UA / RU
Поддержать ZN.ua

Энергетическая бедность, завуалированная европейскими стандартами…

Начало 2017 г. обещает потребителям тепла, то есть нам с вами, очередные новации: Кабмин рассматривает возможность уменьшения социальной нормы потребления газа в 2019 г. до 4 куб. м на 1 кв. м. Речь идет об уточнении параметров, на которых базируется система субсидий для населения. Окончательные параметры изменений будут определены в апреле, после завершения отопительного сезона.

Автор: Наталья Вареник

Начало 2017 г. обещает потребителям тепла, то есть нам с вами, очередные новации: Кабмин рассматривает возможность уменьшения социальной нормы потребления газа в 2019 г. до 4 куб. м на 1 кв. м.

Речь идет об уточнении параметров, на которых базируется система субсидий для населения. Окончательные параметры изменений будут определены в апреле, после завершения отопительного сезона. Т.е. в текущем отопительном сезоне социальные нормы потребления газа снизились с 7 куб. м на 1 кв. м до 5,5, и теперь речь о возможность перехода в 2019 г. к европейскому стандарту - 4 куб. м на 1 кв. м.

В большинстве стран Евросоюза более теплый климат, чем в нашей стране. Наши зимы намного холоднее, например, французских, испанских или итальянских, не говоря уж о греческих. Можно ли нас причесать под их гребенку? Да и членами Евросоюза мы еще не стали…

В Украине действует стандарт ГСТУ-Н Б В.1.1-27:2010 "Строительная климатология", систематизирующий климатические зоны, расчетную продолжительность отопительного сезона и среднесуточные температуры холодного периода года с разбивкой по областям Украины. Наложив эти данные на требования к сопротивлению передаче тепла ограждающих конструкций зданий, можно получить расчетное количество тепла, необходимое для отопления 1 м кв. площади на протяжении всего отопительного сезона применительно к нашим широтам. Эта разбивка осуществляется для каждой области станы отдельно.

Любопытно: соответствуют ли эти стандарты греческим или испанским?

Каждый новый закон в сфере потребления тепла и энергосбережения вызывает ощутимый резонанс в обществе. Немало шума в Интернете наделала и новая норма государственных строительных норм "Тепловая изоляция зданий", которая, по словам разработчиков, поможет стране экономить ежегодно около 1 млрд грн и снизит счета за отопление на 15%.

Спасет ли она положение? Специалисты считают, что это обычный долгосрочный процесс, аналогичные нормы за последние десятилетия неоднократно изменялись. Новые нормы начнут действовать с апреля 2017 г. и коснутся лишь нормативного сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций для чердачных и межэтажных перекрытий и входных дверей. Они относятся только к части вновь строящихся зданий, доля которых в общем объеме энергопотребления ничтожно мала.

"Нынешние застройщики используют высокую энергоэффективность своих объектов как маркетинговый ход для привлечения покупателей, - комментирует эксперт по энергоаудиту и энергоэффективности Александр Вертелев. - Что касается существующего жилого фонда, то роль государственных органов должна сводиться к созданию условий, помогающих владельцу принять решение о энергомодернизации, а не к принуждению. Так, новый законопроект "Об энергетической эффективности зданий", который позиционируется как обязательственный, влечет за собой вопрос экономической окупаемости дополнительного утепления фасада. Она может составлять несколько десятилетий, и у владельца, особенно в наших реалиях, просто может не быть финансовой возможности для оплаты таких работ.

Самые большие финансовые затруднения возникнут в первую очередь как раз у экономически неблагополучных владельцев теплоэнергетически проблемного жилья 60-70-х годов застройки прошлого века. Процент такой застройки достаточно велик.

А как обстоит дело с доступом собственников многоквартирных домов к "длинным" кредитам под небольшой годовой процент? Решение этой задачи может быть найдено через запуск целевых государственных программ с привлечением средств международных организаций. Срок окупаемости таких мероприятий в среднем составляет от 15 до 25 лет. Выполнить такие работы на средства самих владельцев квартир или с привлечением коммерческих банковских кредитов вряд ли реалистично…"

Сегодня у нас стало модным говорить об энергетической бедности европейцев, повсеместно экономящих на отоплении. По данным французского INSEE (Национальный институт статистики и экономических исследований), 5,6 млн французских семей, или 12,1 млн человек, находятся в "энергетической бедности" из-за тяжелого финансового положения, плохой теплоизоляции жилья и высоких цен на энергоносители. Две трети французов мерзнут у себя дома. Среднестатистическая семья в Словакии платит ежемесячно за тепло 100-150 евро, французская семья - 220 евро. Отопить двухкомнатную квартиру в Германии стоит около 100 евро, однокомнатную в Дании - около 30 евро, а две трети жителей Болгарии и вовсе не могут отопить свое жилье до нормальных температур. Подобные затруднения и у 28,3% жителей Кипра, 17% населения Италии, 14,5 - жителей Латвии и 10,6% - Испании.

При этом соотношение доходов жителей этих стран и стоимости отопления - совершенно иное, чем в Украине. По данным Eurostat за 2015 г., доходы на душу населения в месяц распределились следующим образом: Германия - 2842 евро, Дания - 3658, Словакия - 1167, Франция - 2608. Плата за тепло составляет до 5, 7, а в отдельных случаях - и до 10% месячного дохода европейцев. У нас пенсионер, получающий минимальную пенсию, отдает за тепло иногда почти 100% своих доходов. Впору говорить не об экономии, а об энергетической нищете…