В Санкт-Петербурге стали принимать бутылки из-под шведского «Абсолюта». Это может означать одно из двух: либо кто-то решил продавать «самопал» под известной торговой маркой, либо налажен канал поставок пустых бутылок в Швецию. Второе мало вероятно.
Проблема фальсификации спиртных напитков в России стала актуальной. Если кто-нибудь покупает в ларьке «Наполеон» за 8000 рублей, то имеет 100-процентную гарантию того, что напиток изготовлен не во Франции, а в одной из восточно-европейских стран, если не в подвале значительно ближе. Настоящий «Наполеон» стоит в 20 раз дороже. В продаже появилось большое количество поддельных грузинских вин.
Основное количество подделок приходится на водку. Российские и зарубежные легальные производители идут по пути повышения сложности закупорки, ее качества и соответственно себестоимости. Настоящая пробка зачастую стоит дороже содержимого.
Бельгийская фирма, изготавливающая «Кремлевскую водку», теперь наносит штрих-код прямо на стекле. Некоторые российские производители осуществляют дополнительную закупорку бутылок колпачком из термопленки. Оборудование для такой закупорки и сама пленка стоит дорого, что делает фальсификацию абсолютно невыгодной. Совершенно радикальный путь выбрала «Экспотранскорпорейшн», занимающаяся импортом американской водки «Белый орел». По ее заказу практически все ее разновидности разливаются в пластмассовые бутылки из специального прозрачного пищевого полиэтилена. Пресс-формы для производства бутылок стоят очень дорого, и подделка их практически исключена еще и потому, что производство в России подобного полиэтилена ограничено. Значительно меньше подделок вина. Первый показатель их подлинности - наличие корковой пробки, обтянутой сверху термоусадочной пленкой, и яркой, хорошо выполненной этикетки. Оборудование для термоколпачков закупили практически все крупные заводы вин Молдавии, Украины и России.
Если же вино имеет простую пластмассовую пробку, то это, как правило, подделка. На одной бутылке при оптовых закупках фальсифицированных молдавских вин можно выиграть 10-12 центов по сравнению с настоящими, но при больших партиях получается неплохой «навар», и игра стоит свеч.
Определить подлинность вин из дальнего зарубежья значительно сложнее. На таких подделках специализируются асы фальсификации из Польши и Чехии. В Европейском сообществе существуют очень жесткие законы, касающиеся фальсификации винно-водочной продукции. Для того, чтобы не попасть под нормы международного уголовного права, фальсификаторы из Восточной Европы и других стран, не входящих в ЕС, или заменяют какую-то часть в названии вина, что может заметить только европеец, регулярно пьющий его, или мелким, почти незаметным для потребителя шрифтом набирают истинное название страны-производителя, на что обычный российский покупатель, к тому же не владеющий иностранными языками, как правило, не обращает внимания.
На российском рынке пока отсутствуют подделки продукции, закупоренной в металлические банки. Стоимость содержимого в них составляет только несколько процентов от общей цены, а основная ее часть приходится на саму тару, особенно алюминиевую. Кроме того, производителей такой тары всего несколько в мире, поэтому проследить фальсификаторов не представляет большого труда. Так что пока в России без опасений за свое здоровье можно пить только из банок или полиэтиленовых бутылок.