UA / RU
Поддержать ZN.ua

Энергетика: назад в будущее

Сырьевая база и альтернативные биоэнергетические технологии позволяют уменьшить энергозависимость Украины как минимум вдвое.

Автор: Евгений Сухин

Важнейшая стратегическая задача мирового сообщества — сокращение потребления ископаемых (и не возобновляемых) энергетических ресурсов, в первую очередь природного газа. Сегодня это составляет суть не только энергетической, но и экономической, экологической и даже гуманитарной политики глобального уровня.

Понимание исчерпаемости классических видов энергоносителей является отправной точкой для энергетической политики развитых стран. Они решают эту проблему исходя из собственных возможностей, ресурсной базы, оценки временного запаса на ее решение. Уже через 10—15 лет топливно-энергетический баланс (ТЭБ) абсолютного большинства государств существенно изменится. Он будет резко отличаться от нынешнего.

Мир готовится к тому, что в ближайшие 20—30 лет разведанные (исчерпаемые) запасы нефти, газа, угля окажутся многим недоступными. Нужно также учитывать, что различные технологии использования классических видов энергоресурсов близки к достижению предела своей эффективности.

Угроза энергетического кризиса (если не коллапса) мировой экономики в обозримом будущем вынуждает многие страны искать выход, альтернативу.

Очевидно, что единого подхода, единого рецепта в мире сейчас нет. Но большинство стран ЕС видят решение энергетической проблемы в поиске и использовании собственных нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. А многие в этом уже преуспели. Особенно в использовании биомассы как альтернативы природному газу, нефти, углю. В отдельных странах доля биомассы в национальном ТЭБ достигает 6—26% (Финляндия — 26%, Швеция — 10, Австрия — 12, Дания 11,9, Германия — 6%).

Эти цифры существенны для экономики любой страны. А к 2010 году в странах ЕС они как минимум удвоятся. В Европе считается дурным тоном использовать природный газ для получения тепловой и электрической энергии.

Но это не только европейская тенденция. Экзотическая для нас Шри-Ланка официально объявила о создании газификатора Ankur WB 6350 мощностью в 1 МВт. Газификатор работает на измельченной биомассе (побеги glicidia), что позволяет удешевить выработку тепла на 70% по сравнению с печным топливом.

Газификатор вырабатывает синтез-газ для дальнейшей подачи в модифицированный котел. Налажено серийное производство модифицированных установок мощностью 1 МВт (газификатор — котел).

Впрочем, примеры грамотной энергетической политики можно найти и поближе. Беларусь, Молдова, даже Россия решительно и активно внедряют альтернативные биоэнергетические технологии. Беларусь уже сегодня из местного сырья (биомасса, торф) производит 12% энергии. И к 2012 году планирует увеличить долю этих видов сырья в котельно-печном топливе до 25%.

А что же Украина? Нетрадиционная энергетика составляет… 0,79% от общего объема потребления первичной энергии. Не густо. И это в стране с энергозависимостью на уровне 55% (см. табл.). В стране, где показатель энергоемкости в 2,5 раза выше, чем в развитых странах Европы (рис.).

Почему так случилось? Почему страна, богатейшая по запасам бурого угля, биомассы, торфа (здесь нам нет равных в Европе), занимает одно из последних мест по развитию альтернативных видов топлива? Отсутствует законодательная база?

Да нет же, она вполне достаточна. В частности, Закон «О стимулировании в сфере энергосбережений», вступивший в силу с 01.02.2008 года, предусматривает поддержку внедрения энергоэффективных технологий. Но он не выполняется правительством.

Отсутствуют новые технологии? Опять-таки нет! Научно-технический потенциал Украины, слава Богу, еще не исчерпан. По энергоэффективным научным разработкам мы находимся как минимум в лидирующей группе стран-разработчиков. Но по внедрению… (еще раз возвращаемся к табл.).

В стране нет единого государственного объединяющего, регулирующего, внедряющего, стимулирующего органа в области энергоэффективных технологий. Органа, имеющего достаточно прав, полномочий и финансовых рычагов для развития этого направления. Архиважного не только для энергетики, но и для национальной экономики в целом.

Таким полномочным гос­органом должно было стать Национальное агентство Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (НАЭР), созданное в 2006 году вместо ликвидированного правительством Тимошенко в 2005 году Государственного комитета по энергосбережению.

Но увы… Все произошло согласно украинской поговорке «вміла готувати, та не вміла подавати». Неплохой и, главное, своевременный указ президента Виктора Ющенко о создании НАЭР был практически проигнорирован тремя (?!) правительствами. «Контрольный выстрел» в начинания Национального Агентства сделало нынешнее правительство.

В отличие от 2005 года (ликвидация Госкомитета по энергосбережению), формально агентство ликвидировать не стали. Ликвидировали Государственный концерн «Синтез-газ Украины». Он просуществовал всего полтора месяца. Да и то на бумаге, хотя его создание было поддержано и НАНУ, и президентом Украины.

Что это? Проявление непрофессионализма? Непонимание перспективы? Недальновидность?

Украина уже катастрофически отстает в использовании нетрадиционных и возобновляемых источников энергии от развитых стран. Отстает даже от далекой Шри-Ланки.

И это при том, что, далеко не рационально используя 220 млн. тонн условного топлива энергии, Украина не использует более 70 млн. тонн у.т. потенциала нетрадиционной и возобновляемой энергетики.

Учитывая слишком высокую цену вопроса для страны, выход видится в одном. Необходимо вывести НАЭР из подчинения КМУ, подчинить агентство ВР и президенту, наделив при этом соответствующими полномочиями. И только тогда в Украине будет с кого требовать эффективного использования всех имеющихся энергоресурсов. И возможно, в стране наконец-то появится обоснованный топливно-энергетический баланс, и мы станем значительно меньше переживать по поводу повышения цен на российские природный газ и нефть.

Создание государственного над­отраслевого органа (НАЭР), отвечающего за развитие использования нетрадиционных и возобновляющихся источников энергоресурсов, — веление времени. И вопрос этот, учитывая критическую ситуацию, требует немедленного решения.

Сырьевая база Украины позволяет сократить энергозависимость страны как минимум вдвое. Для этого просто нужно использовать то, что лежит буквально под ногами (биомасса, торф, бурый уголь). Газификация, как главнейшее направление использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии, становится все более актуальной как для развитых, так и для развивающихся стран. Мы серьезно отстаем, идем не в ногу со временем и с миром. Даже страны с богатыми запасами нефти и газа не используют их для удовлетворения бытовых нужд. Они справедливо считают: это все равно что топить печь ассигнациями. К примеру, Норвегия, добывающая 130 млн. тонн нефти и 100 млрд. м3 газа, не использует ни одного метра кубического газа и ни одного килограмма нефти для отопления! Украина же для этих целей использует более 32 млрд. м3.

Не пора ли задуматься президенту, правительству, ВР о том, в какое энергетическое будущее мы ведем страну?

Новые АЭС, новые газопроводы типа «Белого потока» — это далекая перспектива (если вообще не фантом — где взять время, деньги?!). Разработка Черноморского шельфа — перспектива, отложенная как минимум на 15 лет, до получения реального энергетического ресурса.

Кстати, одно из требований к странам — кандидатам в члены ЕС — доведение уровня использования возобновляемых источников энергии до среднеевропейского…

Так мы все еще хотим в ЕС?