ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ СТРАШНЫ НЕ СТОЛЬКО КАССОВЫЕ АППАРАТЫ, СКОЛЬКО ШТРАФЫ ЗА ОШИБКИ ПРИ РАБОТЕ С НИМИ
1 июля текущего года и 1 января 2016-го могут стать черными днями в истории украинского предпринимательства. Причина - принятый Верховной Радой 28 декабря 2014 г. Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы". Его нормами предусмотрено применение регистраторов расчетных операций (РРО) плательщиками единого налога второй и третьей групп. Конфуз заключается в том, что внедрять в жизнь закон о кассовых аппаратах взялись бывшие оппозиционеры, которые еще год назад считали это "издевательством над сферой розничной торговли". Если закон вступит в силу без изменений, десяткам тысяч предпринимателей придется искать новую работу. Однако не факт, что они ее найдут…
Что же такого неприемлемого предлагает этот закон?
Во-первых, малому бизнесу, включая даже маленький газетный киоск, придется потратиться на приобретение (около 700 грн), установку и ежемесячное обслуживание кассовых аппаратов. Во-вторых, для правильного ведения налогового учета многим предпринимателям придется привлекать бухгалтеров. Не бесплатно, конечно. Соответственно, все эти затраты придется закладывать в стоимость товаров и услуг, что, разумеется, приведет к росту цен для населения.
Банальная ошибка - штраф
Впрочем, это только цветочки. Больше всего пугают бизнес не столько наказания за утаивание выручки, сколько штрафы за даже формальные нарушения правил ведения учета. Они не просто высокие, а заоблачные. Во время пребывания в оппозиции нынешние представители власти называли их "драконовскими". Нынешний закон создал более чем достаточно оснований для штрафов. Любая банальная ошибка - штраф. "У меня был случай, когда вместо 2 грн аппарат выбил 2 млн. Пришлось писать множество объяснений в налоговой администрации, - рассказывает председатель Общественной организации "Ассоциация Хмельницких рынков" директор ООО "ВВК Поділля-2" Валерий Таратасюк.
Не сохраненная определенным образом контрольная лента - штраф в размере 10 необлагаемых минимумов. Пропущен или потерян периодический отчет - 20 минимумов! Хотя, как утверждают предприниматели, тут совсем не идет речь о нарушении в отображении выручки. Она будет четко храниться в памяти центрального сервера Государственной фискальной службы Украины. Не сохранил контрольную ленту на протяжении трех лет или выцвели данные о проведенных расчетных операциях - штраф в 10 необлагаемых минимумов. Несмотря на то, что эта информация хранится на центральном сервере в электронной форме в той же Государственной фискальной службе. Складывается впечатление, что разработчиков закона интересовала не столько необходимость отображать с помощью кассовых аппаратов уровень доходов бизнеса, сколько возможность пополнять бюджет за счет возможных формальных нарушений правил ведения учета. Государству крайне необходимы штрафы.
Внедрение кассовых аппаратов приветствует Европейская Бизнес Ассоциация. Как она считает, обеление бизнес-процессов в среде плательщиков единого налога поможет в борьбе с теневыми схемами и реализацией контрабанды. Отныне все субъекты хозяйствования - малый, средний и крупный бизнес - должны обязательно использовать кассовые аппараты (или РРО). Сегодня некоторые предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, нередко становятся участниками теневых схем ввоза и реализации контрабандной и контрафактной продукции. Поэтому такие изменения ЕБА приветствует. Ведь они способствуют детенизации экономики, создают справедливые условия для всех и полностью соответствуют европейской практике.
Поддерживают цивилизованные правила игры и сами предприниматели: "Все мы хотим в Европу, чтобы все было цивилизованно. В ЕС есть учет всех вещей, покупки, продажи. Нет денег без учета. И это абсолютно правильно. Но все это нужно делать по очереди. Нельзя сначала надевать костюм, а потом рубашку. В украинском варианте реформ все выглядит с точностью до наоборот".
Например, предприниматели со многих рынков на свой страх и риск завозят товар из разных мест. Он может быть как легальным, так и нелегальным. Часто он не имеет исходных документов. Люди идут на разные схемы не потому, что так хотят, а чтобы выжить. Поэтому сначала нужно выяснить, откуда этот товар, перекрыть каналы нелегальных поставок. Предприниматели и сейчас ведут учет, выдают квитанции и чеки, но это никого не интересует.
Кроме того, для нормальной работы кассовых аппаратов нужно, чтобы работал Интернет, по крайней мере без "зависаний". А у нас предприниматели не могут нормально работать даже с электронным ключом. Технических вопросов множество. И теперь эту ситуацию правительство предлагает "исправить" с помощью кассовых аппаратов.
Кнут есть. Где пряник?
Как показывает зарубежный опыт, при внедрении кассовых аппаратов, например, в Польше, предприниматели получили преференции - был сохранен максимальный объем продажи, при котором предприниматели имели право работать без РРО, - 40 тыс. злотых в год. Правда, все новообразованные СПД обязали устанавливать кассовый аппарат при достижении уже половины этой суммы. С другой стороны, есть определенные виды деятельности (в частности такси-перевозка), когда обязывают устанавливать РРО независимо от размера доходов. Кроме того, как сообщают "Контракты" (№17–18 за 2011 г.), не должны были устанавливать РРО предприниматели, предоставляющие услуги исключительно фирмам (то есть их доходы подтверждаются актами или накладными). Также освобождены от использования РРО и те, у кого в структуре доходов свыше 80% составляли поступления от видов деятельности, не требовавших РРО. Откуда узнать о доходах субъектов налоговой карты, если они, как и наши единоналожники, не ведут бухгалтерский учет? Из копий счетов или накладных, которые польские упрощенцы были обязаны выписывать по требованию клиента, а потом еще и сохранять на протяжении пяти налоговых лет, начиная с 1 января года, следующего за годом осуществления операции.
На еще один аспект - администрирование кассовых аппаратов - обратила внимание народный депутат, глава правления Всеукраинского объединения предпринимателей малого и среднего бизнеса "Фортеця" Оксана Продан. Она предлагает либо упростить эту процедуру, либо освободить от использования кассовых аппаратов плательщиков единого налога. По ее словам, действующая система администрирования кассовых аппаратов громоздкая и коррупционная. Она монополизирована, создает коррупционные возможности для фискалов и перекладывает на плечи предпринимателей все риски, связанные с обслуживанием кассовых аппаратов и возможными сбоями при передаче отчетности. В таких условиях, по ее мнению, распространение сферы использования кассовых аппаратов на самый мелкий бизнес неприемлемо.
"Сначала нужно создать прозрачную, построенную на европейских принципах, систему администрирования кассовых аппаратов, а уже потом обязывать всех упрощенцев пользоваться ими. Однако мою инициативу по освобождению от коррупции этой сферы блокируют, при этом переводят на кассовые аппараты плательщиков единого налога второй и третьей групп", - сообщила Оксана Продан.
Недавно нардеп вместе с коллективом авторов из числа представителей малого и среднего бизнеса уже во второй раз представила законопроект о демонополизации и декоррупционализации администрирования РРО (№1088). После принятия изменений в НКУ о внедрении кассовых аппаратов для плательщиков единого налога Оксана Продан представила также и проект №1718 - об отмене этих норм. В нем речь идет об отмене РРО только для плательщиков единого налога, как это было до 01.01.15 г.
"На сегодня проект №1088 поддержан профильным комитетом в первом чтении, и его, в первом же чтении, готово поддержать Министерство финансов. После рассмотрения в сессионном зале начнется горячая пора определения окончательных норм в будущем законе, - рассказывает Оксана Продан. - Кроме того, я обратилась к министру экономики по поводу привлечения донорских средств к финансированию покупки РРО плательщиками единого налога, чтобы минимизировать негативы, в том числе финансовые потери из-за нововведения в НКУ, и защитить мелкий бизнес. Потому что сегодня малый бизнес массово закрывается в связи с участием в АТО, из-за уменьшения покупательной способности граждан, а также из-за принятия 28–29 декабря нормы в НКУ".
По словам Оксаны Продан, последствия упомянутых выше изменений в НКУ крайне негативно скажутся на малом бизнес, украинской экономике, потребителях, которые, в конце концов, и заплатят за все.
"Это приведет к увеличению расходов предпринимателей, которые будут вынуждены заплатить за кассовые аппараты, за обслуживание РРО, дополнительно оплачивать услуги бухгалтеров и платить штрафы без вины. В свою очередь расходы предпринимателей будут заложены в стоимость товаров и услуг, что приведет к очередному повышению цен для населения. Надеюсь, народные депутаты это понимают и поддержат один из проектов - демонополизацию обращения, обслуживания и контроля РРО (кассовых аппаратов) или отмену кассовых аппаратов для плательщиков единого налога", - подытожила Оксана Продан.
Без вины виноватые
Против внедрения кассовых аппаратов в условиях, когда Украина технически не готова к массовому сбору информации, в июне 2013 г. выступила еще один политик - Ксения Ляпина.
"Сегодня уже все признали, что это большая проблема, - сказала она в комментарии представителям СМИ. - Хочу обратить внимание: она не упала на нас с Луны. Год назад мы объясняли правительству и большинству, что принимать такой закон, которым предусматривалась обязательность кассовых аппаратов с электронной лентой, да еще и такая "драконовская" ответственность за ее отсутствие, абсолютно нецелесообразно и аморально. Это просто издевательство над сферой розничной торговли".
По ее словам, ситуация будет патовой, поскольку технически страна не готова к такому массовому сбору информации. Это будет постоянно создавать проблемы и основания для наложения штрафов.
"Государство и бизнес нагрузили лишними расходами. На 99% процентов эта информация никому не нужна, поскольку она не повышает фискальную функцию. Скорее всего, это был сугубо лоббистский законопроект, когда кто-то просто хотел заработать на продаже модемов и новых кассовых аппаратов с возможностью дистанционной передачи данных, и этому нужно дать соответствующую оценку", - констатировала Ксения Ляпина.
С тех пор как это было сказано, прошло почти два года. Что изменилось? Интернет начал работать во всех селах? Или, может быть, появилась какая-то потребность в сборе 99% информации о бизнесе?
По мнению предпринимателей, действующий Закон "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" несовершенен. Единственная надежда на то, что за те несколько месяцев, которые остались до вступления закона в силу, у законодателей победит здравый смысл, и они внесут необходимые поправки. Если этого не произойдет, работать малому бизнесу будет значительно сложнее. Многие не выдержат. Как сообщил Валерий Таратасюк, уже сегодня немало предпринимателей оставили свои рабочие места.
Комментарий
Зеновий Бермес, президент Ассоциации работодателей торговли и общественного питания Львовской области:
- Какова мотивация для внедрения кассовых аппаратов для предпринимателей? Контролировать наличный оборот товаров и услуг. Вопросов нет - учет должен быть. Но Украина пошла не тем путем. Предлагаемый вариант учета через кассовые аппараты разрушает упрощенную систему налогообложения. Почему бы правительству сначала не ввести налог на прибыль в размере 30% и минимальное администрирование бизнеса? Чтобы от него не убегали. И тогда никто не будет скрывать средства, потому что это будет не нужно.
Вместо этого правительство пошло привычным путем - внедрение тотального контроля, драконовских штрафов. Нет никакого решения, которое бы сделало бизнес выгодным и привлекательным. Как следствие - будет дальнейшее угнетение бизнеса. Многие не выдержат новой ситуации.
Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы" (извлечение)
Раздел V
Ответственность за нарушение требований этого закона
Статья 17. За нарушения требований этого Закона к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), по решению соответствующих органов доходов и сборов применяются финансовые санкции в следующих размерах:
1) в случае установления на протяжении календарного года в ходе проверки факта: проведения расчетных операций с использованием регистраторов расчетных операций или расчетных книжек на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг); непроведение расчетных операций через регистраторы расчетных операций с фискальным режимом работы; несоответствия суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете, а в случае использования расчетной книжки - общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня; нераспечатывания соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведения ее без использования расчетной книжки на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования:
- совершенное впервые - 1 гривня;
- совершенное повторно - 100 процентов стоимости проданных с нарушениями, установленными этим подпунктом, товаров (услуг);
- за каждое последующее совершенное нарушение - в пятикратном размере стоимости проданных с нарушениями, установленными этим подпунктом, товаров (услуг)…