UA / RU
Поддержать ZN.ua

Головокружение от IT-успехов

Многие отечественные банки массового обслуживания настолько увлеклись IT-технологиями, что у них практически не осталось возможности найти живого ответственного за проведение операций и выполнение условий договора.

Автор: Сергей Бочкарев

В последнее время рядовых украинских граждан массово одолевают успехи банковских IT-технологий. Платежи "здесь и сейчас", "24/7" (двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю), платежи "не вставая со своего компьютера" или "не отходя от своего мобильного телефона". Если не хватит денег - "мы всегда готовы предоставить вам кредит".

Всегда считалось, что проблемы подобной "оперативности" заключались в том, что "лишь бы деньги были на счету" и "лишь бы пароль не увели". То есть первая проблема в том, что деньги всегда тратятся проще, чем зарабатываются. И чем свободнее к ним доступ, тем реальнее искушение "перебрать лишнего". Ведь любой банк отвечает лишь за перечисление средств, но не за их пополнение за счет клиента. И всегда готов дать в долг, но лишь под большие проценты.

"Лишь бы пароль не увели" - тоже серьезная опасность современного информационного мира. Причем вплотную к ней примыкает собственная небрежность - "только бы реквизиты были указаны правильно". Потому что легкость перечисления зачастую сопряжена с выяснением последствий, куда же эти деньги попали.

И вот тут мы подходим к проблеме, которая совершенно не замечается, пока "у всех все хорошо". Но становится абсолютным тупиком, когда у одного из звеньев цепочки начинаются тотальные финансовые проблемы.

Выясняется, что многие отечественные банки массового обслуживания настолько увлеклись IT-технологиями, что у них практически не осталось возможности найти живого ответственного за проведение операций и выполнение условий договора. В "живом" офисе вас встречают студенты с надписями на бейджах: "Виталий", "Ирина"… Но то, что является традицией у продавца-консультанта в магазине бытовой техники, совершенно неприемлемо для учреждения с серьезной финансовой ответственностью. Как у клиента, у вас всегда попросят документ, удостоверяющий личность. Тем более удивительно, когда "Виталий" в ответ на пожелание полностью представиться и назвать фамилию отведет вас к менеджеру вышестоящего уровня, сопровождая все это фразой, что "далее решение вопроса превышает пределы моей компетенции".

Вообще замечено, что приближение к порогу неплатежеспособности банка явно отражается на возрасте и полномочиях его рядовых сотрудников. Сначала на месте рядовых сотрудников появляются молодые дамы пляжного дресс-кода. Это означает, что персонал начинает набираться по протекции. То есть, при решении глобальных финансовых вопросов банку приходится уже что-то просить у сильных мира сего, а те в знак ответного содействия просят пристроить непутевых детей и родственников. Затем на эти должности начинают приходить студенты. Потому что статусные дети начинают выпендриваться: "Я не буду больше работать за такие деньги". И когда студенты начинают сидеть непосредственно в кассе отделения, это означает, что пора по-быстрому забирать свои деньги. Ибо ответственность сотрудников уже несоизмерима с их зарплатой, но владелец почему-то сознательно идет на такой риск. К чему бы это?

Но продолжим по поводу головокружения от IT-успехов. Как-то уже стало привычным, что когда вы просите деньги у банка, то предоставляете множество гарантий, вплоть до залога. А когда вы приносите деньги в банк, вам дают всего лишь "бланковую" гарантию (расписку на договоре). И вам остается надеяться на добропорядочность владельцев и руководителя банка (коих вы никогда не видели и вряд ли увидите) или на Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Который должен надзирать за банками, но в основном ограничивается раздачей средств в момент "несчастного случая".

Так вот, не удивляйтесь, если в случае наступления сложной финансовой ситуации у самого банка он отгородится от вас этими самыми IT-технологиями. Вам предложат изложить содержание вопроса в соответствующей форме на сайте банка, и в ответ вы в большинстве случаев получите регистрационный номер и фразу "обращение направлено в соответствующей отдел банка". Мол, разговаривайте с сайтом дальше… Или можете позвонить на многоканальный телефон с многоступенчатым электронным меню и поговорить с девушкой "388 Нина". Которая, опять же, на пожелание полностью представиться ответит, что это не входит в ее служебные обязанности. Получите регистрационный номер… Куда с этим номером идти?!

А в это время живые сотрудники банка полностью освоили бюрократические традиции, ранее применявшиеся в государственных структурах. Называть свое имя-отчество и утаивать фамилию. Ибо не будешь же потом в официальной жалобе указывать, что разговаривал с неким "Иваном Никифоровичем", который не хотел выводить дальше на своего руководителя.

В случае явного сбоя платежеспособности IT-технологий советуем вспомнить старые добрые юридические традиции. Со всем пониманием отнестись к тому, что в случае "электронного общения" все свидетельства происходящего спора остаются исключительно на стороне банка. А в случае неблагоприятного для него стечения обстоятельств могут "случайно не сохраниться". То есть, вся эта одностороння система регистрации действует по доброму согласию сторон ровно до того момента, пока "у всех все хорошо". Как только начинаются сомнения - разговаривайте с банком письменно. С такой же письменной резолюцией должностного лица банка на вашем обращении. С обязательным указанием даты-должности-подписи ответившего. Не поленитесь, наконец, прочитать договор о взаимоотношениях, который вам когда-то дали в "подарок к платежной карте". Сошлитесь на нарушенные положения этого договора. При этом с момента явного нарушения ваших финансовых прав крайне осторожно подписывайте все "технические" документы, которые вам предложат сотрудники банка. Ибо потом может оказаться, что временно и "по-быстрому" переместить деньги вот туда и вот так вы пожелали самостоятельно, а банк на этом ничуть не настаивал. Хотя это и было в его интересах.