новом, но динамически развивающемся секторе экономики окажется более успешной, нежели предшествующие. Хотя бы потому, что впервые предложенный вариант урегулирования в целом устраивает самих участников рынка.

Покупки в группах как вид потребительской активности являются своеобразной альтернативой банковскому кредитованию и рассрочке. По сравнению с которыми они имеют такое важное конкурентное преимущество, как относительная дешевизна (фактически приходится платить 10—16% против 18—24% годовых в гривнях). Кроме того, покупка в группе не требует предоставления справки о доходах.

В общих чертах система покупок в группах выглядит следующим образом: формируется группа людей, желающих купить в ближайшей перспективе один и тот же товар, но не имеющих в данный момент для этого достаточных средств. Группа договаривается о размере, времени и порядке взносов, а также об очередности приобретения товаров и существует до тех пор, пока оговоренный ранее товар (имущество) не приобретут все участники группы.

Организацией подобной формы приобретения дорогостоящих товаров занимаются администраторы покупок в группах. Именно они являются гарантом жесткого соблюдения договоренностей всеми участниками группы. В Украине работают свыше 20 крупных компаний-администраторов, а совокупный объем этого рынка давно перерос 2 млрд. гривен. Тот факт, что компании перестали «расти как грибы», подтверждает: в целом рынок администрирования групповых покупок сформирован. Стоит вопрос о его развитии и структурировании.

Раньше всех это поняли участники рынка, которые уже несколько лет буквально требуют от законодателей урегулировать свою деятельность. Это на первый взгляд нелогичное для бизнеса требование, тем не менее, легко объяснимо. Дело в том, что до сегодняшнего дня администрирование покупок в группах регулируется в рамках общегражданского права. А оно не всегда позволяет учитывать специфические нюансы этой деятельности. К тому же, отсутствие законодательных основ для компаний, имеющих серьезную клиентскую базу, не развязывает руки, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, сковывает движения. Ведь этот вид бизнеса критически зависит от доверия граждан. Доверие же формируется на основе репутации компании, четких договорных гарантий и защищенности со стороны закона. Первые два компонента участники рынка в состоянии обеспечить и самостоятельно. Третий — никак.

Кроме того, история отношений компаний-администраторов с государством полна примеров, когда под видом «урегулирования» их деятельность пытались поставить под жесткий административный контроль. Наиболее активно в этом плане «работала» Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг) во времена, когда ее возглавлял Виктор Суслов. Именно он инициировал принятие руководимым им органом Положения об осуществлении деятельности по администрированию приобретений в группах. В этом документе были выписаны «эксклюзивные» полномочия Госфинуслуг по лицензированию деятельности компаний-администраторов. План был прост: зарегистрировать документ, легализированный распоряжением того же Госфинуслуг, в Минюсте, а затем уже добиваться принятия на его основе закона, в котором было бы фактически закреплено право «комиссии Суслова» проводить лицензирование так, как ей самой заблагорассудится.

Однако сначала документ отказался регистрировать Минюст, а затем и сам Суслов был освобожден от занимаемой должности. К счастью, новое руководство Госфинуслуг во главе с Валерием Алешиным заняло более ответственную позицию в отношении рынка администрирования покупок в группах и не стало «запрягать телегу впереди лошади», то есть вводить систему лицензирования до принятия закона.

Впрочем, появление законопроекта Цушко—Чукмасова тоже имеет свою непростую историю. За месяц до этого был зарегистрирован еще один проект авторства В. Цушко. Все опрошенные нами эксперты сошлись во мнении: документ сырой.

«Сырость» предыдущего своего проекта признал, похоже, и сам господин Цушко. Иначе зачем ему было бы выступать соавтором нового законопроекта?

Итак, в «2420-м» предлагается решить существующую проблему в более рациональном ключе. Авторы законопроекта отказались от идеи принятия специального закона, что было предусмотрено первым проектом. Этот шаг логичен. Особенно учитывая то, что недостатком законодательных актов отечественная правовая система отнюдь не страдает. Вместо этого предлагается включить администрирование покупок в группах в перечень финансовых услуг. Тем самым деятельность данного сегмента рынка предлагается регулировать в соответствии с положениями Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг».

Теоретики говорят, что администрирование покупок в группах не полностью подпадает под определение финансовых услуг. Практики же особых проблем не видят. В пояснительной записке к своему законопроекту авторы утверждают, что теоретическое несоответствие будет преодолено путем предоставления администраторам групповых покупок «статуса финансового учреждения посредством внесения в Реестр финансовых учреждений». Кроме того, компании будут работать на основании лицензий на право осуществлять такую деятельность. Лицензии должен выдавать уполномоченный орган (Госфинуслуг).

Такой подход, как отмечается в той же пояснительной записке, позволит учесть, прежде всего, интересы потребителей. В различные системы приобретения товаров в группах включено огромное количество граждан Украины. И приостановку деятельности своих администраторов они, мягко говоря, не поймут. «Существует риск того, что сотни тысяч человек — участников систем могут значительно пострадать и понести существенные имущественные потери, что, очевидно, приведет к резкому повышению социального напряжения», — пишут В. Цушко и С. Чукмасов в пояснительной записке. И с депутатами нельзя не согласиться.

С другой стороны, авторы законопроекта учли и интересы участников рынка. Так, представители компаний-администраторов называют «жесткой, но гуманной» процедуру вступления закона в силу. Если депутаты поддержат законопроект, то он начнет действовать спустя шесть месяцев после опубликования. Полгода необходимо для того, чтобы Госфинуслуг разработал и утвердил условия лицензирования (два месяца), а также чтобы компании-администраторы получили лицензии (четыре месяца).

В ситуации, когда все всех устраивает, можно ожидать позитивного голосования. Тем не менее некоторые сомнения остаются: слишком часто в подобных случаях находятся желающие нарушить гармонию, чтобы потом «героически побороться» за ее восстановление. Будем надеяться, что в данном случае ничего такого не произойдет…