UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГРОЗА ДОРОГ — ПЕШЕХОДЫ И «МОСКВИЧИ»

Традиционно считается, что источником повышенной опасности на дорогах являются транспортные средства...

Автор: Владимир Писковый

Традиционно считается, что источником повышенной опасности на дорогах являются транспортные средства. Не пытаясь оспаривать это утверждение, сотрудники Запорожского областного управления госавтоинспекции все же склонны внести в него некоторые коррективы. Увы, не в пользу пешеходов. Только за пять месяцев с начала года в области их задержано и привлечено к ответственности за нарушение правил дорожного движения около 31 тыс. человек. Как свидетельствует статистика, столь строгие меры вызваны отнюдь не предвзятостью, поскольку более половины аварий происходит с участием пешеходов, а четверть - по их вине.

По насыщенности автотранспортом Запорожская область имеет один из наиболее высоких показателей в стране. Из 444 тыс. зарегистрированных единиц транспортных средств, без малого 90 процентов находится в личной собственности. И, по словам работников ГАИ, чаще других предпосылки аварийных ситуаций создают, казалось бы, совершенно безобидные тихоходы-«Москвичи». Почему-то именно их водители склонны к грубейшим нарушениям правил, что подчас приводит к непоправимым последствиям. Так, за пять месяцев с начала года на запорожских дорогах зафиксировано 486 дорожно-транспортных происшествий, в которых 544 человека травмированы и 76 - погибли.

На фоне такой статистики, сетования на чрезмерную строгость «гаишников» вряд ли покажутся обоснованными. Ведь не будь ее, в области не наблюдалась бы в течение последних девяти лет устойчивая тенденция к снижению аварийности и сокращению жертв ДТП. Тем не менее, достичь этого удалось не только за счет жесткого спроса с нарушителей, но прежде всего путем внедрения комплекса мер по обеспечению безопасности на дорогах.

Госавтоинспекция, как и любая другая бюджетная структура, испытывает хроническую нехватку средств. Из-за этого, например, пришлось отказаться от вертолетного патрулирования наиболее интенсивных участков автотрасс. Ведь за час полета необходимо заплатить более 500 гривен. Но все же контроль за движением транспорта с воздуха не прекратился - по договоренности с одним из местных аэроклубов, инспектора ГАИ вместо вертолета используют дельтаплан. Эффективность работы от этого практически не ухудшилась, а затраты сократились в пять раз.

Приводя этот пример, начальник областного управления ГАИ полковник милиции Михаил Прохоров подчеркивает: «Главное - поставить цель и упорно стремиться к ее достижению, тогда и положительные результаты появятся». И они действительно появляются. Недавно, например, в областном центре открыли новый регистрационно-экзаменационный отдел, располагающий современной компьютерной линией диагностики технического состояния автомобилей. До этого подобная линия введена в действие в одном из сельских районов, а на очереди - открытие еще двух.

К слову, по степени компьютерного обеспечения запорожское ГАИ по праву считается лучшим в стране. В течение несколько лет, подчас на одном лишь энтузиазме, в области создавалась мощная компьютерная сеть. Зато теперь в течение минуты инспектор на посту может навести справки в отношении автомобиля и его владельца, воспользовавшись информационными базами как областного, так и общегосударственного, межгосударственного значения - «Украинский автомобиль», «Угон», «Угон СНГ». Об уровне эффективности затраченных средств наглядно свидетельствует хотя бы такой факт. Только с начала года компьютер «помог» выявить порядка 100 транспортных средств, находившихся в розыске.

Конечно, никто не говорит, что в Запорожье инспекторы ГАИ все как один воплощают собой образец несения службы, а шоферские рассказы о крохоборах-«гаишниках» - сплошные наветы. К сожалению, встречаются желающие с помощью жезла улучшить свое материальное благосостояние. Все же велик соблазн, коль средняя зарплата инспектора составляет 200 гривен, а штраф с нетрезвого водителя - 340. В прошлом году за разного рода нарушения были уволены 40 сотрудников.

- Сейчас мы коренным образом реформируем систему оценок своей работы, - подытоживает М.Прохоров. - В основу закладывается прежде всего оказание помощи участникам дорожного движения. И, как свидетельствует практика, такой подход постепенно приносит положительные результаты.

Подтверждение тому - недавний анонимный опрос, по итогам которого 80 процентов респондентов признали работу запорожских госавтоинспекторов удовлетворительной.