Сравнительно недавно, в 1993 году, американское министерство обороны создало новую мощную систему глобальной навигации, состоящую из 24 спутников. Обошлось это налогоплательщикам в кругленькую сумму — 12 миллиардов долларов. Дороговато, но зато, по заявлениям американской печати, система позволяет обеспечить «попадание крылатой ракеты в определенное окно конкретного здания». Звучит очень впечатляюще...
Правда, сейчас американские ракеты не выполняют столь деликатных миссий. Но система глобальной навигации (СГН) не простаивает. Оказывается, ее создатели предусмотрели два режима работы. Один, строго засекреченный и обеспечивающий точность наведения до единиц метров — для военных целей. Второй, дающий точность в несколько десятков метров, — для гражданского применения. Для этого второго режима системы ряд американских фирм усиленно разрабатывает аппаратуру наземной навигации. Она позволяет водителю автомобиля определить свое местоположение и получить исчерпывающую информацию о том, как проехать в то или иное место.
С этой целью автомобиль снабжается небольшой антенной, специальным приемником, микрокомпьютером и индикатором. Все это удовольствие, в зависимости от сложности и универсальности аппаратуры, обходится в 1000 — 3000 долларов.
Приемник получает кодированные сигналы точного времени от трех ближайших к нему спутников СГН. Эти сигналы вырабатываются сверхточными атомными часами на борту спутников. Компьютер в автомобиле автоматически определяет расстояние от точки своего местоположения до спутника. Для этого он должен измерить временную задержку между принятым сигналом спутника и сигналом точного времени, вырабатываемым в самом компьютере автомобиля. Измерив таким образом расстояние до трех спутников, можно достаточно точно определить свое местоположение на земной поверхности.
Спутниковая навигация для транспортных средств в упрощенном варианте уже была испытана в Японии. Ее использовали водители такси и грузовиков для ориентировки в огромном Токио. После приема сигналов, определяющих местоположение машины, оно «привязывается» к карте города, по которой и направляются к выбранной цели.
Американская аппаратура более совершенна. Водитель вводит в бортовой компьютер конечную точку своего пути, а далее система сама подсказывает ему, куда ехать. Правда, делается это в разных системах автонавигации по-разному.
К примеру, система «Норзстар», помимо СГН, использует еще и сотовый радиотелефон. Получив от спутников данные о своем местоположении, водитель с помощью сотового телефона связывается с местным центром автонавигации. Далее все происходит автоматически — данные о координатах автомобиля поступают в указанный центр, а оттуда передаются сообщения о направлении движения к месту назначения. Важно, что центр может учесть изменения дорожной обстановки (например, пробки) и скорректировать направление движения. Система «Норзстар» не использует дисплей в автомобиле. Фирма считает, что непрерывное появление информации на дисплее отвлекает водителя от управления машиной и ухудшает безопасность движения. Поэтому все указания водителю даются голосом. Однако необходимость использования сотового телефона делает систему более громоздкой и, вероятно, удорожает ее эксплуатацию.
Для повышения точности навигации система «Норзстар», помимо сигналов от спутников, в некоторых случаях может использовать и вспомогательный сигнал от специального наземного маяка. При этом ошибка определения местоположения автомобиля не превышает трех-четырех метров!
Кроме того, аппаратура «Норзстар» может снабжаться и «кнопкой тревоги». При ее срабатывании оператор местного центра принимает сигнал тревоги и координаты машины. Это же устройство может сработать и автоматически, если в машину пытаются проникнуть посторонние или если она угнана. В этих случаях координаты машины используются полицией для ее задержания. Теоретически вполне возможен вариант, когда воры будут пойманы раньше, чем владелец узнает об угоне своей машины.
Система «Тримбл» не использует наземного центра, а имеет простейший дисплей, на котором высвечиваются координаты автомобиля. Эти координаты надо «привязать» к карте данной местности. Другими словами, система напоминает упомянутую уже японскую.
Более дорогие системы «Роуд сколар» и «Де Лорм» снабжены весьма совершенными дисплеями, на которых возникает картографическое изображение участка местности с указанием дорог, мостов и прочих важных объектов. В соответствующей точке карты высвечивается метка движущегося автомобиля. Естественно, для внедрения подобной системы потребовалось создать специальное программное обеспечение, позволяющее воспроизводить на дисплее карту того или иного участка страны. Такое программное обеспечение уже создано для всей территории США и значительной части Канады.
Описываемые системы обеспечивают и ряд дополнительных услуг. Например, они могут мгновенно указать расположение ближайших бензоколонок, больниц, аптек, ресторанов и т.п. Помимо изображения на экране, подаются и команды голосом, например: «Впереди правый поворот». При этом водитель может не смотреть на дисплей, на котором тоже появляется стрелка, сигнализирующая о направлении предстоящего поворота.
А что ждет нас дальше? Наверное, система навигации совместно с бортовым радиолокатором обеспечит автоматическое управление автомобилем. Своего рода «наземный автопилот». Когда же это произойдет? Поживем — увидим.