Отличие текущих событий от истории состоит в том, что мы не знаем, к чему они приведут.
Лауреат Нобелевской премии Ф.А.Хаек
В декабре этого года истекает срок полномочий международной комиссии, которая в течение пяти лет координировала движение развитых стран мира по пути реализации геополитики «Глобальная информационная инфраструктура» (ГИИ). Цель ГИИ состояла в разработке и пропаганде единых решений в области создания национальных информационных инфраструктур, в результате чего они будут способны к глобальному взаимодействию на технологической основе Интернета. Со следующего года начинается новая, совершенно прагматическая фаза ГИИ - «Глобальное информационное сообщество», целью которой будет уже не обсуждение технологии взаимодействия, а разработка единых решений по организации новых мировых экономических отношений и международного рынка на основе прецедентов ГИИ. Система механизмов реализации этой идеи получила в мире название «электронной коммерции». Судя по убедительным результатам ГИИ, электронной коммерции (ЭК) суждено стать не просто символом рубежа двух тысячелетий, подобно «освоению космоса», а историческим решением человечества, предопределяющим мировой порядок XXI века.
Разумеется, амбициозность замыслов, как это хорошо известно из нашей собственной истории, еще не гарантирует их воплощения в жизнь. Чаще всего эти замыслы сталкиваются с проблемами «здравого смысла» или «инертности социального мышления», о которые они благополучно и разбиваются, оставляя после себя только анекдоты. Однако, судя по событиям вокруг «проблемы электронной коммерции» (или, проще, «проблемы ЭК»), все эти «подводные камни» были хорошо известны ее творцам и адептам, поэтому к их преодолению они стали готовиться сообща. Каким образом?
11 июля 1997 года. Правительство США, Европейский союз и правительство Японии в лице Министерства международной торговли и промышленности опубликовали совместный документ, в котором открыто высказали свои позиции относительно путей преодоления проблем ЭК. В документе в полной мене реализован популярный американско-японский лозунг «думай глобально, но действуй локально» (Think global but act local). Несмотря на то, что речь в нем идет об «электронной коммерции», решение «локальных проблем» предполагает не просто применение современных электронных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в национальном масштабе (известное у нас как «информатизация»), но и наличие у стран национальных политик, согласованных для совместного извлечения пользы с учетом «локальных условий». Документ дает ясное представление о том, ответы на какие именно вопросы определяют сегодня общие черты национальной политики электронной коммерции.
Вопросы же эти таковы: четко и кратко сформулированные основные принципы государственной политики в отношении ЭК; позиция в отношении налогообложения и таможенных тарифов в условиях ЭК; системы электронных платежей, позиция по вопросу «Единого кодекса торговли в Интернете»; защита интеллектуальной собственности, авторское право, патенты и торговые марки; секретность и защита информации; телекоммуникационная инфраструктура; содержание информации; технические стандарты; общедоступные универсальные услуги; трудовые резервы; и, наконец - долгосрочный правительственный подход.
Основные принципы государственной политики
в отношении ЭК
Позиция США. Во всех вопросах ЭК частный сектор должен занимать лидирующее положение. Правительство должно избегать чрезмерных ограничений на ЭК, а там, где вмешательство правительства необходимо, оно должно быть направлено на поддержку и проведение в жизнь предсказуемой, минимальной, согласованной и простой законодательной базы для ЭК. Правительство обязано хорошо представлять уникальность свойств Интернета и принимать во внимание, что структура положений, установленных в прошлом для телекоммуникаций, радио и ТВ, для Интернета непригодна. ЭК на базе Интернета должна быть разработана на международной законодательной базе, поддерживающей коммерческие и деловые отношения в соответствии с общепринятыми принципами вне национальных и географических границ.
Позиция ЕС. Распространение ЭК должно осуществляться исключительно рыночными механизмами. Суть проблемы ЭК состоит в том, чтобы способствовать широкому распространению и восприятию ЭК как интегрированной составляющей европейской традиции ведения деловых отношений. ЕС декларирует: никаких законов во имя законов; любые новые законы должны быть основаны только на свободном Едином рынке.
Позиция Японии. Конструктивные усилия и быстрое реагирование на необходимость изменений. Разрешение проблем только на основе ИКТ и рынка при балансе безопасности и доверия в ЭК, универсальности доступа и международной координации.
Таможенные пошлины
и налогообложение
Позиция США. США будут отстаивать во Всемирной организации торговли и на других международных форумах свою позицию: Интернет, где бы он ни использовался для доставки продуктов и услуг, должен быть обязательно объявлен средой, свободной от каких бы то ни было дополнительных тарифов (tariff-free).
Решить проблему дополнительного налогообложения относительно легко, пока товары заказываются посредством Интернета, а поставляются по суше или воздуху. Но очень трудно, когда поставки осуществляются также с помощью электроники. Поэтому на ЭК не следует вводить никаких новых налогов. Более того, налогообложение торговли в Интернете должно быть совместимо с основными принципами международного налогообложения, избегать двойного налогообложения, быть простым и ясным. Для достижения согласия в этом вопросе, а также полагая, что принципы международного налогообложения должны быть применимы к региональному налогообложению, США работает в Организации экономического сотрудничества и развития (OЭСР). Разумеется, применение этих принципов на региональном уровне, где косвенное налогообложение играет большую роль, может сильно отличаться, поэтому местные власти должны принять совместные решения по разработке единого и простого подхода к налогообложению ЭК.
Позиция ЕС. Для общеевропейских налоговых систем важно обеспечить правовую базу ЭК так, чтобы все налоги были ясны и предсказуемы, а также соблюдать налоговый нейтралитет (то есть новые виды деятельности не должны предполагать дополнительных налогов по сравнению с традиционной торговлей). Анонимность и скорость сделок ЭК, а также сложность проведения их трассологической экспертизы создают беспрецедентные возможности для уклонения от налогов, что чревато уменьшением годовых доходов правительств и деформациями Общего рынка. В наибольшей степени правила ЕС согласованы применительно к косвенному налогообложению и налогу на добавленную стоимость, а ЭК попадает именно в область действия НДС. В свете ЭК должны быть пересмотрены региональные системы прямого налогообложения (понятия резидента и источника дохода).
В целом ЕС преследует три цели: разработать правовую основу налогообложения ЭК, избежать потери годовых доходов, гарантировать налоговый нейтралитет. ЕС и его государства-члены начали анализ воздействия и последствий ЭК на таможенные пошлины и косвенное налогообложение.
Позиция Японии. ЭК порождает налоговые проблемы, начиная с таможни и заканчивая учетом внутрифирменных интересов. Поскольку местонахождение потребителей в Интернете достаточно быстро не определишь, а количество сделок ЭК будет очень велико, возникают проблемы определения субъектов, обладающих правом налогообложения. Имеется в виду дилемма: взимать налоги на добавленную стоимость по месту жительства продавца или же покупателя. Проблемы технологического прогресса и скорости экономических перемен следует решать с учетом интересов «международной гармонии».
Электронные системы оплаты
Позиция США. Предусмотреть глобальные последствия внедрения электронной системы оплаты (EPS) в США уполномочено Министерство финансов, которое сотрудничает в этом направлении с другими правительствами. Американцы полагают, что в ближайшее время предпочтительнее анализировать опыт электронных оплат, однако в перспективе США не могут полагаться только на рыночную самоорганизацию. Действия правительства могут оказаться необходимыми для обеспечения гарантий безопасности и последовательного внесения изменений в электронные системы оплаты, защиты потребителя и в отправлении правосудия. США считают, что правительства стран должны тесно сотрудничать с частным сектором, чтобы гарантировать гибкое реагирование на нужды рынка, пребывающего в стадии становления.
Позиция ЕС. ЭК не сможет развиваться без удобной для пользователя, эффективной и гарантированной электронной системы оплаты. Государства-члены ЕС работают над созданием структуры, контролирующей вопросы «электронных денег». Они считают, что совместимость электронных систем оплаты опирается на соглашения между операторами и правила конкуренции ЕС. Констатируется, что мошенничество и подделки, препятствующие внедрению систем электронных платежей, наказуемы пока только в некоторых государствах-членах ЕС. Для усиления безопасности систем оплаты Еврокомиссия разрабатывает правила, охватывающие все типы безналичных платежей.
Позиция Японии. Основные проблемы, скорее всего, возникнут на стыке различных электронных систем оплаты. Практическое применение «электронных денег» предполагает принятие новых законов для придания этой практике должной легитимности. Необходимо также позиционировать «электронные деньги» в общей финансовой системе.
Единый
кодекс торговли
в Интернете
Позиция США. Поощряя ЭК, правительство поддерживает развитие как внутренней, так и глобальной единой коммерческой правовой схемы. Участники рынка должны сами сформулировать правила управления ЭК, а правительства - поощрять развитие простых и предсказуемых внутренних и международных правил и норм коммерческих действий в киберпространстве. Американский Институт права работает в направлении адаптации ЭК к киберпространству, причем американский частный сектор является активным участником этого процесса.
США считают, что стороны вольны определять те правила договорных отношений, которые они считают приемлемыми, однако упор следовало бы сделать на модификацию уже существующих правил, а новые принимать лишь по мере необходимости.
Позиция ЕС. Структура Единого рынка доказала состоятельность его правил для традиционных форм предпринимательства, а теперь то же самое следует сделать для ЭК. На уровне ЕС необходимо избегать противоречий регулирования и учредить согласованную правовую регулирующую структуру для ЭК, которая будет основана на ключевых принципах внутренних рынков. Учитывая интернациональную природу ЭК, при разработке подобной структуры должно быть достигнуто глобальное согласие. Следуя по пути международного диалога, Комиссия вовлекает в него как правительства, так и частный сектор.
Позиция Японии. Правила ведения бизнеса несут на себе отпечаток добровольности и коммерческой практики, типов стандартных соглашений и установленных правительствами правовых систем. В эпоху цифровой экономики подобные добровольные правила частного сектора будут играть значительно большую, чем прежде, роль. Назначение правительства состоит в создании условий для прогресса частного сектора, руководствующегося подобными добровольными правилами. В случае необходимости правительство должно пересмотреть свою правовую систему, чтобы устранить несогласованность между добровольными правилами ведения бизнеса и экономико-правовыми действиями правительства.
Все правила ведения бизнеса в Интернете - от правовых систем до коммерческой практики - должны быть отрегулированы и приспособлены к темпу роста ЭК. Поскольку число пользователей ИКТ быстро растет, неизбежно возникнут новые прецеденты мошенничества с помощью рекламы или ложной информации, поэтому правительство должно сосредоточиться на защите потребителя, его просвещении, а также убеждать предпринимателей добровольно содействовать решению проблем ЭК.
Защита интеллектуальной собственности
Позиция США. Для защиты авторского права от пиратства и мошенничества необходимы международные соглашения, которые устанавливают ясное и действенное авторское и патентное право, а также защиту торговых марок изготовителей.
Позиция ЕС. Для ЭК существенна защита авторского права.
Позиция Японии. В контексте проблемы ЭК и «свободных путей» (free rides) цифрового содержания, компьютерных программ, марок изготовителя и марок «бренднеймов», необходимо учитывать важный факт, а именно: если законы о защите интеллектуальной собственности в ЭК будут регулировать частное использование, то они могут привести к нарушению частной жизни пользователей и законов конкуренции, связанных исключительным правом продаж. Поэтому необходимо избегать чрезмерного регулирования по вопросу о защите интеллектуальной собственности. Как только в результате дискуссий эти проблемы будут поняты всеми, необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Изменение существующих порядок законов интеллектуальной собственности в направлении, отвечающем ЭК;
2. Разъяснение изменений в гражданском праве, реализующих возмещения при незаконном использовании программного обеспечения и информационного содержания;
3. Разработать политику технологической защиты против «мертвого копирования».
Авторские права
Позиция США. Правительство признает усилия частного сектора, направленные на развитие международных и внутренних стандартов в этой области, и, понимая связь между авторским правом и технологическими мерами защиты, работает над адаптацией законодательства.
Позиция ЕС. Комиссия предприняла законодательную инициативу в области защиты авторского права и связанных с ним законодательств, включая аспекты интерактивной связи, антикопирующих устройств (anti-copy devices), воспроизводство и дистрибуцию.
Позиция Японии. Нет комментариев.
Патентное право
Позиция США. Изменения в существующих патентных соглашениях или новые соглашения должны разрабатываться для: запрещения государствам - членам ГИИ эксплуатации запатентованных изобретений без ведома владельцев патентов; обеспечения в ГИИ адекватной и действенной защиты патентованных сущностей; установления международных стандартов на определение правомочности патентного требования.
Позиция ЕС. Нет комментариев.
Позиция Японии. Нет комментариев.
Секретность
Позиция США. США привлекают ключевых торговых партнеров к строительству рыночного подхода к секретности и считают, что поставщики информации должны сами сообщать потребителям, какую информацию они собирают и как намереваются ее использовать, а также уведомлять потребителей о принятых ограничениях на ее использование. Цель США - создание баланса между крайностями «персональной секретности» и «свободного потока информации». Правительство поддерживает усилия частного сектора по внедрению выразительных, дружественных и саморегулирующихся режимов секретности, включая механизмы информирования и выбора режима интерактивности. Противоречивые политики различных стран могут привести к прерыванию межгосударственных потоков данных. США продолжат обсуждения своей политики с ЕС, чтобы улучшить понимание американского подхода к секретности и показать, что критерии США достаточно гибки для ГИИ.
Позиция ЕС. Шифрование, гарантирующее конфиденциальность коммерческим и персональным данным, - один из краеугольных камней ЭК. Разнообразие национальных законов и подходов к шифрованию ограничивает использование, внедрение и экспортирование технологий шифрования, что создает барьеры развитию ЭК во всей Европе. Устранение таких взаимных барьеров является решающим фактором внедрения ЭК в Едином рынке.
Позиция Японии. Защита персональных данных обеспечивается не посредством единых норм, а на основе понимания фирмами специфики бизнеса в эпоху ЭК. Правительство выпустит пересмотренные руководящие принципы по защите персональных данных. Кроме того, руководящие принципы Японии будут адаптированы к сути руководящих принципов по защите персональных данных, принятых в ЕС. Япония продолжит работу по этим вопросам с OЭСР и другими международными организациями.
Безопасность
Позиция США. В целях пропаганды ЭК правительство поощряет развитие добровольной, рыночной инфраструктуры управления, которая поддержит установление подлинности, корректности и конфиденциальности передачи данных и «цифровой подписи». Поскольку единой ИКТ, гарантирующей полную безопасность и надежность передачи данных в ГИИ, не существует, достижение этих целей связывается с целым спектром ИКТ: шифрованием, идентификацией подлинности, контролем пароля, «противопожарными сооружениями» (firewalls), а также с сертификацией ИКТ «цифровой подписи».
Позиция ЕС. ЕС развивает политику свободного перемещения технологий шифрования при условии охраны общественной безопасности. ЕС считает необходимым принятие всеобъемлющего всемирного соглашения по цифровым
подписям.
Позиция Японии. Фундаментом развития ЭК является создание национальных информационных инфраструктур, надежно защищенных от несанкционированного доступа. Этой цели служат образовательные акции, противовирусные системы и системы анализа санкционированного доступа, технологии шифрования и распознавания «цифровой подписи», которые должны быть апробированы рыночной конкуренцией. Политические меры необходимо сосредоточить на улучшении конкурентной деловой среды.
Япония считает, что использовать в шифровании и распознавании только национальные эталоны нецелесообразно. Развитие этих ИКТ следует осуществлять в университетах и частных компаниях. В международном плане необходимо приступить к рассмотрению мер против кибертерроризма.
Телекоммуникационная инфраструктура
Позиция США. Цель правительства - создание для рынка таких условий, при которых сетевые провайдеры обеспечат конечных пользователей приемлемым и недискриминационным обслуживанием. Переход к «открытому рынку» приведет к возрастанию конкуренции и улучшению информационной инфраструктуры, снижению цен, большему разнообразию и улучшению качества услуг. В зону особого внимания входят вопросы аренды каналов, стоимость местных линий связи, организация и соединение узлов, оборудование подсоединения к Интернету, эффективность режимов мультимедиа и голосовой связи в Интернете.
Страны мира имеют различные уровни развития информационной инфраструктуры, что препятствует глобальному использованию услуг Интернета. США продолжат добиваться создания открытого, конкурентоспособного рынка на базе Интернета и считают, что эти вопросы должны быть решены на основе открытых стандартов и анализа практического опыта в государственном и частном секторах.
Позиция ЕС. Распространение ЭК требует эффективной и доступной информационной инфраструктуры, новых технологий и услуг. Для этого ЕС должен согласовать вопросы стоимости, пропускной способности, доступности и свободы выбора каналов, безопасности и удобства для пользователей всего мира. Конкурентоспособный европейский рынок телекоммуникаций и либерализация понизят тарифы и будут действовать как стимулы развития ЭК в Европе.
ЕС констатирует, что в международном аспекте должны быть нивелированы все региональные различия в стоимости, качестве и доступности информационной инфраструктуры для ЭК, чтобы преодолеть изоляцию удаленных регионов и обеспечить им полный доступ к глобальному рынку.
Позиция Японии. Нет комментариев.
Содержание информации
Позиция США. Для защиты потребителя и организации преследования по суду за ложные, вводящие в заблуждение и мошеннические коммерческие действия в киберпространстве правительство США будет использовать все средства, включая международное сотрудничество. В этой связи необходима разработка следующих юридических положений: о содержании информации, о квотах на зарубежную информацию, о рекламе и о предотвращении мошенничества.
Следует признать, что положение о содержании информации, традиционное для радио и ТВ, не может быть применено к Интернету. Правительство США считает, что любое регулирование нанесет вред развитию и диверсификации Интернета, поэтому оно будет и впредь поддерживать рыночную самоорганизацию и адаптацию конкурирующих и легких в использовании технологий фильтрации информации.
Позиция ЕС. Любой поставщик интерактивных услуг или компания, устанавливающая «вебсайты» (website), являет пример отклонения от национальных норм ведения коммерческих отношений, включая рекламу, маркетинг, инвестирование и «паблик рилейшн». Эта практика создает правовую неопределенность. Во исполнение решений «Зеленой книги» (Green Paper) по коммерческой связи ЕС вышла с детальными предложениями по устранению фактических или потенциальных правовых трудностей, а по договоренности с провайдерами сетевых услуг ими будут предприняты образовательные акции по содержанию информации.
Позиция Японии. Более строгие ограничения на содержание информации в Интернете по сравнению с обычными средствами массовой информации будут основаны скорее на добровольных усилиях провайдеров сетевых услуг и поставщиков информации, максимально использующих сугубо технологические решения. Правительству следует избегать создания новых регулирующих положений относительно содержания информации. Япония приступила к реализации проекта, который будет производить фильтрование информации согласно сформулированному самим пользователем набору условий.
Технические стандарты
Позиция США. Правительство считает, что не оно, а рынок должен определить технические стандарты и другие механизмы, определяющие способность к взаимодействию (interoperability). Поскольку ИКТ распространяются слишком быстро, чтобы административными мерами определять технические стандарты управления Интернетом, любая попытка такого рода только замедлит технологические инновации. Стандарты, как гаранты роста ЭК, необходимы в таких областях, как электронные платежи, инфраструктура безопасности, электронные системы авторского права, видео- и телеконференции, быстродействующие сетевые ИКТ, цифровые объекты и обмен данными. Стандарты должны конкурировать и распространяться на добровольной договорной основе.
Однако следует признать, что стандарты могут использоваться как нетарифные барьеры для блокирования присутствия зарубежного бизнеса на национальных рынках. Дабы не допустить этого, правительство США будет использовать различные международные трибуны.
Позиция ЕС. Если несовместимость стандартов сохранится, это нанесет серьезный вред предпринимателям и потребителям, «запертым» в определенных решениях. Без обеспечения способности к взаимодействию на основе технических стандартов будет трудно достигнуть критической массы ЭК. Кроме того, ИКТ-стандарты обеспечения безопасности необходимы для создания доверия к идее информационной безопасности.
Чтобы облегчить способность к взаимодействию в ЭК, Комиссия начинает проект стандартизации ЭК. Продолжается консультации с промышленниками.
Позиция Японии. Различные типы ИКТ должны гарантировать способность к взаимодействию при приемлемой стоимости, это и является необходимым условием «электронной экономики». Каркас взаимодействия и открытой стандартизации в ГИИ следует строить с учетом защиты интеллектуальной собственности. Активные действия правительства Японии нацелены на реакцию частного сектора. При этом правительство признает, что если в результате конкуренции определенная ИКТ станет стандартом «де-факто», то этот стандарт может определять условия конкуренции в смежных с данной ИКТ областях, даже в ущерб свободной конкуренции.
Долгосрочный правительственный подход
Позиция США. Глобальный успех ЭК требует эффективного партнерства между государственным и частным секторами, но с частным во главе. Правительственное участие должно быть осторожным, во избежание противоречий и беспорядка, которые могут возникнуть, когда различные правительственные агентства действуют без должной координации. Для создания контроля за процессом и модернизацией политики ЭК будет создана на постоянной основе Межведомственная комиссия по вопросам ЭК.
Правительство США будет открыто и часто консультироваться с группами лоббистов, представляющими промышленность, потребителей, провайдеров и пользователей Интернета, Конгресс, государственные и местные органы власти, а также иностранные правительства и международные организации.
Позиция ЕС. Поскольку ЭК будет иметь решающее воздействие на конкурентоспособность Европы на глобальном рынке, цель инициативы ЕС в области электронной коммерции состоит в активном поощрении и стимулировании энергичного роста электронной коммерции во всей Европе. В этой связи работа Европейской комиссии до настоящего времени строилась на создании, посредством международных переговоров, согласованной политики ЕС в направлении стимулирования развития ЭК и ухода от возможной фрагментации этого перспективного рынка.
Позиция Японии. Большинство перемен в области ЭК связывается с позицией частного сектора, поэтому правительство будет проявлять себя только в тех областях, которые не будут охвачены инициативами частного сектора. Признавая и подчеркивая глобальную интернациональную природу ЭК, правительство Японии обязуется стимулировать обмен информацией и координацию политики среди различных наций.
Заключение:
взгляд «издалека» на проблему ЭК
В настоящей статье я привел краткий перевод официальных позиций правительства США, Европейского союза и правительства Японии. Этот документ, как мне представляется, имеет несомненный интерес для Украины и ее лидеров, особенно тех, кто всерьез занимается проблемами экономической безопасности Украины. Знакомясь с позициями «трех китов», на которых держится мир современной экономики, нельзя не поражаться ясности и лаконичности формулировок. Пускаясь вплавь по морю «их» лозунгов, совершенно не боишься утонуть, поскольку всегда чувствуешь под ногами спасительную опору почвы рыночного реализма. «Отсутствие комментариев» означает, что этот вопрос в данный момент мало интересует данного «кита». Как, например, вопрос «телекоммуникационной инфраструктуры» для Японии или «всеобщих универсальных услуг» для США, которые, собственно, и определяют прогресс в этих областях. Поэтому, кстати, не следует заблуждаться и в отношении интернациональной направленности их позиций: торговать-то излишками своей продукции, а то и «секонд-хендом» надо со всеми.
Незначительные различия в позициях «трех китов» определяются не только «теоретическими» взглядами на рынок или декларируемым (как у нас) статусом частного сектора, как субъекта рынка, а существующей практикой деловых отношений (которые сильнее правительственных амбиций) и степенью развития рыночных отношений. Этим и объясняется то «чудо», что наличие трех позиций, отражающих своеобразие национальных экономик США, стран ЕС и Японии, совершенно не противоречит единому мнению в отношении решения проблемы ЭК.
В обсуждении геополитики ГИИ принимало участие более 50 стран мира. И развитых, и не очень - не это было главное, а «привыкание» к мысли о необходимости нового экономического порядка на основе Интернета. В недалеком будущем - после 2005 года - в лоно «открытого мира», живущего по законам ЭК, вольются многие другие государства, но в наиболее выгодном экономическом положении будут «пионеры» ГИИ. Жаль, конечно, что Украины нет среди них. Но будет неизмеримо жальче, если ее не окажется и в «открытом мире».