Еще недавно с приходом весны многие из нас, не заморачиваясь, выбрасывали или прятали в кладовку прохудившуюся обувь или поношенную одежду, благо большинство украинцев покупают дешевое — на один-два сезона. Финансовый кризис, больно ударивший по карману каждого потребителя, заставил граждан вспомнить о химчистках, сапожных мастерских и ателье по ремонту одежды.
Немного статистики: в 1970-м государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации бытового обслуживания СССР оказали населению свыше 450 видов бытовых услуг на сумму свыше 4 млрд. руб. В 1968 г. в стране работало 225,8 тыс. предприятий и приемных пунктов, где было занято 1,65 млн. человек. Из производственных (промышленных) видов услуг на долю индивидуального пошива и ремонта одежды в 1967 г. приходилось 41%, на ремонт сложной и бытовой техники — 14,5%, на пошив и ремонт обуви — 14,3%. Среди непроизводственных видов на первом месте были услуги парикмахерских (54%).
Переломные 90-е нанесли тяжелый удар по этой сфере деятельности.
Сегодня специалисты утверждают, что в экономически развитых странах специализированных ателье по ремонту одежды практически не существует — отсюда и поток секонд-хенда, затопляющий наши просторы. Правда, в европейских магазинах одежды вам помогут укоротить новые брюки, если рост не соответствует стандартам, естественно, в случае покупки. Но ателье, в которых бы штопали, перелицовывали и латали, в Европе просто не приняты.
Социалистическая система хозяйствования, низкий уровень жизни и украинская ментальность с присущей ей бережливостью породили уникальную систему ремонта, а вместе с ней и целую сферу услуг. Впрочем, нынешние предприниматели занимаются ремонтом одежды неохотно: мороки много, а прибыли небольшие.
В целом сфера бытовых услуг отличается невысокой рентабельностью — в пределах 5—10%. Причина в длительной окупаемости инвестиционных проектов. Например, техническое переоборудование фабрики-прачечной доходит до 2,5—3 млн. долл., а сроки возврата вложенных средств могут растянуться на 50—70 лет.
Оснастить ателье новым оборудованием тоже дорогое удовольствие.
От эксклюзива к массовости
В белоцерковском ателье «Обнова» (другие местные ателье предпочитают заниматься пошивом, а не ремонтом) застрочить распоротые брюки стоит ни много ни мало 40—50 гривен. Укоротить те же самые брюки можно за 21 гривню — цена, оправданная, если необходимо спасать дорогую вещь, и разорительная, если ремонтировать старое и дешевое.
Выяснить точные расценки ремонта одежды невозможно: разнообразие фасонов и устраняемых дефектов дает мастеру возможность опустошить ваш кошелек с помощью нефиксированных цен.
Но даже эта бесконтрольность сегодня никого не привлекает: возни много, а прибылей — по сравнению с индивидуальным пошивом — мало. Вот и доживают свой век подобные мастерские в тесных, неудобных для заказчиков помещениях, хотя с наступлением кризиса поток желающих отремонтировать старую вещь резко вырос…
Может быть, пошить обнову сегодня целесообразнее, чем ремонтировать старое?
В ателье «Элегант» цены за работу умеренные, таких мастерских по пошиву одежды в Белой Церкви осталось немного. Пошив женского демисезонного пальто здесь обойдется в 500—600 гривен, мужского костюма — 550 с небольшим… По сравнению с расценками «раскрученных» ателье, возможно, это и недорого, но если учесть расходы на ткань (для мужского костюма потребуется около трех метров, плюс подкладка и другие расходные материалы), то стоимость костюма вырастает до 800—900 гривен.
На базаре готовый мужской костюм стоит от 600 до 1000 гривен, а в магазине, если повезет, «деловые» костюмы тянут на 570—720 гривен, а эксклюзивные элитные — от 1260-ти. Можно купить и «акционный» костюмчик — чуть дороже 300 гривен…
Примерно такая же арифметика с женским пальто, которое на рынке стоит от 800 до 1500 гривен.
Стоит ли возиться? При этом не следует забывать, что пошитое в обычном ателье пальто или мужской костюм никогда не будут сидеть так, как фабричное изделие, выкроенное по специальным лекалам и пошитое с применением специальных технологий.
— Высокие цены на индивидуальный пошив одежды связаны с большим объемом работы, — рассказывает Татьяна, сотрудник белоцерковского ателье «Новина», — именно поэтому многие ателье сегодня начинают заниматься массовым пошивом одежды. При индивидуальном заказе каждому клиенту требуется, как минимум две примерки, с каждым изделием работает несколько специалистов — конструктор, закройщик, швея. Времени на одного человека уходит столько, что подобное изделие должно стоить очень дорого, а уровень доходов людей не позволяет поднимать цены. Сегодня работники ателье уже не получают «государственную» зарплату и научились считать свое время.
Именно поэтому с начала года наше ателье перешло на массовый пошив спецодежды — шьем для комбината «Росава», предприятия «Полис», сквирского и белоцерковского комбинатов хлебопродуктов, других предприятий. Теперь мы производим сертифицированные изделия по лекалам, соответствующим ГОСТу…
Еще одна интересная особенность этой сферы услуг заключается в том, что значительная часть подобных субъектов предпринимательской деятельности являются коллективными и кооперативными, а не семейными или частными, как это повсеместно распространено за рубежом. Причем подобная ситуация наблюдается на всей территории постсоветского пространства. Например, в России владельцы 63% предприятий сферы быта — трудовые коллективы и всего13% — физические лица.
В Украине частные предприниматели, открывшие свое дело в сфере бытового обслуживания, — достаточно редкое и интересное явление. В 1990-е годы белоцерковское ателье пошива одежды «Лілея», как и многие подобные предприятия, переживало не лучшие времена. Не случайно под его крышей открылось частное предприятие «Эксперимент», позже трансформировавшееся в процветающую мини-фабрику пошива женской одежды B.raise, продукцию которой продают в магазинах двадцати городов Украины.
Перевернув представления провинциального города о том, что в наших ателье можно шить только скучную заурядную одежду, владельцы экспериментального предприятия со временем отказались от эксклюзива и перешли на пошив небольших партий женской одежды для потребителей со средним и низким уровнем доходов.
Блузы и майки производства B.raise стоят 60—80 гривен, женские демисезонные пальто от 600 до 900 гривен, не удивительно, что белоцерковские производители не успевают отправлять свою продукцию в торговые точки всей Украины.
Переход от индивидуального пошива к небольшим линиям массовой одежды сегодня характерен не только для украинских ателье, но и для украинских дизайнеров и их европейских коллег.
Еще одно белоцерковское ателье Exslusive M.Milto пошло по альтернативному пути, специализируясь на пошиве дорогой эксклюзивной одежды.
Хозяева открыли при ателье лучший в городе магазин тканей, а портные предлагают заказчикам изготовление одежды из любых материалов, имеющихся в его продаже.
— Чтобы привлечь состоятельных заказчиков, — рассказывает сотрудница Exslusive M.Milto, — престижному ателье нужен определенный дизайн помещения, особый психологический подход к клиентам, дополнительные приятные мелочи — кофе, соки, дорогие журналы мод.
Для того чтобы шить одежду в подобном ателье, клиенту нужно иметь в наличии хотя бы две из трех составляющих: достаточные финансовые возможности, желание выглядеть эксклюзивно, нестандартную фигуру. С каждым клиентом работают художник и конструктор, а также квалифицированные мастера, которые сейчас в дефиците. Не случайно в хорошо зарекомендовавшем себя ателье такого уровня прием по записи, много клиентов из столицы.
Пошив женского платья стоит от 1700 до 2000 гривен (без ткани), женского пальто — от 2,5 тыс. и дороже…
Общая беда частных ателье — отсутствие мастеров такого уровня, которые бы шили на любую фигуру, любой размер, так, чтобы вещь «сидела». Кроме того, существует такое понятие, как «украинская фигура», и стандарты, действующие в Украине.
Не каждое частное ателье имеет достойное швейное и утюжное оборудование, цеха с кондиционерами и вентиляцией для рабочих. Чтобы изделия имели товарный вид, нужно предлагать дорогие ткани из Европы, а в Украине их стоимость для клиентов слишком высока. Отечественные фабрики сейчас производят ткани только для постельного белья.
Предприниматели ездят, чтобы заказать недорогую, но красивую и достаточно качественную ткань в Турции, Корее и Китае…
Свадебный шлейф в качестве спасательного круга
Впрочем, чтобы поношенная вещь выглядела по-новому, зачастую достаточно ее просто хорошо почистить или отреставрировать. С другой стороны, сегодня основная масса одежды (особенно на рынках, от непонятных производителей) продается без какой-либо символики о способах ее стирки или химической обработки. По словам работников химчисток, к ним постоянно обращаются люди с безнадежно испорченными вещами, пострадавшими от неумелого обращения. Чаще всего эти вещи уже невозможно восстановить…
— За последнее время в городе закрылось много химчисток, — комментирует приемщица белоцерковской химчистки «Майстриня». — Традиция чистить вещи профессионально, с помощью специалистов, почему-то отмирает. И первыми закрылись все эти непонятные химчистки, которые позиционировали себя, как «швейцарские», «французские» и т.д. Цены за их услуги были непомерно высокими. Например, почистить мужское пальто стоило 600—800 гривен…
Даже мы точно не знаем, что стоит за этими названиями, возможно, импортные чистящие средства? Например, наша химчистка, хотя и не позиционирует себя как зарубежная, работает только с немецкими препаратами и красителями. Сухая чистка зимнего или демисезонного пальто стоит у нас от 110 до 130 гривен.
Покраска женского кожаного пальто средней длины — 300—400 гривен. Кроме того, мы меняем подкладку, реставрируем мех, предлагаем реставрацию кожи из наших материалов. Стараемся найти свою «нишу» в этом городе, например, чистить свадебные платья, которые невозможно выстирать дома, — сегодня это сложные конструкции из кружев, шлейфа и т.п.
В работе химчисток ярче всего проявилась новая тенденция развития сферы бытовых услуг — сетевое обслуживание. Сегодня многие химчистки работают по принципу «десятки приемных пунктов с мелкими услугами и один крупный комбинат». Слишком дорого содержать большие площади и оснащать их сложным оборудованием…
Арендуем землю под обувь
Зато у сапожников каждый сам за себя, практически все они ЧП. Кроме металлического киоска, который нужно приобрести, мастеру нужно платить и за аренду земли, на которой стоит это малое сооружение.
— Во время финансового кризиса работы заметно прибавилось, — рассказывает Александр, мастер по ремонту обуви в Белой Церкви. — Несут в ремонт как дорогое, так и дешевое, примерно 50 на 50%. Сделать набойку на каблук стоит около 20 гривен, на всю подошву — от 50 до 70 гривен. И хотя наши клиенты разного достатка, стараюсь ремонтировать с помощью качественных материалов, благо этого добра сейчас огромный выбор. Нужно бороться за клиента, в моих интересах, чтобы заказчик пришел еще не раз…
До 2000 года в нашем городе работало много нелегальных сапожников, практически без всяких документов. Сейчас всю эту сферу упорядочили, заставили всех платить налоги и арендную плату за землю.
Обувь, пожалуй, самая дорогостоящая деталь гардероба, поэтому ее занашивают до дыр. Даже купив на рынке самую дешевую пару туфель — за 150—200 гривен, ее выгодно отнести в случае чего в мастерскую, если она, конечно, подлежит ремонту.
Впрочем, каждый может вооружиться калькулятором и решить для себя в каждом конкретном случае: обновлять старую вещь или покупать новую? Представители же сферы услуг кровно заинтересованы, чтобы их потенциальные клиенты покупали качественную, недешевую обувь и одежду от проверенных производителей. Тогда вещь будет служить годы, обновляясь и обретая новую жизнь…