UA / RU
Поддержать ZN.ua

Донецкая Супер-Связь-2

Компания System Capital Management (SCM) сегодня является единственной крупной отечественной ФПГ, которая нара...

Автор: Семен Степанчиков

Компания System Capital Management (SCM) сегодня является единственной крупной отечественной ФПГ, которая наращивает свои телекоммуникационные активы: скупает операторов и даже, возможно, примет участие в приватизации «Укртелекома». Тем не менее, телекоммуникационный бизнес — довольно кастовый, и в мире им в большей степени занимаются специализированные компании.

Отечественный опыт участия в телекоммуникационных проектах многопрофильных инвесторов нельзя назвать удачным: Приватбанк от своих активов избавляется. В России «Альфа» пока не собирается отказываться от долей в операторах, даже тех, где она конфликтует с другими акционерами, однако стабильным этот бизнес назвать нельзя. Поэтому вполне вероятно, что SCM также в конечном итоге продаст формируемый сегодня телекоммуникационный холдинг. Как продают купленный из соображений престижа уникальный спортивный автомобиль, который затем потребовал особых навыков в управлении и дорогого обслуживания.

О том, что детище Рината Ахметова в минувшем году добавило к своей 45,5-процентной доле в «Цифровой сотовой связи Украины» («ЦССУ», торговые марки DCC и life:)) двух крупнейших операторов фиксированной связи — «Фарлеп» и «Оптиму» и, таким образом, сформировало крупный телекоммуникационный холдинг, «ЗН» уже писало (№579 от 30 декабря 2005 года). На днях появилась информация о переговорах по покупке SCM еще одного крупного фиксированного оператора — одесских «Цифровых систем связи» (ЦСС). И хотя ранее появившееся сообщение о намерениях донецкой бизнес-группы купить CDMA-операторов «Велтон» и CST-Invest было решительно опровергнуто SCM, дым этот тоже не обошелся без огня. Никто не удивился даже информации о том, что SCM готова анализировать условия планируемой государством продажи пакета акций ОАО «Укртелеком» и принять участие в конкурсе, «если это будет соответствовать стратегии развития бизнеса компании» и «будет привлекательная» цена.

Напомним: три года назад подобными методами формировал свой телекоммуникационный холдинг «Приват». Скупались десятки интернет-провайдеров и телефонных операторов, как небольших, так и достаточно крупных (IP-Telecom, Digital Generation). В руках днепропетровцев находились крупнейшая негосударственная телефонная компания «Оптима» и перспективный на тот момент мобильный оператор «Украинские Радиосистемы» (WellCOM).

У «Привата» хватило бы денег (не своих — так привлеченных), чтобы «поднять» эти проекты и создать таким образом мощного интегрированного национального телекоммуникационного оператора. Однако финансовая группа слишком рано задекларировала курс на продажу этого актива, начала экономить на инвестициях, ограничивать стратегическую инициативу менеджеров. В результате холдинга так и не получилось. Активы пришлось распродавать по частям — дольше и дешевле, чем могло бы быть.

И управленческих, и финансовых, и конъюнктурно-рыночных причин подобного развития событий можно назвать много. Упомянем лишь одну. «Хозяева денег» не являются специалистами в области телекоммуникаций (что справедливо и для «Привата», и для SCM). Идея вложиться в этот бизнес привносится им менеджментом (который, возможно, лучше разбирается в теме) как перспективная и современная. В результате хозяева не «ощущают» этого бизнеса, не могут в доступной форме контролировать его развитие и испытывают смешанные чувства: с одной стороны, не доверять менеджерам оснований нет, с другой — определенные опасения за судьбу вложений присутствуют. И идея продать беспокойный бизнес в какой-то момент кажется спасительной…

Впрочем, не будем о грустном. Пока телекоммуникационный бизнес SCM находится в состоянии привлечения активов и у инвестора есть шансы не повторить ошибки предшественников.

Хотя SCM решительно опровергла информацию об интересе группы к компаниям «Велтон Телеком» и CST-Invest, заявила, что не намерена инвестировать в технологию CDMA, которая, по ее мнению, «является нишевой в Украине» и «не отвечает стратегии развития телекоммуникационного бизнеса группы», объяснив эту утечку информации «чьим-то желанием искусственно повысить интерес к упоминаемым компаниям и попытками завысить их предполагаемую стоимость», вопросы остаются.

Прежде всего, потому что есть вопросы к «стратегии развития телекоммуникационного бизнеса группы». Например, в официальном опровержении покупки «Велтона» и CSTI прозвучало, что «SCM является стратегическим партнером в мобильном GSM-операторе «Астелит», а потому компании не нужны «нишевые» CDMA-операторы.

Однако в декабре началась реанимация торговой марки DCC под слоганом «Next Level». В частности, презентованы новые небезынтересные тарифные планы, планируется расширять зону покрытия на запад. В «ЦССУ» объясняют это высокой лояльностью клиентов, обслуживаемых DCC в стандарте DAMPS, и генерируемым ими значительным ARPU (ежемесячным доходом в расчете на одного абонента).

Интрига в том, что сама-то DCC работает в той же самой нише городского оператора для многоговорящих абонентов, что и CDMA-операторы! И даже в том же частотном диапазоне. А потому переговоры о покупке компаний со сходной бизнес-стратегией совершенно не выглядели бы нонсенсом.

Однако тогда получается, что есть какие-то причины, сдерживающие миграцию старых абонентов DCC в GSM, несмотря на то что такая миграция начиная с начала 2005 года более чем приветствовалась «ЦССУ»? Что это за причины?

Не будем рассуждать о качестве сети life:). Тем более что пока, как уже писало «ЗН», единая система критериев качества мобильной связи отсутствует на регуляторном уровне, все претензии к качеству (а у life:) неравномерно покрытие даже в существующих зонах, ошибки биллинга и т.п.) будут субъективными. К тому же все они относятся к болезням роста, пусть и затянувшимся.

Можно отметить и «молодежную» ориентацию life:), что, вероятно, отпугивает бизнес-клиентов. Однако life:) начинает продвигать тарифный план «Платиновый», ориентированный на ту же аудиторию, что и DCC.

Еще один вопрос — финансовый. «Астелит» до сих пор не опубликовал развернутых финансовых результатов в абсолютных цифрах. Компания объявила о 2 млн. абонентов, о миллиарде долларов капитальных затрат за год и о покрытии территории, на которой находится 12 тыс. населенных пунктов (что соответствует приблизительно 40% площади страны). Отчиталась она даже о доходе за 11 месяцев, составляющем около 30 млн. долл. Можно предположить, что прибыли при таком доходе у компании в 2005 году не будет (впрочем, ее никто и не ожидал на первом году работы). Подсчитать средний ARPU абонента life:) сложно ввиду быстрого роста абонентской базы, но очевидно, что он также будет ниже, чем у любого другого отечественного оператора. И уж куда ниже, чем у DCC (абоненты которой демонстрируют едва ли не самый высокий ARPU в Украине, порядка 30—40 долл.).

Можно также отметить, что старт новой рекламной кампании DCC и время, к которому слухи относят проведение переговоров с CDMA-операторами, практически совпадают — ноябрь-декабрь минувшего года. Именно тогда были подведены промежуточные финансовые итоги работы «Астелита». По неофициальной информации, мысль «продать» была после этого озвучена, хоть и не получила развития.

Не будем рассуждать на тему, как далеки оказались итоговые цифры от ожидаемых. Тем более что первый год работы мобильного оператора с национальными амбициями в сложившейся конкурентной среде не может не предполагать значительных капитальных и маркетинговых затрат. И телекоммуникационный менеджмент SCM достаточно квалифицирован, чтобы объяснить данную ситуацию владельцу компании. Однако низкую доходность этих вложений не увидеть невозможно. Что не могло не вызвать если не опасений, то хотя бы пожеланий.

О симптомах коррекции телекоммуникационной бизнес-стратегии SCM мы уже сказали. Покупка операторов фиксированной связи (в т.ч. и CDMA-операторов, которые являются таковыми де-юре) также хорошо ложится в эту канву: затрат немало, но и доходность одной абонентской линии также достаточно велика. То есть все вышеописанные проблемы, в том числе и финансовые, — это лишь рабочие моменты роста телекоммуникационного бизнеса SCM.

Однако от того, как они будут решены в данный момент, будет зависеть будущее этого холдинга. Будет владелец воспринимать телекоммуникационный бизнес как статью доходов или укрепится в мысли продать его. Соответственно будет вести себя и телекоммуникационный менеджмент: работать не за страх, а за совесть или дожидаться продажи компаний и смены власти. От этого же будет зависеть и вопрос участия в приватизации «Укртелекома».

Хотя с «Укртелекомом» сложнее. Да, в приватизационных условиях наверняка будет присутствовать ценз абонентской базы покупателя. И, скупая телефонные компании, SCM увеличивает шансы своего прохождения. Однако вряд ли донецкая компания будет выступать на конкурсе самостоятельно — скорее всего, в холдинге со всемирно известным телекоммуникационным оператором. Раньше предполагали, что с Turkcell. Однако если партнерам не удастся финансово поднять «Астелит», это внесет в их отношения прохладу.

Другой вопрос — как приобретение «Укртелекома» будет соответствовать телекоммуникационной бизнес-стратегии SCM. Это зависит от того, в какую сторону сейчас видоизменится эта стратегия. Вольется ли «Укртелеком» в телекоммуникационную семью дончан или, подвергнувшись реструктуризации, в которой давно нуждается, будет перепродан более специализированному собственнику?