UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГЭС на Днестре: экономическая выгода и экологическое зло

В эти дни общественные экологические организации, туристические клубы, ученые-экологи говорят категоричное "нет" планам строительства каскада из шести ГЭС с водохранилищами на реке Днестр. 3 марта они просто заставили депутатов от всех политических сил, представленных в Тернопольской областной раде, запретить будущее строительство. Избранники думали по-разному, но никто не захотел терять электоральные баллы в масштабах области, поэтому единогласно поддержали мораторий. Но точка в этой истории не поставлена, поскольку свое слово еще должны сказать территориальные громады, соседствующие с Днестром.

Автор: Роман Якель

В эти дни общественные экологические организации, туристические клубы, ученые-экологи говорят категоричное "нет" планам строительства каскада из шести ГЭС с водохранилищами на реке Днестр. 3 марта они просто заставили депутатов от всех политических сил, представленных в Тернопольской областной раде, запретить будущее строительство. Избранники думали по-разному, но никто не захотел терять электоральные баллы в масштабах области, поэтому единогласно поддержали мораторий. Но точка в этой истории не поставлена, поскольку свое слово еще должны сказать территориальные громады, соседствующие с Днестром.

В ноябре прошлого года представители ПАО "Укргидроэнерго" в городе Новоднестровске (Черновицкая область) презентовали идею строительства шести ГЭС в верхнем течении Днестра (пяти русловых и одной деривационной). А недавно в Тернополе ведущий специалист ООО "Гидротехпроект" (Харьков) Игорь Сташук рассказывал, что речь идет лишь о "технико-экономическом обосновании проекта", из которого следует, что "вред для окружающей среды (подтопление и затопление) от этих ГЭС будет минимальным, в пределах поймы Днестра". Водохранилища будут проектироваться с минимальными негативными последствиями, т.е. с небольшим объемом воды. "Строительство низконапорных ГЭС на участке верхнего Днестра позволит решить проблему энергодефицита в этом регионе и защиты от паводков, наносящих большой вред населению, экономике и окружающей среде. На водохранилищах каскада ГЭС предусмотрено размещение противопаводковых водохранилищ с итоговым объемом 147 млн кубометров, что позволит сделать сток рек контролируемым и уменьшить максимальные затраты воды и влияние паводка на местную инфраструктуру. По сооружениям гидроузлов каскада ГЭС предусмотрено обустройство шести мостовых автодорожных переходов через Днестр с выполнением мероприятий по поддержанию и сохранению популяции ценных видов рыб", - поставил точку представитель проектной организации. Кроме того, деривационный канал для одной ГЭС не будет предусматривать сухого русла реки.

ГЭС будет строиться за кредитные средства, преимущественно ЕБРР. Ориентировочная стоимость инвестиций - 1 млрд 100 млн евро. Строительство будет продолжаться восемь лет, срок окупаемости инвестиций составляет приблизительно 10 лет.

Но гидроэнергетическое ведомство и отдельные руководители исполнительной власти трех областей, по которым протекает Днестр, - Ивано-Франковской, Тернопольской и Черновицкой (а именно они не возражают против идеи строительства ГЭС), - столкнулись с протестами, которые то немного утихают, то вспыхивают с большей силой еще с декабря прошлого года. Заинтересованные экологические организации, руководители турклубов вооружились решением Ивано-Франковской областной рады от 25 декабря 2015 г., которым "запрещено согласование вопроса размещения гидроэлектростанций вдоль реки Днестр" и рекомендовано так же поступить приднестровским громадам. То есть прикарпатские депутаты раньше тернопольских коллег продемонстрировали свою позицию: вреда от строительства каскада ГЭС будет значительно больше, чем пользы.

Почему? Русло и берега Днестра, размещенные выше запланированных ГЭС, входят в черту четырех национальных природных парков - "Галичский" (Ивано-Франковщина), "Днестровский каньон" (Тернопольщина), "Хотинский" (Буковина) и "Подольские Товтры" (Хмельнитчина), а размещенные ниже захватывают Ивано-Франковский региональный ландшафтный парк "Днестровский каньон". В соответствии с Законом "О природно-заповедном фонде" (ст. 7 и 21), строительство объектов гидроэнергетики запрещено во всех четырех функциональных зонах национальных природных парков.

В начале января Тернопольская облрада создала временную контрольную комиссию, изучавшую вопрос строительства ГЭС на Днестре. Комиссия пришла к разгромному выводу, что "последствием строительства будет полное разрушение уникальной экосистемы Днестра", строительство и работа ГЭС поставят крест на возможностях развития туризма и рекреации...".

Этот вывод словно расшифровывает мнениепрофессора, заведующего кафедрой геоэкологии и методики преподавания экологических дисциплин Тернопольского национального педагогического университета им. В.Гнатюка Любомира ЦАРИКА: "Идея строительства ГЭС на Днестре является в сущности провокационной, поскольку она противозаконная и антигуманная, - говорит специалист автору этих строк. - Противозаконная игнорированием национального и европейского законодательства. Антигуманная к природе уникальных Днестровских стенок, аналогов которым нет в мире. А такие ГЭС можно строить на десятках других рек региона. Из Украины не следует делать сплошную руину. Ведь вреда, причиненного строительством ГЭС на Днепре, Южном Буге или ГАЭС на Днестре, хватит нам и потомкам. У нас есть опыт того, как вместо создания Чернобыльского заповедника была построена Чернобыльская АЭС. Это яркие примеры того, как бездумно и безответственно принятые в чиновничьих кабинетах решения порождают проблемы национального и международного значения.

Когда в пределах русла реки строятся водохранилища, то коренным образом изменяются все природные процессы - гидрологические, мезоклиматические, почвообразующие, биогеохимические. Изменения и нарушения испытывают все компоненты ландшафта, и особенно ландшафтообразующие процессы. Это не просто стресс для природной системы, это ее коренное антропическое изменение к худшему, это - увечье природы.

А водохранилища - это своего рода мусоросвалка в пределах русла, в которых аккумулируют раскрытые и зависшие в воде загрязняющие вещества. Поскольку на территории Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей у половины городов и городков нет очистительных сооружений, и неочищенные стоки сбрасываются в Днестр, то они будут нагромождаться в водохранилищах ГЭС. Будет утрачены качественные физические и химические параметры воды, ухудшены условия среды водных организмов, для которых необходимы чистое дно и быстрое течение, коренным образом нарушатся миграция рыб и их нерестилища, снизится стойкость водной экосистемы и ее способность к регенерации биогеохимических процессов".

Вред от русловых и прирусловых подтоплений вследствие строительства ГЭС подтверждает и письмо Министерства экологии и природных ресурсов, присланное на запрос специальной комиссии облрады. А областная инспекция охраны памятников истории и культуры проинформировала, что в зону подтопления попадут 41 археологический памятник, восемь памятников архитектуры и другие ценные объекты. Такой прогноз немногие подвергают сомнению. Ведь еще свеж печальный опыт, когда вследствие недавнего строительства Ташлыкской ГАЭС в каньоне реки Южный Буг было разрушено урочище Гард с уникальной растительностью и историческими памятниками казацкой эпохи.

"Пять из шести будущих ГЭС должны построить не в верхнем, а именно в среднем течении Днестра. А там строительство гидроэлектростанций не предусмотрено ни государственными программами, ни Энергетической стратегией Украины на период до 2030 г. (в отличие от строительства малых ГЭС на карпатских реках). ПАО "Укргидроэнерго" записало: будет сооружен "верхнеднестровский каскад ГЭС", надеясь, что никто не заметит таких деталей. А дьявол кроется именно в деталях", - убежден исполнительный директор эколого-гуманитарного объединения "Зеленый мир" (Чертков) Александр Степаненко.

Днестровский каньон признан одним из семи природных чудес Украины. Мало того, что на его тернопольском участке сохранилась прадавняя флора и фауна, выходят на поверхность отслоения силурийского и девонского периодов, которым более 400 млн лет, и они являются объектом исследований для ученых всего мира. Днестровская долина уже многие годы используется в туристических целях, а река стала местом для сплавов на лодках и катамаранах. По разным оценкам, эту природную жемчужину ежегодно посещают от 10 до 15 тыс. туристов. И жители близлежащих сел, города Залещики постоянно получают выгоду от обслуживания туристов.

Эти шесть ГЭС не будут принадлежать к разряду малых. Предусмотрена мощность пяти русловых гидроэлектростанций - по 60 МВт каждая, а деривационной - 86 МВт. Поэтому, по закону "Об электроэнергетике" (ст. 1), они не могут работать по "зеленому" тарифу (им пользуются мини- и малые ГЭС мощностью до 10 МВт). Но вырабатывать электроэнергию гидроэлектростанциям будет выгодно, и они будут получать прибыль. Ученые-экологи ни за что не соглашаются с таким положением вещей.

"Потеряет свободолюбивый Днестр, потеряет научный мир такие уникальные экосистемы, исследование которых проливает свет на прошлое природы Земли, будет теряться этнокультурная самобытность поднестрян, а Тернопольщина потеряет свою визитную карточку, - расставляет акценты профессор Любомир Царик. - А кто же при этом выиграет? Отмирающее гидроэнергетическое ведомство, которое лет через 50 сдастся на милость альтернативным генерирующим установкам? Или несколько толстосумов, которые будут получать прибыли от собственных инвестиций? Можно ли сравнить природное богатство, которым владеет сегодня украинский народ, с киловаттами, которых он никогда не увидит и не ощутит, поскольку их будут генерировать для других стран?".

Выстраданный мораторий "путем запрета строительства ГЭС с водохранилищами на Днестре в пределах Тернопольской области" депутаты приняли. Но решение облрады носит лишь рекомендательный характер, задает ориентир для органов местного самоуправления базового уровня, т.е. для приднестровских сельских, поселковых, городских рад, на территории которых будут строиться объекты гидроэнергетики. Ведь в соответствии с законом "Об электроэнергетике" (ст. 10) именно они должны согласовать (не согласовать) строительство. Неужели предложенный социальный пакет для этих местностей и перспектива трудоустройства нескольких десятков людей для обслуживания ГЭС перевесит экологическую и туристическую опасность, которую создает строительство каскада ГЭС на Днестре?