UA / RU
Поддержать ZN.ua

Где деньги, Зин? Свежая практика приобретения предприятия за чужой счет

За скупыми строчками сообщений информагентств о сентябрьской продаже на торгах Украинской между...

Автор: Сергей Следзь

За скупыми строчками сообщений информагентств о сентябрьской продаже на торгах Украинской международной фондовой биржи (УМФБ) государственного пакета акций в размере 20% ОАО «Рубежанский картонно-тарный комбинат», судя по всему, действительно скрывается какое-то ноу-хау. Судите сами. На дворе ноябрь, а биржа, которая не пустила на торги представителей Рубежанского КТК, до сих пор не вернула предприятию кругленькую сумму 100-процентного гарантийного взноса. Сомнений уже почти не осталось, что последний государственный пакетик РКТК, реализованный по цене 13,27 млн. грн., был приобретен за средства самого же предприятия — приблизительно столько же пришлось заплатить ему за гипотетическую возможность участия в биржевых торгах 24 сентября. И денежки тю-тю. Очень похоже на то, что организаторы сего мероприятия одним выстрелом убили сразу двух зайцев: избежав конкуренции, купили по дешевке акции (и таким образом залезли в карман государства); расплатились за пакет деньгами основного претендента на покупку (из кармана РКТК).

Однако это только прелюдия. В Рубежном поговаривают, что теперь следует ожидать от изобретательных трейдеров попыток обретения полного контроля над предприятием. Правда, по мнению юристов, при существующем раскладе достичь этой цели законным способом практически невозможно. Но разве это аргумент в стране неограниченных возможностей?..

Избавление от конкурса

Казалось бы, что извне может грозить предприятию, без малого 80% акций которого (причем приблизительно в равных долях) находятся у двух дружных партнеров: украинского ЗАО «РубиПак» и британской Devid S.Smit. Тем более что государство в свое время приняло решение (постановление Кабмина и приказ ФГИУ) оставить в своей собственности 20% акций предприятия, передав их в уставный фонд УГАХК «Укрпапірпром».

Неудивительно, что Рубежанский КТК из года в год набирал обороты. Оброс технологиями, избавился от импортной зависимости, нарастил объемы производства, сполна платил налоги. И его заметили... Находится в списке ТОП-100 лучших отечественных предприятий. Как раз подоспел Указ Президента «О неотложных мероприятиях по упорядочению деятельности государственных холдинговых компаний», который фактически дал сигнал «для дальнейшей приватизации в соответствии с законодательством...»

Правда, чтобы народное добро попало в надежные руки строго по закону, в постановление правительства №1144 от 17.08.02 г., которое появилось во исполнение президентского указа, пришлось внести достаточно спорные с юридической точки зрения правки. Одна из них и позволила продавать государственную собственность уже не на конкурсных условиях (продажа пакетом, определенные требования к покупателю, жесткие сроки информирования о проведении конкурса, согласование условий продажи с Кабмином), а на конкурентных, которые ничего из названного не требуют, но предусматривают в том числе и продажу на бирже. В итоге принадлежащие государству акции были проданы на вторичном рынке. Как именно, читатель уже получил представление. Но нюансы — просто пальчики оближешь.

Биржевой лохотрон?

Принципы гласности и открытости, так же, как и равного доступа к информации, уж точно нет необходимости расшифровывать. Теперь посмотрим, как их реализовали на УМФБ в нашем конкретном случае. Информация о проведении торгов была размещена на официальном сайте биржи только в день, предшествующий торгам, после 14:00. При этом особым условием участия была обязательная уплата гарантийного взноса в размере 100% от общей цены пакета акций. Внести всю 13-миллионную сумму нужно было не позднее 18:00 23.09.04 г.(!)

Стоит ли говорить, что при таких условиях никакой конкуренцией и не пахнет, ведь за бортом осталось подавляющее большинство потенциальных покупателей, которые даже теоретически не смогли бы выполнить требования УМФБ. Дело даже не в деньгах — для подготовки соответствующих документов требуется время.

Тем не менее, от Рубежанского комбината заявка на участие поступила и деньги были перечислены вовремя. Однако спешили представители комбината на биржу зря. Наивное желание побороться в открытых биржевых торгах за акции родного предприятия там умело остудили. Руководство комбината даже не пустили на биржевые торги акциями, судьба которых, скорее всего, была предопределена заранее.

Можно ли удивляться после всего этого, что сделка состоялась уже в 9:05 24 сентября, а госпакет, приобретенный брокерской компанией «Инвест-Консультант» для ООО «Финвест», был оперативно перепродан инвестору с Британских Виргинских Островов.

Зато стоит удивляться объяснению, которое поступило в Рубежное вместо денег. Оказывается, обратное перечисление (возврат) денег невозможно, так как расчетный счет биржи находится под арестом. Самое удивительное, что это не создает никакой проблемы для биржи. Она просто продолжает работать по новым реквизитам. Чем не ноу-хау? Тем более что пострадавшая сторона уверяет: никакой арест на счет УМФБ не налагался — есть доказательства.

Еще стоит удивляться, что сделка состоялась несмотря на постановление Рубежанского городского суда, запрещающее ЗАО «Украинская международная фондовая биржа» проводить торги по продаже акций ОАО «Рубежанский картонно-тарный комбинат». Но самое удивительное — Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, являющаяся гарантом порядка в этой сфере, так до сих пор и не дала ответ на запрос пострадавших, датированный 22.10.04г.

Анонимные борцы за контроль

Теперь давайте посчитаем, сколько недополучило в свой бюджет государство в результате сделки. В Фонде госимущества знали, что наблюдательный совет РКТК ранее принимал решение о выделении не менее 5 млн. долл. на покупку госпакета. Таким образом, акции ушли, по крайней мере, за полцены. Выходит, все же ошибались авторы печатных публикаций, убеждая читателя, что государству невыгодно, чтобы остаток акций достался предприятию.

После такой вот показательной распродажи в Рубежном уже не сомневаются, что она — лишь одно из звеньев цепи неприятностей, которые начиная с апреля текущего года как из рога изобилия посыпались на родной комбинат. Конечная цель тайных заказчиков, пекущихся о бумажной промышленности, — обретение полного контроля над эффективно работающим предприятием. Причем, судя по всему, нападающую сторону абсолютно не смущает, что для этого придется сделать реальным невозможное — добиться пересмотра результатов приватизации 1995 года. Во-первых, это не позволяет сделать сама приватизация, проведенная при строгом соблюдении всех установленных на тот период законодательных норм. В этом уже убедились правоохранительные органы — только в текущем году было проведено более 10 проверок законности осуществления приватизации предприятия. Во-вторых, вышли сроки исковой давности.

Но вопреки здравой логике нападки на предприятие продолжаются. Результаты биржевых торгов лишь сделали их более яростными. Кто только не проверял комбинат: прокуратура, СБУ, КРУ, налоговики, УБЭП. Средством дестабилизации работы предприятия стало даже анонимное обращение Луганского общества защиты прав акционеров. Как потом выяснилось, такой организации просто не существует. Более того, не существует даже улицы в Луганске, по которой она якобы зарегистрирована.

Как вы думаете, что должны чувствовать иностранные инвесторы и кредиторы предприятия? Англичане из Devid S.Smit, акции которой котируются на международном рынке, шокированы происходящим. Ведь вчера еще успешная инвестиция в Украину угрожает пошатнуть их репутацию в мире. Не иначе как придется просить помощи у самой королевы. Несложно догадаться и о чувствах, которые испытывают в ЕБРР. Банк, убедившись в стабильности и прозрачности работы Рубежанского комбината, недавно выделил ему под инвестиционный проект кредит на сумму 14 млн. долл.

В удивительное время и в удивительной стране мы живем. В стране неограниченных возможностей для одних и беспросветной незащищенности других...

P.S. Информация к размышлению. УМФБ (не возвращающая гарантийный взнос), Первый инвестиционный банк (в котором находится счет биржи), «Финвест» (приобретатель пакета акций) имеют один и тот же юридический адрес — г.Киев, Московский проспект, 6. Там же было зарегистрировано ООО «МЕГАКом», которое 4 октября 2004 года приобрело 17 акций РКТК, а 13 октября обратилось в Генпрокуратуру по факту злоупотребления служебными полномочиями директором Рубежанского комбината в части перечисления на биржу денежных средств. А нюанс состоит в том, что эта компания прекратила свое существование еще в августе 2004 года. Во всяком случае об этом свидетельствует объявление в газете «Урядовий кур’єр» от 14.08.2004 г. Так есть еще желающие посостязаться в «конкурентных» торгах на фондовой бирже в стране с неограниченными возможностями?