Приняв бюджет на 2003 год, Верховная Рада не включила в статью об обязательном государственном пенсионном страховании временный 1-процентный сбор в Пенсионный фонд от покупки наличной валюты. Такой сбор был введен в 1998 году и сразу вызвал волну неприятия, особенно со стороны отечественных банков. На это у них были довольно веские основания. Сбор с обменных валютных операций мягко говоря «не совсем законен» и не соответствует мировой практике. Объяснить его введение можно было лишь действительно плачевным положением многомиллионной армии пенсионеров и социалистической привычкой следовать принципу «отнять и поделить».
Как и следовало ожидать, сразу же после введения этого сбора у банков в пять раз сократились операции по покупке-продаже наличной валюты — с 4,6 млрд. грн. в 1998 году до 900 млн. в 1999-м. По расчетам специалистов Ассоциации украинских банков (АУБ), за последние 4 года банки недополучили от операций по обмену наличной валюты около 300 млн. грн. потенциальных доходов.
Аргументируя необходимость отмены 1-процентного сбора в ПФ, банкиры утверждали, что его введение привело к росту теневых валютообменных операций. АУБ оценивает теневой оборот обмена валюты в 15—20 млрд. грн. в год. Раздражение АУБ вызывали и «небанковские» (агентские) обменные пункты, которые, по словам банкиров, игнорировали сбор в Пенсионный фонд.
Цена вопроса для самого фонда незначительна. По оценке специалистов правительства, сбор от покупки наличной валюты составлял от 50 до 80 млн. грн. в год, в то время как плановые доходы бюджета ПФ в 2002 году — свыше 22 млрд. грн. То есть сбор с обменных пунктов — это капля в море. Другое дело — безналичные операции покупки-продажи валюты на межбанковском валютном рынке, объем которых как минимум на порядок больше, чем на наличном. К примеру, в декабре 2002 года он составил более $3,8 млрд., тогда как на наличном рынке было обменено лишь $159 млн. Другими словами, недостача Пенсионного фонда от отмены сбора с обменных пунктов может быть с лихвой покрыта сборами от безналичных операций. Особенно если учесть, что объемы сделок на «межбанке» постоянно растут. По оценкам Кабмина, в 2003 году Пенсионный фонд получит от 1%-ных сборов с безналичных покупок валюты около 980 млн. грн. (в 2002 году фонд собрал всего 950 млн. грн.).
Решение ВР имеет и существенные позитивные стороны.
Во-первых, прецедент вселяет надежду, что и остальные «временные пенсионные сборы» будут рано или поздно отменены. Напомним, что существуют еще 6%-ный сбор с пользователей мобильных телефонов, 5%-ный с продажи ювелирных изделий, производителей и импортеров табачных изделий, 3%-ный — при отчуждении легковых автомобилей.
Во-вторых, отмена однопроцентного сбора действительно может оказать влияние на ситуацию с обменом наличной валюты. Трудно сказать, насколько это пошатнет позиции «черного рынка», однако объемы покупок валюты населением в обменных пунктах, без сомнения, возрастут. Ментальность украинцев не позволяла без сожаления терять на покупке $100 свыше 5 грн. По оценкам специалистов АУБ, доходы банков от этого вида деятельности вырастут, как минимум, на 50 млн. грн.
Вероятно, возрастут и объемы покупок европейской валюты — однопроцентный сбор практически «съедал» привлекательность обмена долларов на евро, несмотря на его последовательный рост относительно американской денежной единицы.
Фактически обменные пункты перестали взимать 1% с покупателей валюты только с14 января (после официального опубликования 10 января Закона «О Госбюджете Украины на 2003 год» НБУ дал три дня на техническое и программное обеспечение выполнения новых правил обмена). С этого момента уравнены в правах продавцы и покупатели валюты — последним теперь нет необходимости к указанному в «обменниках» курсу мысленно прибавлять процент.