Впервые в международный рейс по маршруту Ильичевск (Украина) — Клайпеда (Литва) отправлен контейнерно-контрейлерный поезд комбинированного транспорта. Тем самым открыт новый этап в развитии международных перевозок грузов через Украину, сделан очередной шаг на пути реализации программы превращения нашей страны в транзитное государство. Отправил состав в его первый рейс министр транспорта Украины Георгий Кирпа.
Непосредственно после этого под председательством министра в Черноморском пароходстве состоялось совещание начальников морских портов, посвященное созданию Департамента морских портов Украины.
«Викинг» сближает моря
Подготовка к этому событию началась два года назад, когда между президентами Украины и Литовской Республики была достигнута договоренность о развитии транспортных связей между бассейнами Черного и Балтийского морей. Но важнейшие рычаги в разработке и реализации комплекса мероприятий были задействованы в конце прошлого года министром транспорта Украины Георгием Кирпой. В начале декабря 2002 года, открывая третий железнодорожный въезд в Ильичевский порт, построенный в рекордно сжатые сроки, он пообещал портовикам, что контейнерно-контрейлерный поезд начнет курсировать в начале 2003 года. Понадобилось менее двух месяцев, чтобы выполнить обещание, и 6 февраля установленные на специальные железнодорожные платформы автопоезда отправились от Черного моря к берегам Балтики. Сорок таких платформ подготовила «Укрзалізниця». Платформы на специальных вагонных тележках, уменьшающих вибрацию груза, имеют пониженную базу и оборудованы устройствами для закрепления автопоездов. На поезде размещаются 10 груженых автомобилей и 30 контейнеров.
— Комбинированные перевозки грузов для нашей страны имеют большую перспективу, — считает министр транспорта Украины. — Это определяется ее географическим положением, позволяющим организовывать грузопотоки, конкурентные как морским, так и автомобильным маршрутам.
Действительно, преимущества перевозок автотранспорта на железнодорожных платформах очевидны даже неспециалисту. Значительно сокращаются расход горючего и продолжительность путешествия. Своим ходом автопоезда преодолевают расстояние от Ильичевска до Клайпеды за 10 суток, «Викинг» же покроет его всего за двое. А пока он в дороге, водители автомобилей удобно располагаются в предусмотренном для них пассажирском вагоне. При пересечении украинско-белорусской и белорусско-латвийской границы оформление документов осуществляется дирекцией состава, а водители и лица, сопровождающие грузы, проходят оформление только как пассажиры. Существует, конечно, и традиционная связь морским путем между сетью контейнерных линий Балтийского региона и аналогичной сетью Черного и Средиземного морей. Но это разве что для отпетых романтиков, которых в эпоху рыночных отношений становится все меньше.
Кстати, двое суток — это с учетом 16 часов, затрачиваемых на таможенные процедуры. Однако Георгий Кирпа сообщил, что с руководством Госкомтаможни Украины существует договоренность о том, что будут приняты меры по сокращению времени таможенных процедур в два раза.
Были скептики, утверждавшие, что новый маршрут не привлечет грузоотправителей еще и из-за высоких тарифов. Но для повышения конкурентоспособности «Викинга» все транспортные предприятия — участники его работы на литовской, белорусской и украинской территории — вдвое снизили существующие тарифы. Правительства трех государств приняли меры с целью упорядочения всех контрольных процедур и приграничных сборов. О том же, как отнеслись грузоотправители к новому предложению, свидетельствует тот факт, что 20 февраля из Ильичевского порта выйдет очередной состав.
Менее чем через два месяца, сообщил Георгий Кирпа, из Ильичевского порта будет отправлен контейнерный поезд на Санкт-Петербург.
Сотрудничество автомобилистов, портовиков и железнодорожников будет и дальше развиваться и приносить плоды. Главная задача транспортников, считает министр, увеличение объемов работы. От этого зависит все остальное — деньги, развитие инфраструктуры, решение социальных вопросов. В планах министерства — гармонизация тарифов с Россией, Казахстаном, Узбекистаном, что позволит украинским транспортникам выходить на Азиатский регион, Дальний Восток и осуществлять на этих направлениях транзитное сообщение. Уже сейчас половина перерабатываемого украинскими портами зерна доставляется из России и Казахстана.
— В начале 90-х годов прошлого века, — вспоминает министр-советник, заместитель Чрезвычайного и Полномочного Посла Литовской Республики в Украине Костятус Станкявичус, — после того как Литва вновь обрела независимость, разрабатывались разные проекты сотрудничества портов, открытия транспортных коридоров, соединяющих города наших стран. В этом были заинтересованы и политики, и хозяйственные структуры Литвы и Украины. Вспоминая те времена, могу сказать, что тогда мы были в самом начале долгого пути. Сегодня же, 10 лет спустя, можно уже радоваться, что стоим у отправного пункта реального маршрута. Пуск этого поезда — наглядный пример, как сделать, чтобы большие расстояния не разъединяли, а сближали.
— Реализация подобных проектов, — считает глава Одесской областной госадминистрации Сергей Гриневецкий, — дает возможность нашему государству интегрироваться в европейское сообщество. Убежден, что этот маршрут даст новый импульс развитию двусторонних отношений между Украиной и странами Прибалтики, международных транспортных коридоров, для привлечения грузов, повысит инвестиционную привлекательность нашего региона и страны в целом. Последовательная политика правительства, Министерства транспорта Украины дает возможность по-новому взглянуть на новейшие технологии, на кооперацию действий железнодорожников, автомобилистов и портовиков. В прошлом году портовики нашего региона переработали 75 млн. тонн грузов, что на 17,8% больше, чем в предыдущем. Некоторые порты достигли рекордных показателей. И в этом существенную роль сыграла сбалансированная политика правительства и Минтранса.
Да, контрейлерные перевозки в Украине — пока экзотика. Но со временем они прочно войдут в отечественную практику транспортировки грузов, как это давно делается в развитых странах. Там контейнерные поезда входят в маршрут перевозки как обязательный элемент. Необходимо время на преодоление стереотипов, а этому поможет серьезная разъяснительная работа. Надо полагать, что в Минтрансе это понимают.
Можно предвидеть нежелание водителей воспользоваться такой услугой. Владельцу автопредприятия важно сократить время доставки грузов, тогда как у водителя свой интерес: если автопоезд экономит горючее, то чем больше он в пути, тем больше водителю перепадет от этой экономии. Но на тех предприятиях, где проблемы учета горючего и себестоимости перевозок, проблемы условий и оплаты труда водителей решены, их интересы совпадают с интересами владельца. Они-то и будут постоянными пассажирами «Викинга» и других таких же поездов, уверены транспортники. Тем более что стоимость проезда по маршруту Ильичевск — Клайпеда составляет около 400 долларов США. Для таких перевозок это вполне приемлемая цена. Но дело не только в ней. Главное достоинство нового маршрута — выигрыш во времени и экономия на сопутствующих затратах. Это должны оценить не только транзитные перевозчики, но и украинские. Поезд мог бы делать остановки в центральных районах страны для дозагрузки, а учитывая, что он движется вдоль границы с Молдовой, перевозчики этой страны также могли бы стать клиентами «Викинга», догружая свои автомобили на станциях в приграничных районах..
«Укрморпорт» как назревшая необходимость
В последние годы объемы работы отечественных морских портов значительно возросли, что вызвало необходимость координации работы этих предприятий. Между ними зачастую возникает конкуренция, поэтому, стараясь заполучить клиентов, они вынуждены предлагать свои услуги по демпинговым ценам, что приводит к неоправданным потерям. Снизить цену всегда проще, чем потом ее повышать. К перспективам развития морской отрасли, портов, к распределению между ними работы следует подходить комплексно. А чтобы делать это аргументированно, нужно систематизировать вопросы скидок на все виды деятельности.
— Сегодня, — говорит Г.Кирпа, — только Ильичевский порт имеет около 350 экспедиторов, что в 1,5 раза больше, чем в 2000 году было у всех железных дорог Украины. Хотя объемы работ, выполняемых железнодорожниками, неизмеримо больше. Если рассмотреть гамму скидок, предоставляемых портовиками страны, то нетрудно заметить, что они зачастую лишены обоснования, расчетов, системы. Есть лишь общие разговоры о том, что уходит груз, идет перераспределение, что какую-то помощь оказывает тот или иной экспедитор, хотя она не оценивается, исходя из общих объемов работы порта, и оплачивается за счет скидок в гораздо больших размерах, чем того заслуживает.
По Одесскому порту мы сейчас разбираемся с компанией, занимающейся перегрузкой нефтепродуктов. Установили, что скидок ей предоставлено на 176 млн. гривен с 1997 года, тогда как ее вклад, к тому же неподтвержденный, — всего 49 миллионов. И есть документация, свидетельствующая, что 14 миллионов из 49 этой компании возвращены. Это не хозяйственная деятельность, а элементарное расхищение. Если сравнить доходы на одну тонну переработанных грузов двух портов — Одессы и Ильичевска, то в Ильичевском они составляют 25 гривен за тонну, а в Одесском — 10,5 гривни. В пересчете на годовой объем разница составит около 500 миллионов недополученных портом средств! Считаю излишним спрашивать, куда пошли эти деньги и почему такой живой интерес к совместной деятельности. Мы будем поддерживать только честную и прозрачную совместную деятельность, в основу которой заложен полный контроль со стороны порта и его ответственность.
Вот поэтому и назрела необходимость создания департамента. Приказ о его создании был подписан 4 февраля, а на следующий день назначен руководитель «Укрморпорта» — бывший до этого начальником Ялтинского порта Андрей Манучаров.
Министр подчеркнул, что создание новой структуры ни в коей мере не означает вмешательство в хозяйственную деятельность портов. Главная ее задача — координация этой деятельности. Это перспективы, нормативы, которые будут разрабатываться на совете «Укрморпорта», в состав которого входят все начальники портов. Таким образом, решения будут приниматься коллегиально после обсуждения рассматриваемых вопросов. Совет должен стать основным инструментом, которым порты должны руководствоваться в своей деятельности.
— Не следует ожидать, — говорит министр транспорта, — что сегодня мы создали департамент, и завтра уже все станет иначе. Необходимо время. И вопрос о ломке уже намеченных планов подниматься не будет. Другое дело, придется их обосновать. То, что доказано, логично и необходимо, получит право на жизнь. Остальное не будет принято. Мы не «изобретали велосипед». Я внимательно изучал закон о портах, действующий в Латвии. Там создан наблюдательный совет, которым руководит госсекретарь Кабинета министров. В совет входят министры экономики, финансов, транспорта. Совет рассматривает каждого инвестора, которого намеревается принять порт. На уровне госсекретаря Кабмина! А у нас до сих пор этим занимались начальники портов, и в проекте нового закона есть намерение сохранить такую систему. Но этого больше не будет.
Свою оценку событию дал глава Одесской областной госадминистрации Сергей Гриневецкий:
— Создание департамента «Укрморпорт» может стать важным этапом в становлении нашей страны как морской державы, шагом к объединению всех усилий для взвешенной тарифной и транзитной политики, привлечению инвестиций, обновлению технологических процессов в морском хозяйстве. Нужно выходить на новый качественный уровень. Достигнутые в минувшем году результаты работы дают основания считать, что избран верный путь. Возможно, у кого-то найдутся аргументы и «против», но это только со стороны тех, кому невыгоден контроль государства над государственными предприятиями.
Основную прибыль области дает транспорт и, безусловно, порты. Наша валовая прибавочная стоимость на 45% состоит из производства, остальные же 55% — это услуги, основу в которых составляет транспорт. Поэтому создание такой мощной организации для нас обнадеживающе и перспективно.