UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ

Ежемесячный подсчет количества абонентов мобильной связи в Украине уже стал традицией для отечественных операторов...

Автор: Лариса Яровая

Ежемесячный подсчет количества абонентов мобильной связи в Украине уже стал традицией для отечественных операторов. Конец сентября же — еще и конец третьего квартала, а по его показателям можно делать более-менее реальные прогнозы результатов года. Итоги третьего квартала для многих были неожиданными: UMC впервые за последние два года обогнала «Киевстар». По состоянию на 30 сентября количество абонентов, обслуживаемых сетью UMC составило 2,55 млн., тогда как у «Киевстара» — 2,51 млн. У мобильных компаний второго эшелона — «Голден Телекома» и WellCOM — по-прежнему по 38 тысяч. DCC не рассекречивает точное число абонентов; эксперты оценивают его в 140 тысяч.

На 31 августа 2003 года количество абонентов UMC составляло 2,35 млн., рост абонентской базы в течение месяца — свыше 203 тыс. абонентов, или 9%. По итогам квартала, число абонентов выросло на 26% и достигло 527 тысяч, что заметно больше, чем у конкурента (см. ниже). При этом количество абонентов виртуального мобильного оператора ДЖИНС, обслуживаемого сетью UMC, на конец квартала превысило 155 тыс. (рост в сентябре — 99,4 тыс.). Всего же с начала года абонентская база компании выросла на 51% — почти в полтора раза. Как видим, обгоном конкурента по количеству абонентов UMC обязана прежде всего ДЖИНСу.

Что касается «Киевстара», то, как сообщил журналистам вице-президент компании Тронд Мо, ее абонентская база в третьем квартале увеличилась на 311 тыс. клиентов, или на 14,2%. В первом полугодии прирост абонентов «Киевстара» составил 344 тыс., или 18,5%. Напомним — о достижении рубежа в 2,5 млн. абонентов «Киевстар» отрапортовал всего две недели назад — 23 сентября. Несмотря на заявление вице-президента, по словам пресс-службы компании, официальных данных о количестве абонентов по состоянию на конец третьего квартала еще нет. Можно предположить: если бы менеджмент компании точно знал, что оно выше, чем у конкурента, то эти цифры непременно были бы опубликованы.

Обе компании заявляют, что учитывают лишь активных абонентов. По методике UMC из числа «контрактников» исключаются абоненты, «молчащие» более двух месяцев, а по данным «Киевстара» — более трех месяцев, «припейдные» у обоих операторов исключаются из «базы» после трех месяцев «молчания».

Отметим основные факторы, повлиявшие на динамику количества абонентов обоих операторов. У обеих компаний значительно выросли объемы продаж услуг предоплаченного сервиса, вызванные снижением стоимости стартовых пакетов и увеличением периода бесплатного возобновления услуги. Так, стоимость стартового пакета услуг Ace&Base от «Киевстар» упала до 99 грн. (18,9 долл.). Правда, при этом до 25 грн. (5 долл.) уменьшилась и сумма, поступающая на счет абонента при активации; она составляет лишь 25% стоимости стартового пакета (для услуги Sim-Sim от UMC — 46%).

И UMC, и «Киевстар» ввели трехмесячный срок бесплатного возобновления услуги. При этом «Киевстар» ограничил возможность приема SMS-сообщений и внутрисетевых входящих звонков после окончания срока действия пакета, и «асю-васю» теперь нельзя использовать в экономичном режиме пейджера (за что многие ее любили).

Свою роль сыграло и совершенствование тарифов обоих операторов при вызовах на избранные номера (уменьшение стоимости льготной минуты в услуге «Семья» от UMC и появление «Любимого номера» у «КС»). По прогнозам аналитиков, отрыв UMC будет сохраняться до конца года, во многом благодаря введенной с 1 октября 30—50-процентной скидке на местные вызовы в рамках услуги «UMC Область». Если, конечно, «Киевстар» не пойдет на значительное снижение абсолютных тарифов.

Уменьшение темпов роста абонентской базы «Киевстара», благодаря которому стал возможен обгон его ближайшим конкурентом, во многом было обусловлено тем, что почти три недели на сеть компании трудно было дозвониться. Эта проблема возникла из-за скачка трафика после введения 19 сентября бесплатных входящих. По данным прессы, компания истратила на подготовку к такому скачку порядка 10 млн. долл., а по информации самой компании — «проблемы с дозвоном решены», тем не менее сообщения о локальных перегрузках в пространстве и времени до сих пор появляются. По мнению экспертов, это вызвало как сокращение притока, так и некоторый отток абонентов компании, в том числе и корпоративных (для них качество связи жизненно необходимо). А это уже может привести к дальнейшему отставанию в показателях доходности абонента, по которым «Киевстар» традиционно занимал последнее место среди коллег.

По данным финансовой компании Dragon Capital, на конец третьего квартала мобильное проникновение (отношение общего числа абонентов к населению страны) составило 11,1%. Доля рынка UMC выросла на 3% и составляет 48,3%, доля рынка «Киевстара» упала на 1,9% и составляет 47,6%. Эксперты Dragon Capital оценивают годовой результат UMC в 3 млн. абонентов, или 49,3% рынка (оба показателя с начала года вырастут, соответственно, на 78% и на 3,9%). Общее же число мобильных абонентов в Украине на конец 2003 года, по данным компании, составит 6,1 млн. (годовой рост — на 64%). Мобильное проникновение составит 12,9% (годовой рост — на 5,1%).