Я заканчиваю ясли — поступаю в детский сад.
Иван Демьянов
Развитие украинской экономики переходит в новую фазу. Хоть не все это уже осознали, таки завершается период активной заботы о производителе и начинается забота о стране в целом.
«Тот» этап объективно был необходим при переходе от строя к строю. Тогда являлось чрезвычайно важным поддержать производство в непривычных — постсоветских — условиях, в том числе и поддержать любой ценой, в частности отгораживая неконкурентоспособную местную продукцию от импорта, ломанувшегося в распахнутые двери, хотя бы протекционистскими пошлинами. Свою роль поддержка сыграла: экономика выжила и даже чуток подросла.
Одновременно подросли и проблемы. Причем дело даже не в контрабанде, преодолевающей любые пошлины, точнее, не только в ней. Защита производителя от рынка привела к естественной потере качества продукции, а если говорить прямо — к отсутствию особой заинтересованности в его наращивании по сравнению с практически нулевым присоветским уровнем.
В результате монопольно высокие цены стали зачастую сочетаться с другим следствием относительной закрытости экономики — с монопольно низким качеством и, следовательно, с монопольно низкой зарплатой, обусловливая тем самым совсем уж монопольно высокую сверхприбыль. Если в мире рентабельность 15, 10, а то и 5% считается нормальной, удельный же вес зарплаты в себестоимости спокойно может превышать 50% (причем не зарплаты, «сидящей» в скрытом виде в материалах, а «живой» зарплаты данного предприятия), то нашим хозяевам производства подавай рентабельность 40—70, а то и все 100% (не для налогов, конечно, а настоящую) — при удельном весе зарплаты в затратах 15—30%.
Между прочим, сейчас как-то неловко вспоминать, что в СССР нормативный коэффициент эффективности составлял 0,15, что означало почти семилетнюю окупаемость капвложений. У нас же если затея не обещает окупиться через полгода-год (ну для самых крутых инвесторов — через полтора-два года), никто никуда вкладывать ничего не будет (тем более — при наших непрогнозируемых налогах).
Но хоть и таким путем, экономический спад все же был преодолен. И теперь пора переводить процесс в цивилизованное русло. Путь «плохо работаем — плохо живем, на заморское не претендуем», конечно, лучше, чем «работать, как у нас, а жить, как у них», но не оптимален. Человечество (кроме нескольких стран, погоду в мире не делающих) избрало дорогу другую и движется к единой мировой экономике, а занавесов не признает — ни железных, ни страусиных, когда в песке спрятана только голова, сам же «занавес» состоит из хрупкой шейки. Да, пару лет простоять так можно, но не более того.
Открытость экономики выгодна не только потребителю (поскольку потребитель — это всего-то одна из ипостасей единого производителя-потребителя, точнее было бы вообще говорить не о потребителе самом по себе, а о временном — потребительском, то есть внерабочем, — состоянии трудоспособного члена общества). Открытость выгодна и квалифицированному производителю, потому что где конкуренция, там нужно качество, а где нужно качество, там (и только там!) ценна квалификация, которая лишь при таком раскладе может быть достойно оплачена.
Дифференциация доходов при новой стадии развития капитализма в Украине, безусловно, сохранится, но она утратит примитивно-классовый (марксистский) характер. Если, как сейчас, с одной стороны от среднего уровня жизни (и весьма далеко от него) — нанимающие, а с другой (и тоже далеко) — нанятые, то впору говорить действительно о присвоении прибавочной стоимости.
Если же буржуа не присваивает чужое, а получает свое (эффект системы, создающей прибыль, по праву принадлежащую организатору этой системы), то водораздел должен соответствовать уровню такой системы и проходить не по линии классов, а по линии, разделяющей разные квалификации.
То есть с одной стороны — квалифицированные (и бизнесмены, и наемные работники), с другой — неквалифицированные. И если подобная система не получается, то бизнесмен, выходит, ничего не создал, ни на что, связанное с системой, претендовать не может и обязан оказаться «с не своей стороны», куда его, будем надеяться, и подтолкнет новое время.
Заодно из квалифицированных наемников начнет формироваться средний класс, которым и характеризуется цивилизованное общество. То, что данный процесс уже начался, было громко обозначено оранжевой революцией, и если подойти к ней с классовых позиций, не заметить этого нельзя. Зародыш среднего класса оказался мощным, именно он породил новую власть и теперь уже она поддержит его, выведя в люди. А «в люди» — это и есть в открытый мир. Детский период заканчивается, пора учиться. Сначала — в детском, извините, саду, потом — дальше.
Да, будет поначалу больно. В мире, несмотря на всю цивилизованность, грамотному капитализму учат с розгами, в том числе и на детсадовском уровне. Так что слабонервным лучше удалиться в страну поспокойнее (тем более что такие, повторимся, все-таки есть, только не будем показывать пальцем).
А остальные то же снижение ввозных пошлин на импорт должны пережить. И не скулить при этом, а радоваться тому, что хоть не сняли «ввозной» НДС. Родина должна быть честной: он, НДС, пока есть (увы) при покупке нашего, значит, он должен быть и на ввоз «ихнего». А вот пошлин на наше нет, так что — извините, скажите спасибо и за те, что в конце концов останутся.
Зато коль дверца откроется пошире, то щель станет больше не только сюда, но и туда, причем — раз уж говорим в таком случае о ВТО — это будет именно дверь, а не форточка. Если есть экспортеры подготовленные, облегчится их путь в не наш рынок, а если нет — значит, предстоит учиться, учиться и учиться, как кое-кто уже пытался завещать.
В крайнем случае — понаедут заморские учителя. Ну и ладно — лишь бы научили. Пока они сюда, кстати, не ломятся (а если кто и хотел поучаствовать — где ж им было справиться с особенностями национальных тендеров...).
В общем, главное, как всегда, — начать. Тем более что уже начали. Майдан — это не просто три недели попрыгать. Это еще и много лет потом по-нормальному работать.
Кстати, цены по-другому не упадут. Раз бюджет наш так приятно социален, значит, должен быть и адекватный экономический подъем. Да не в том смысле, что у новых русско-украинских, — не в гривнях при тех же килограммах, а именно подъем в натуре. А чтоб было другое количество продукта в натуральном измерении, нужно и другое качество производства. Основанное не на том, что стоит забор, а на том, что оно не хуже зазаборного. Вот такой рост «кол» уже будет не мешать росту «кач», а чудесно с ним сочетаться: где качество производства, там и качество продукта. Несмотря на количество.
И не нужно сразу впадать в неизбежную истерику, что вот, мол, пошлины уже ниже, а цены — еще нет. Да, рынок реагирует не всегда мгновенно, как не мгновенно он учит и работать. Но все равно — и отреагирует, и научит. Важно, чтобы «процесс пошел». А то стыдно сказать, уже 13 лет, а все в яслях закрытого типа. Английского не знаем (да и с «титульным», честно говоря, проблемы). Еще и думаем: поступать ли в детсад?