Более тысячи лет назад Омар Хайям писал: «Вино запрещено, но есть четыре «но»: смотря где, с кем, когда и в меру ли пить. При соблюдении сих четырех условий здравомыслящим вино разрешено». Не знал великий любитель поэзии и вина, что в наши дни ему обязательно надо было бы ставить еще одно, пятое условие: что именно пить? Так как подделок, порочащих и имя, и вкус этого святого напитка, сегодня в Украине хоть отбавляй. Откуда идут истоки фальсификации и как с ними бороться?
А начинается качество вина с земли и винограда — вот те два столпа, на которых зиждется слава любого вина. В этом отношении винодельческому предприятию «Коблево» повезло — оно расположено между Одессой и Николаевом на живописнейшем берегу Черного моря, на территории старинного ландшафтного парка Тилигуло, вблизи античной Ольвии. Рядом с поселком Коблево расположен остров Березань, в прошлом — остров Буян (помните, у Пушкина: «Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана»?), где и сейчас можно увидеть множество обломков амфор, в которых древние хранили вино. Именно здесь, в этих уникальных климатических условиях уже более 30 лет выращиваются ценные сорта винограда, превращаемые потом в вина «Коблево».
Хороший виноград — одна из основ успеха любого винодельческого предприятия. К сожалению, сегодня очень мало отечественных производителей используют свои ресурсы. Качественные заграничные виноматериалы стоят дорого. Поэтому производители снижают требования к закупочным материалам, что сказывается в первую очередь на качестве вин и приводит к увеличению фальсификата в стране.
Председатель правления ОАО «Коблево» Виталий Бабынин на пресс-конференции, проведенной в Киеве, в агентстве УНИАН, объяснил причину существования на рынке низкокачественных вин: «Сегодня далеко не каждый винодельческий завод имеет собственные виноградники. Отсюда — низкое качество виноматериалов, которые закупает такой завод, и, как результат, плохие вина. На нашем заводе более 80% виноматериалов изготовляются из собственного винограда».
Площадь виноградников ОАО «Коблево» составляет 900 га. В ближайшем будущем предприятие планирует увеличить плантации до 1100 гектаров, до той площади, которая была в распоряжении завода в начале 80-х годов, но вследствие антиалкогольной правительственной кампании тех лет ее пришлось сократить. К счастью, ныне государство хоть как-то, но поддерживает виноградарей, отчисляя им часть средств, поступающих от однопроцентного сбора с оборота алкогольных напитков и пива. По официальным данным, этот сбор ежегодно приносит около 100 млн. грн. Однако специалисты считают, что для развития виноградарства ежегодно нужно средств в 6—7 раз больше.
Чтобы соответствовать современным мировым стандартам, на предприятии «Коблево» проходит постоянная модернизация оборудования. В 1998-м, после полной реконструкции завода и установки новой итальянской технологической линии «Бертолазо» для разлива виноградных вин, предприятие как бы обрело новую жизнь и в краткие сроки заняло первое место среди производителей виноградных вин в стране. А в 2003 году ОАО «Коблево» инвестировало в свое развитие 3 млн. грн.
Мощная сырьевая и производственная база, правильная рекламно-маркетинговая политика и налаженная система дистрибуции привели к тому, что на начало 2004 года, согласно исследованиям международной компании ACNielsen, «Коблево» признано лидером по продажам национального винного рынка Украины.
Благодаря отличной производственной базе, ОАО «Коблево» выпускает все возможные категории вин: сухие, полусухие, полусладкие, крепленые, десертные. В настоящий момент столовые вина составляют 70% от общего производства. «Подобная специализация связана с тем, — объясняет маркетинг-координатор ТМ «Коблево» Лариса Лева, — что сейчас в Украине, согласно проводимым нами исследованиям, все больше людей предпочитают столовые вина. А это, в свою очередь, говорит о росте культуры потребления вина в стране. Подобный факт особенно приятен, так как, с одной стороны, при разработке новых вин мы ориентируемся на вкусы потребителей, а с другой — стремимся развить сферу виноделия в Украине, довести ее до мирового уровня»
Большинство вин «Коблево» производится по оригинальной рецептуре, разработанной технологами завода. Это очень важно для национального рынка Украины. Поставки вин «Коблево» в Россию и Прибалтику — прямое свидетельство признания качества отечественной продукции.
Для сотрудников завода проводятся в жизнь различные социальные программы — это проведение постоянных семинаров на заводе, обеспечение работников жильем и путевками на оздоровительные курорты и т.п.
Всего в ассортименте вин «Коблево» 32 наименования, здесь чаще, чем у других украинских производителей, появляются новинки. Так, в феврале этого года ОАО «Коблево» стало выпускать сухие белые вина «Траминер» и «Рислинг», полусухое белое «Венеция», полусладкое красное «Жозефина», изготовленное по уникальной технологии. Во всяком случае, французские виноделы из Бордо, попробовав «Жозефину», сказали, что «такое дивное вино украсило бы винную коллекцию любого из французских королей».
«Коблево» — первое и единственное предприятие, выпустившее специальную карту вин, в которой подробно рассказывается, какое блюдо с каким вином употреблять. Вспомните сами, как часто во время застолий перед изобилующим всякими вкусностями столом мы не знаем, что выбрать к предложенному напитку. С картой вин сразу все становится ясно. И тело, и душа чувствуют себя хорошо. Друзья. Вино. Душевное тепло. Эти простые истины легли в концепцию торговой марки «Коблево», вина которого объединяют родных и близких людей, создают атмосферу тепла и хорошего настроения.
Высокая оценка продукции вин «Коблево» подтверждается двумя золотыми, 18 серебряными и 10 бронзовыми наградами на различных международных винных конкурсах и фестивалях.
Вклад «Коблево» в украинское виноделие существенен, перспективы — огромны. «Вино в жизни не все, но жизнь без вина — ничто», — так говорил Хайям. Так говорят лидеры рынка. С этим готов согласиться и я.