Прошло две недели с момента введения новых тарифов и зон парковки в городе Киеве. Несмотря на период отпусков, с новыми ценами столкнулись многие столичные водители. Еще один сюрприз — на столичные улицы вернулись эвакуаторы. Но помогло ли радикальное увеличение тарифов избавить перегруженный центр от пробок?..
Судя по всему, нам опять предстоит пережить переоценку ценностей и изменить отношение к бессмертному изречению Ильфа и Петрова — «автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Как известно, с середины июля Главное управление ценовой политики Киевской городской госадминистрации увеличило в 3—10 раз цены на парковку. Следует заметить, что новые тарифы касаются именно платных парковок, то есть обозначенных дорожным знаком «Зона стоянки» с табличкой «Платные услуги». И если парковка не запрещена, а соответствующего знака нет — стало быть она — бесплатна.
К чему приведут новые тарифы? Прежде всего, безусловно, к пополнению бюджета. Это теоретически. Как произойдет на самом деле — все еще не ясно. Судя по наблюдениям, опросам и собственному опыту, половина водителей не берет чеков за оказанные услуги. Можно ли в такой ситуации проконтролировать поток денежных средств? Сомнительно.
Интересно также, что за «услуги» предлагаются водителям за эти деньги? Ведь по сути ничего не изменилось. Проезжая часть с нанесенной (когда-то) разметкой и ребята в униформе с калькуляторами (которые, кстати, можно купить на рынке за вполне сносную цену). Несет ли парковщик ответственность за оставленный на платной парковке автомобиль? Нет. А если ваш автомобиль угнали? Поцарапали? Или разбили стекло?
А ведь по тарифам платная неохраняемая парковка у бордюра приближается к охраняемым подземным паркингам в центре Киева, где получасовое размещение легкового автомобиля обойдется его владельцу в 5—8 гривен. Это и есть экономика кривых зеркал.
Уменьшат ли нововведения количество автомобилей в центре Киева? Вряд ли. Скорее всего, автомобили начнут парковать на соседних (дешевых) улицах-парковках. И не факт, что очень скоро улицы, где ранее парковка была бесплатной, обзаведутся соответствующими знаками...
Автомобилисты как размещали свои транспортные средства на тротуарах и вдоль проезжей части (улица Толстого — яркий тому пример), так и оставляют их в удобном для себя месте.
Что занимательно, на Крещатике, около Центрального гастронома, на пешеходный тротуар уже нанесена дорожная разметка. Тротуар разделен на три части: автопарковка, проезд (!) автомобилей, остаток — пешеходам. Как это соотносится с правилами дорожного движения? Последние отнюдь не приветствуют нахождение авто (тем более не дают ему преимуществ) на тротуарах — движение на тротуарах и парковка на них разрешается лишь в отдельно оговоренных случаях.
Впрочем, если следовать европейским традициям расширения улиц, то лучше разрешить парковку на тротуаре, чем сузить тротуар до одного-полутора метров. Иначе подобное сужение приведет к уничтожению огромного количества деревьев.
Удивляет отсутствие у городской администрации заинтересованности в развитии общественного транспорта. Наоборот, трамвайные пути убирают с улиц, а трамвайные депо закрывают. Да и возраст трамваев-троллейбусов, которые все еще «бегают», если не пенсионный, то близок к нему. Не помешает лишний раз напоминать об интервале движения общественного транспорта. Кому приходилось дожидаться троллейбуса в выходной день после 21 часа — меня поймет. А ведь расширение сети общественного транспорта и поддержание его в рабочем состоянии могли бы существенно разгрузить центр города.