В Верховной Раде проталкивают законопроект, который дублирует уже действующие запретные нормы.
30 ноября в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5473 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования квартир в многоквартирных жилых домах". Законопроект предусматривает ограничение на использование квартир не по назначению, в том числе под офисы, гостиницы и другие помещения временного обитания. А для нарушителей усиливает ответственность.
Необходимость запрета на использование квартир аргументируют тем, что предусмотренное законодательством регулирование, в частности Жилищный кодекс Украинской ССР от 30 июня 1983 г., не способствует обеспечению прав жителей жилых домов, их безопасности, соблюдению установленных правил и норм использования помещений.
Но это не совсем так. Ведь на сегодняшний день законодательный запрет на использование жилья уже есть. И это подтверждает вывод Главного научно-экспертного управления ВР к этому законопроекту: "…действующим законодательством уже предусмотрен ряд норм специального характера, призванных обеспечить использование жилых помещений по назначению. Положение соответствующего содержания содержат, в частности: ст. 6 ЖК, где предусмотрено, что жилые дома и жилые помещения назначаются для постоянного или временного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке как служебных жилых помещений и общежитий; что предоставление помещений в жилых домах под потребности промышленного характера запрещается; ч. 1 ст. 10 ЖК, которая обязует граждан использовать жилое помещение согласно его назначению; ч. 2 ст. 6 Закона Украины "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме", согласно которой реализация совладельцем своих прав не может нарушать права других совладельцев; ст. 150 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), которой установлена административная ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями; ч.1 ст. 383 ГК, согласно которой владелец жилого дома, квартиры имеет право использовать помещение для собственного проживания, проживания членов своей семьи, других лиц и не имеет права использовать его для промышленного производства".
Одна из основных претензий законодателей - что использование помещений под офисные якобы увеличит нагрузку на многоквартирное здание, в частности на лифт. Хочу спросить: а если в какой-то квартире живет на законных основаниях много жителей или многодетная семья, то они не увеличивают нагрузку на лифтовую систему? Особенно теперь, когда многие переселенцы живут в жуткой тесноте, и никто их жильем не обеспечил? А если к кому-то ходит много гостей, то это не увеличивает? Так мы дойдем до регулирования количества гостей и жителей в квартирах. Однако же не во всех, даже столичных, домах есть эти лифты.
Другой вопрос: как будем определять, что квартира используется под офис? В каждой квартире, как и в офисе сегодня, есть стол и компьютер - куда без него? Может, офис будем определять по принтеру или сканеру? Или квартиру - по кровати? А если кто-то спит на диване, то он уже в офисе? А мини-гостиницы как будем определять: больше одной кровати - уже гостиница, или когда больше двух? Люди ходят? Так это же гости, родственники, друзья. Кто-нибудь задумался, в какой абсурд нас возвращают? Мы пытаемся избавиться от "совка", а нам снова какие-то запреты навязывают. И главное - нужные запреты уже предусмотрены в законодательстве, его надо только должным образом имплементировать. Тогда зачем еще один закон, который дублирует действующие нормы и имеет сугубо декларативный характер? К тому же для законодательного регулирования этой сферы нужно вносить изменения в специальные акты законодательства, в частности в Жилищный кодекс и другие законы Украины.
Кроме того, предложенные нормы - внутренне противоречивы, поскольку сначала предлагается полностью запретить использование не по назначению, в том числе под офисы, гостиницы и другие помещения временного обитания, квартир в многоквартирных жилых домах, а в абзаце втором той же статьи допускается использование таких квартир для осуществления хозяйственной деятельности (без использования наемного труда) при условии, что такую деятельность будут осуществлять владельцы или лица, местожительство которых там зарегистрировано.
Законопроект предлагает дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях новой статьей: "Статья 1501. Использование квартир в многоквартирных жилых домах не по назначению влечет за собой наложение штрафа от двух до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан". Повторное нарушение влечет за собой наложение штрафа от трех до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.
Но, согласно законодательству, размер штрафа за административные правонарушения не может превышать размера штрафа за уголовные правонарушения. К тому же размер взысканий за сопредельные административные правонарушения значительно ниже. Например, за ведение в квартире производственной деятельности сегодня предполагается штраф на сумму от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан.
Это кто такое придумал?
Вишенка на торте
В законопроекте предлагается наделить органы Национальной полиции правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 150-1 КУоАП (в редакции проекта). Однако, согласно Жилищному кодексу, "государственный контроль над использованием и сохранностью жилищного фонда осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами".
Конечно, Жилищный кодекс УССР безнадежно устарел, требует полной замены, а вопрос взаимоотношения государства и владельцев жилищного фонда, наверное, перевод на местный уровень. Ну, мы же заявили направление на децентрализацию…
Таким образом, мы имеем дело с каким-то юридическим невежеством. Однако закон, "испеченный" на скорую руку, не поддержанный главными юристами Верховной Рады, все же вынесли на голосование.
После рекомендаций профильного комитета ВР его внесли в повестку дня и поставили на голосование.
И тут в механизме произошел сбой, поскольку все семь попыток протолкнуть законопроект успешно провалились. Сначала Рада отказала в сокращенной процедуре, затем дважды отказала в голосовании за проект закона, трижды отказала в направлении на повторное первое чтение. Последний раз не хватило всего восемь голосов.
Казалось бы, после такого "голосования" этот законопроект навсегда исчезнет из Верховной Рады. Но правительство не оставляет надежды на положительное голосование.
Поговаривают, что глубинная причина появления этого законопроекта - незаполненность арендаторами бизнес-центров, а также их нежелание арендовать недвижимость у государства. Причины обоих явлений довольно понятны: бизнес страдает от кризиса и не может платить бешеные суммы за аренду, которых требуют бизнесы-центры. А малый бизнес и не поднимет таких арендных плат, и не желает этого делать.
Впрочем, бизнесы-центры есть сегодня в Киеве и крупных городах. В тысячах провинциальных городков такой закон просто убьет бизнес, ведь там не только малый бизнес, но иногда и банковские помещения обустраивают в квартирах. Альтернативы нет, потому что строительство стоит, а готовых площадей очень мало, и они либо уже оккупированы, либо цены на них для малого бизнеса непосильны.
Что касается аренды государственного имущества, то арендные ставки, установленные как процент от рыночной стоимости, уже давно не отвечают рыночным. Так, может, государству следует пересмотреть свои подходы к определению арендной ставки и спрашивать у оценщиков не рыночную стоимость недвижимости, а рыночную арендную плату? По крайней мере для тех объектов, для которых существует т.н. активный рынок объектов сравнения? А не пытаться свою проблему решить запретами…