Несмотря на то, что 2012 г. был менее богат налоговыми новостями, чем 2011-й (год введения в действие Налогового кодекса Украины ( далее - НК) и массового закапывания налоговых ям; отмены, а затем введения единого налога; массового переобучения армии украинских бухгалтеров, в одночасье вынужденных познать новые нормы учета налога на прибыль…), события, произошедшие в 2012 г., имеют крайне важное значение для отечественного бизнеса в наступившем 2013-м. А многие нововведения-2012 вступают в силу именно в 2013-м.
Нам по традиции остается лишь выделить из них десятку наиболее значимых, указав на то, что, в отличие от предыдущих периодов, налоговая политика государства принесла обществу не только негативные новости, но и значительное количество позитивных.
Последнее, кстати, может свидетельствовать как о временной конъюнктурной (год выборов все-таки) оттепели, так и о глобальном завершении процесса закручивания гаек. Ведь продолжение этого процесса не только не обещало увеличения (по некоторым позициям наметилось уменьшение) отчислений в государственный бюджет от осуществления предпринимательской деятельности, но и увеличивало колоссальные риски последствий срыва резьбы этих самих гаек украинской настолько же ретивой, насколько и не опытной фискальной машины.
Однако по порядку.
1. НДС для всех
Несколько лет искусственных, абсолютно необоснованных, а порой и откровенно незаконных, манипуляций с правом на регистрацию плательщиками НДС вновь созданных юридических лиц, завершились изменениями, внесенными в ст. 182 НК, снимающую какие-либо существенные ограничения на реализацию права субъекта хозяйствования стать плательщиком налога на добавленную стоимость. Вероятно, налоговики завершили необходимую, по их мнению, чистку в рядах плательщиков налога на добавленную стоимость и превратили виртуально добровольный порядок регистрации плательщиком НДС в реально добровольный. А заодно сделали бесплатной услугу, стоимость которой в отдельных налоговых еще полгода назад доходила до 5 тыс. долл. Наверное, нет нужды комментировать то, с какой радостью воспринял указанные изменения бизнес.
2. Две пятилетки льгот для программистов
В 2012 г. Верховной Радой была принята льготная система налогообложения для субъектов индустрии программной продукции, предусматривающая уплату налога на прибыль по ставке 5%, а также освобождение от НДС операций по поставке программной продукции сроком на 10 лет. Льготная система налогообложения вступила в силу с 1 января 2013 г. Несмотря на то, что правовые нормы, регулирующие льготное налогообложение, содержат в себе огромное количество рисков, обусловленных их терминологическим несовершенством, льготирование индустрии программной продукции, без всякого сомнения, окажет положительное влияние на развитие отрасли.
3. По ставке 0%
В тело НК имплементирована также вступающая в силу с 1 января 2013 г. льгота по налогу на прибыль (уплата налога по ставке 0%) в соответствии с Законом Украины "О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики Украины". Стимулирующая льгота достаточно привлекательна для организаций, планирующих реконструкцию либо модернизацию производства на сумму 0,5-3 млн. евро. При этом условии, а также при достижении двух других установленных законом критериев (25-150 новых рабочих мест, средний размер зарплаты в 2,5 раза превышает минимальный), предприниматель вполне может быть освобожден от уплаты налога на прибыль до 2017 г. Помимо этого, такой бизнес получает право на применение метода ускоренной амортизации основных средств, что также немаловажно. При этом сумма льготы не может превышать сумму инвестиции предпринимателя. Учет льготированной деятельности ведется отдельно.
4. Прибыль авансом
Еще одним нововведением законодателя в 2012 г. стал авансовый порядок уплаты налога на прибыль предприятий. Надежда на то, что авансовые взносы станут еще одним шагом к цивилизованным механизмам уплаты налога на прибыль, максимально приближая налоговый период к общепринятому в цивилизованных странах годовому, конечно, остается. Однако количество редакционных ошибок и несогласованностей в тексте норм п. 57.1 ст. 57 НК порождает обоснованные сомнения в этом (например, в части сроков уплаты авансовых платежей). Согласно новому порядку отчетности по налогу на прибыль плательщики налога (кроме вновь созданных, неприбыльных организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также лиц с доходами за предыдущий год в объеме до 10 млн. грн.) ежемесячно уплачивают авансовый взнос налога в сумме не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий год. При этом налоговая декларация подается за годовой отчетный период. Вновь созданные предприятия, неприбыльные организации и организации с доходами за предыдущий год в объеме до 10 млн. грн. освобождаются от авансовых взносов. Если плательщик по результатам I квартала отчетного налогового года не получил прибыль либо получил убыток, он имеет право подать налоговую декларацию и финансовую отчетность за I квартал. В таком случае он освобождается от авансовых платежей до конца года, а налоговые обязательства определяет в обычном порядке. При этом всем плательщикам налога на прибыль, соответствующим указанным в законе критериям, в январе-феврале 2013 г. следует сделать авансовый взнос налога в размере 1/9 налога на прибыль, начисленного в налоговой отчетности за 9 месяцев 2012 г. Взнос должен быть осуществлен в течение 20-ти календарных дней, которые наступают за последним календарным днем отчетного налогового месяца. 5. Богатство против недвижимости Одной из топ новостей 2012 г. стали очередные попытки обложить налогом наших роскошных соотечественников и их имущество. Даже возглавляемое крайне умеренным и умудренным в сфере налогообложения премьером правительство не удержалось от поддержки абсолютно популистской и не обоснованной не только экономическими расчетами и выкладками, но и просто здравой логикой концепции налогообложения роскоши от известного украинского "реформатора" Сергея Тигипко. Подогретый предвыборным азартом Кабмин 05.06.2012 внес в Верховную Раду проект закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения богатства и предметов роскоши" (№10558), который предлагает ввести налог на имущество, отличное от земельного участка. Этот налог, по замыслу Кабмина, должен был заменить налог на недвижимость, введенный с 1 января 2013 г. Однако парламентариям хватило мудрости удержаться от реализации нашумевшей налоговой инициативы, ставшей священной мантрой всех политических сил независимо от их цветов и мастей. 6. Декоративный налог Для автора этих строк одной из главных новостей уходящего года стало событие, которое не произошло, но, без всякого сомнения, должно было произойти в 2012 г. Речь идет об изменении концепции налога на недвижимое имущество, отличное от земельных участков. Его введение переносилось дважды, что давало законодателю достаточно времени для необходимых изменений мертворожденной конструкции налога. Однако или времени не хватило, или руки не дошли, но украинская налоговая система 1 января 2013 г. получила уникального для мировой практики налогообложения недвижимости налогового уродца, работа которого на практике окончательно дискредитирует идею налогообложения недвижимости. Вместе с тем следует отметить, что многочисленные дефекты украинского налога на недвижимость, неоднократно ранее описанные нами, влекут негатив не для плательщиков, а только для отечественной налоговой системы, обуславливая декоративный характер налога.
7. На бирже и за ее пределами
Без всякого сомнения, топ новость 2012 г. - полное реформирование налоговой службой правового режима налогообложения операций с ценными бумагами. Целью изменения законодательства в этой сфере стало противодействие использованию рынка ценных бумаг в качестве распространенного механизма минимизации налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.
Так, 6 декабря 2012 г. Верховная Рада приняла Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по дальнейшему усовершенствованию администрирования налогов и сборов". Документ не только расширил полномочия органов налоговой службы в сфере контроля над наличными расчетами, но и полностью реформировал правила налогообложения операций с ценными бумагами (ЦБ), введя акциз на определенные операции с ЦБ. Теперь плательщикам налога на прибыль придется вести отдельный учет операций с ЦБ, зарегистрированными на фондовой бирже, и тех, которые вращаются вне биржи, в связи с чем положительный финансовый результат от операций с биржевыми ЦБ нельзя будет скорректировать отрицательным финансовым результатом от внебиржевых ЦБ. Расходы на приобретение ЦБ будут учитываться в периоде получения дохода от продажи ЦБ.
Убытки от операций с ЦБ вне фондовой биржи можно будет использовать только три последующих года. Закон вводит запрет на учет налогоплательщиком расходов по приобретению ЦБ и деривативов эмитента, информация по которому находилась на дату совершения сделки в перечне эмитентов, имеющих признаки фиктивности. Чтобы "подсластить" введение более строгих правил налогообложения операций с ЦБ, Закон уменьшил ставку налогообложения доходов от таких операций до 10%. При этом, он не дает четкого ответа на вопрос "распространяется ли ставка 10% на операции с корпоративными правами, а также продолжают ли учитываться результаты операций с корпоративными правами в пределах ценнобумажного налогового учета или это будут уже другие доходы". Закон вводит следующие ставки акциза на операции с ценными бумагами: 0% суммы операции по продаже на фондовой бирже ЦБ, по которым рассчитывается биржевой курс; 0% суммы операции с деривативами на фондовой бирже; 1% суммы операции по продаже на фондовой бирже ЦБ, находящихся в биржевом реестре; 1,5% суммы сделки по продаже ЦБ вне фондовой биржи, которые не находятся в биржевом реестре; пять необлагаемых минимумов доходов граждан за заключенный дериватив (контракт) вне фондовой биржи.
8. Кипр теряет привлекательность
Без всякого сомнения, немало шума в прошлом году произвело подписание новой конвенции об избегании двойного налогообложения Украины с Республикой Кипр. Остается только догадываться, к каким механизмам убеждения прибегла украинская власть (как относительно Кипра, так и относительно - что намного важнее - собственного бизнеса), чтобы увеличить, пусть даже незначительно, ставки налогообложения отдельных операций. Суть конвенции детально описана в материале Виты Форсюк "Лицом к владельцам", опубликованном в ZN.UA №45 от 7 декабря 2012 г. Отметим лишь, что новая конвенция несколько снизит привлекательность Кипра для использования в схемах оптимизации налогообложения, хотя и не устранит ее в целом. Ведь основной бонус - юрисдикция ЕС и тайна владения юридическим лицом - по-прежнему гарантируется Кипром.
9. Убытки прошлых периодов
Наиболее громкий спор между налогоплательщиками и налоговой службой, разгоревшийся с легкой руки последней в 2011 г. и вышедший без преувеличения на международный уровень, был разрешен в 2012 г. путем внесения Законом от 25.05.2012 в НК изменений. Как вы поняли, речь идет об убытках прошлых периодов. С барского плеча Верховная Рада даровала право налогоплательщикам распределить убытки, возникшие у них до 2011 г., на результаты своей хозяйственной деятельности на протяжении следующих налоговых периодов до 2015 г. включительно. Такая небывалая милость со стороны государства стала выходом из конфликта, не имеющего под собой каких-либо правовых оснований, кроме необоснованной на законе позиции налоговой службы, посчитавшей, что отображение плательщиками налогов убытков прошлых периодов в своем налоговом учете является для бизнеса непозволительной роскошью, а для бюджета слишком тяжелым бременем. А раз так, несколькими своими письмами налоговая "простила" плательщикам все накопленные ими на момент ввода в действие НК убытки. В этом случае революционная целесообразность налогового правоприменения, как всегда, возобладала не только над законом, но и над здравым смыслом, что в итоге не помешало государству растянуть убытки, накопленные предпринимателями, на долгих пять лет.
10. Реверанс малому бизнесу
Замыкает наш список наиболее резонансных налоговых событий низкий реверанс государства малому бизнесу в виде введения двух дополнительных групп плательщиков единого налога. В июле 2012 г. НК был дополнен нормами, предусматривающими режим налогообложения для пятой (физические лица СПД, имеющие до 20-ти наемных работников и оборот до 20 млн. грн. в год) и шестой (юридические лица, имеющие до 50-ти наемных работников и оборот до 20 млн. грн. в год) групп плательщиков единого налога. Позднее (но еще до конца года) Верховная Рада убрала ограничение 50 работников для шестой группы и уменьшила ставки налогообложения единого налога для двух групп. Такие изменения сложно охарактеризовать, иначе как позитивно.
***
Истинные ценители украинского налогового нормотворчества могут не согласиться с предложенным выше списком самых значимых налоговых новостей 2012 г. Ведь в них не вошли некоторые резонансные разъяснения налоговой службы, введение нового реквизита налоговой накладной по НДС и нового порядка ее заполнения, поставившего, мягко говоря, в неудобное положение всех продавцов импорта и импортеров, лишение налоговой службой права подавать иски о признании сделок недействительными, а также огромное количество других нововведений, которые, по нашему мнению, имели менее важное значение, чем перечисленные выше.
При этом топ-10 налоговых новостей 2012 г. свидетельствует и об общем тренде, уже упомянутом в начале статьи. Речь идет о смягчении правоприменительной практики налоговой службы. Являясь по сути такой же репрессивной, как и в 2011 г., налоговая политика государства между тем старалась держаться в установленных законом рамках, что ранее не было характерно для украинской фискальной машины.
Пусть в том же порядке проводятся налоговые проверки (которые никак не могут завершиться положительно для плательщика), продолжает злоупотреблять запросами налоговая милиция - все это сохранилось, но луч света в царстве тьмы уже заметен, о чем свидетельствуют указанные тенденции.
И пусть это еще не налогообложение с человеческим лицом, но уже и не разбойник с большой дороги образца 2011-го и ранее, характерный для украинских правительств всех цветов. В этом контексте очень важна еще одна тенденция - увеличение роли системы административных судов в разрешении извечного сущностного конфликта между налоговым органом и налогоплательщиком.
В 2012 г. административные суды пусть несмело и половинчато, но уже достаточно заметно стали создавать свою правоприменительную практику, отличную от правоприменительной практики налоговой. В нашем распоряжении пока нет статистики рассмотрения дел за 2012 г. Но что-то подсказывает, что в этом году количество дел разрешенных в пользу налогоплательщиков должно стать больше по сравнению с годом 2011-м. Ведь сегодня с уверенностью можно сказать, что административные суды имеют свое мнение, не являющееся производным мнения налоговой. Это очень важно, если такое мнение обосновано - как в случае с невозможностью налоговой самостоятельно признавать сделки ничтожными, так и в случае с квалификацией исков налогоплательщиков (о признании недействительными налоговых уведомлений) имущественными с соответствующим увеличением пошлины за их рассмотрение.
Сегодня, подытоживая год, можно утверждать, что при дальнейшем сохранении и закреплении указанных выше тенденций в 2013 г. мы сможем говорить о том, что движение украинской налоговой системы идет в правильном направлении и по перспективному сценарию.
Свои идеи для рубрики "На злобу дня" читатели могут присылать на редакционный e-mail - sledz@mirror.kiev.ua