В последнее время в Украине начали чрезвычайно большое внимание уделять проблеме развития информационного общества (ИО). Причем как общественные организации, так и государственные органы. И если общественность усматривает в ИО едва ли не панацею от всех экономических неурядиц и политических катаклизмов, то государственные органы, на мой взгляд, демонстрируют формальное понимание проблемы развития информационного общества. Хочу проанализировать две публичные акции, состоявшиеся в последнее время в Киеве. Это международная конференция «Проблемы и перспективы развития информационного общества», проведенная Институтом информационного общества и фондом «Информационное общество» при поддержке международного фонда «Відродження» и Всемирного банка, а также международный конгресс «Информационное общество — стратегия развития ХХІ века», организованный Госкомсвязи Украины и Министерством связи России.
Основной целью проведения международной конференции «Проблемы и перспективы развития информационного общества» было исследование готовности Украины к построению и развитию ИО. Поэтому участие в ней принимали в основном общественные организации и ученые, представляющие большинство регионов Украины, а также представители разных ветвей власти. Конференция зафиксировала тенденции осознания украинской элитой необходимости трансформации общественной модели для приближения ее к требованиям ИО. Большинство докладов и высказываний участников конференции как официальных, так и кулуарных, касались необходимости гарантирования прав и свобод гражданина, обеспечения публичности украинской власти в обсуждении, принятии и имплементации решений.
Анализируя количественные и качественные показатели конференции, можно заметить, что основными инициаторами проблематики информационного общества являются общественные деятели и ученые. Между тем государственные служащие или самоустраняются от этой проблемы, или занимаются ее формализацией. Безусловно, есть немало чиновников (преимущественно среднего звена), понимающих необходимость внедрения высоких информационных технологий в государственном управлении, однако они не составляют критической массы для серьезных сдвигов в этой сфере.
Таким образом, можно констатировать, что сейчас в украинском обществе существует понимание необходимости изменения общественных ценностей, прослеживается стремление общественности контролировать процесс обсуждения, подготовки, принятия и имплементации решений об ИО. Довольно показателен в этом контексте анализ проведенного в рамках конференции анкетирования. Разумеется, анализ 70 распространенных анкет недостаточно корректен в масштабах всей страны. Но, учитывая тот факт, что «слишком узкий круг этих революционеров», то есть подавляющее большинство людей, интересующихся этой проблематикой, все же присутствовали на конференции, — можно сделать определенные выводы.
Анкета была условно разделена на три основные части:
— актуализация проблемы развития информационного общества (проще говоря, «нужно ли это Украине»);
— проверка восприятия терминов «информационное общество», «электронное правление», «электронная коммерция», «цифровая демократия» и т.п.
— рекомендационная часть.
Возможность построения информационного общества в Украине подавляющее большинство респондентов допускало, но в очень отдаленной перспективе. Но встречались и такие, кто считал (их было немного) этот процесс ненужным вообще.
Общий ответ на вопрос о перспективах развития электронного правления в Украине и сегодняшних инициативах государства в этой сфере можно сформулировать одной фразой из анкеты — «существует профанация идеи». Наиболее снисходительные мнения по этому поводу — «существуют лишь намерения», «закладывается базис для развития» и т.п. По поводу перспектив внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении респонденты называли сроки от 5 до 50 лет.
Вопрос об усилиях украинских ученых или общественных деятелей в актуализации проблемы развития информационного общества был воспринят, скорее всего, как риторический. Лишь 25% опрошенных определились с теоретиками и практиками, занимающимися этой проблематикой. В частности, назывались труды Кастельса, Тоффлера, Броуди, Егар, Гейтса, Сороса. Из отечественных теоретиков и политиков, «засветившихся» в этой сфере, называли следующие фамилии: Кучма, Уткин, Шевчук, Лисицкий, Баранов, Стогний, Азаров (Сергей), Додонов, Корж, Макарова, Шило, Мостовой (Борис), Колодюк, Стесин, Голобуцкий, Пекарь, Шнурко-Табакова, Мухин.
Показательными были ответы на вопрос об основных признаках информационного общества в быту. Кроме теоретических ответов типа «ИО = гражданское общество + инновационная экономическая система», «равные возможности доступа к информационным ресурсам», — был продемонстрирован и утилитарный подход. Так, самым распространенным ответом на этот вопрос был: «наличие доступа в Интернет».
Также показательны ответы на вопрос о покупках через Интернет. Подавляющее большинство ответов (до 99%) — «не делал никогда». Лишь несколько респондентов сообщили, что изредка посещают книжные интернет-магазины.
Чрезвычайно симптоматичны ответы на последние два вопроса анкеты — основные шаги для развития в Украине информационного общества, электронного правления, электронной коммерции и т.п.; и «Готова ли государственная элита к электронному правлению?»
Ответы и рекомендации почти однозначные:
— властная элита не готова;
— работа, выполняемая чиновниками, — формальная;
— система власти — коррумпированная и забюрократизированная;
— залог развития информационного и гражданского общества — изменение системы власти.
Основные рекомендации:
— наличие политической свободы;
— законодательная инициатива;
— система общественного контроля за выполнением программы;
— введение ответственности за реализацию программы;
— внедрение открытых тендеров для разработки и реализации программы и т.п.
Итогом конференции стали два обращения — к Президенту, Верховной Раде и правительству Украины, а также к международным структурам. В обращениях констатировалось наличие формализма в работе по развитию информационного общества, во внедрении новейших информационных технологий в государственном управлении в Украине, а также подчеркивалась необходимость изменения вектора сотрудничества международных организаций и большего внимания к сотрудничеству именно с общественным сектором как с наиболее продуктивно занимающимся этой проблематикой. Именно поэтому с инициативой проведения конференции выступили две общественные организации — Институт информационного общества и фонд «Информационное общество». Также конференцию поддержали фонд «Відродження», Всемирный банк, Секретариат ООН — эти организации стали своеобразной гарантией того, что участников конференции услышат не только в Украине и что роль этого мероприятия трудно будет недооценить.
А 1—2 апреля в Киеве проходил международный конгресс «Информационное общество — стратегия развития ХХІ века». Организаторами выступили Государственный комитет связи и информатизации, который планировал по ходу конгресса популяризировать разработанную им программу «Электронная Украина». Напомним, что программу общественность оценивает довольно неоднозначно.
Конгресс, проведенный государственными структурами, ни в чем новом общественность не убедил — тот же формальный подход, те же громкие декларации и подотчетный характер выступлений высоких государственных мужей. Очевидно, конгресс не станет решающим фактором на пути развития информационного общества в Украине. Скорее, его можно воспринимать как PR-акцию накануне поездки наших чиновников в Женеву на всемирный саммит по информационному обществу, который состоится летом.