Проблема сравнения характеристик услуг интернет-провайдеров достаточно сложна. При этом часто на оценку качества этих услуг влияют субъективные мнения разгневанных клиентов, которым недосуг спокойно разобраться с поставщиками услуг (так бывает), мнения самих журналистов (так бывает чаще всего), экспертов, к которым они обращаются (очень редко), а порой просто друзей и знакомых (в основном). Вот и переходят из издания в издание, из статьи в статью генерируемые журналистами мифы о причинах жалоб пользователей на качество услуг доступа в Интернет. И вопрос не только в том, что далеко не каждый журналист, пишущий об IT-технологиях, может охватить всю отрасль и знать ответы на все вопросы, интересующие читателей.
Итак, какие же факторы и критерии необходимо учесть, чтобы объективно оценить услугу Интернет-доступа? Вначале необходимо уточнить, о качестве какой именно из них мы собираемся судить. Ведь спектр предоставляемых на интернет-рынке способов подключения к сети велик и нельзя предъявлять одни и те же требования к разным предложениям. И только с каждой конкретной услугой можно связывать такие факторы, как ценовая политика, технические характеристики, договорные обязательства, отношение к клиенту, а также наличие технической поддержки и дополнительных услуг.
Остановимся, для примера, на одном из распространенных заблуждений:
услуга — выделенная линия доступа в Интернет;
фактор — одна из технических характеристик — пропускная способность внешних каналов провайдера.
«…Выбранная клиентом скорость передачи интернет-данных гарантируется между абонентом и провайдером, но не может гарантироваться дальше, при выходе на внешние каналы, учитывая тот факт, что суммарная пропускная способность выделенных линий клиентов в десятки раз превышает пропускную способность внешнего канала провайдера. В итоге клиент получает ту полосу во внешнем канале, которую ему удается получить, конкурируя с другими клиентами…» («ЗН» №21 от 7 июня, статья «Рынок интернет-услуг: период первичного формирования пройден»)
Но ведь не все пользователи работают в Сети одновременно, и тем более не бывает так, что все клиентские каналы загружены на полную мощность. При расчете провайдером необходимой ему пропускной способности в расчет берется загрузка внешних каналов в бизнес-время, в часы пик (когда потери из-за перегруженного канала сразу ощущаются всеми клиентами), а также прогноз развития клиентской базы на основе анализа данных своей биллинговой системы. Таким образом, приобретается канал, который обеспечит движение информационных пакетов без потерь в бизнес-время и часы пик, с учетом роста количества клиентов, то есть с запасом возможностей.
В ситуациях, когда вы задумываетесь над проблемой выбора, будь то принятие решения о подключении к Интернет, определение конкретной услуги или любой другой вопрос, помочь может только осведомленность. Чем больше информации у вас о проблеме, чем больше вы знаете фактов — тем взвешеннее будет решение, тем лучше оно удовлетворит ваши цели и требования.