UA / RU
Поддержать ZN.ua

Для служебного пользования

Прикрываясь грифом ДСП, продолжая спецсанкции в отношении отечественных компаний, чиновники наказывают и государство. А ведь могли применить более эффективные меры воздействия, если бы было за что…

Автор: Рита Резник

На следующей неделе исполняется год, как президент Украины своим указом от 16.09.2015 г. №549 ввел в действие решение СНБО от 02.09.2015 г. "О применении персональных специальных экономических и прочих ограничительных мер (санкций)".

В санкционный список были включены 388 физических и 105 юридических лиц. И только два из последних являются украинскими компаниями - операторы лотерей "Патриот" и "М.С.Л.". Спецсанкции принимались на год. И уже в августе Кабмин рапортовал о принятии расширенного списка санкций (распоряжение от 08.08.2016 г. №574-р), куда вошли все фигуранты из старого списка, включая указанных украинских лотерейщиков. Возникает вопрос целесообразности и эффективности таких санкций. Ладно, Кабмин не имеет влияния на батальоны "Сомали", "Оплот" или "Смерть". Но как могло случиться, что за год не разрешилась проблема, например, с "М.С.Л.", самым крупным плательщиком военного сбора в Украине из зарегистрированных на подконтрольной государству территории. Более того, лотерейщики до сих пор не знают, за что именно наказаны - информация даже для них закрыта грифом ДСП.

А ведь просто отобрав у них санкциями возможность легально работать, чиновники лишили государство немалых налоговых поступлений от лотереи, уничтожили конкуренцию на рынке (остался только один оператор, "УНЛ") и открыли простор для деятельности нелегалов, точнее, мафии. (Нелегалы без "крышевания" силовиков не работают. А если "крышуют" силовики, то, извините, - это мафия.)

Что, в стране, кроме закона о санкциях (с текстом в три печатные странички), больше законов не существует? Или ни один из них лотерейщики не нарушали? Тогда санкции за что?

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Украины "О санкциях" основаниями для применения санкций являются "действия иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, прочих субъектов, которые создают реальные и/или потенциальные угрозы национальным интересам…" Т.е. специфика закона о санкциях как раз заключается в воздействии на нерезидентов. И это логично, ведь с подконтрольными резидентами государству справиться куда проще. Для этого существуют тома законов и кодексов и соответствующие органы воздействия.

Муму и глухонемой Герасим

Изучая вопрос "за что?", редакция получила пачку копий обращений (и ответов на них) компании "М.С.Л." к уважаемым госорганам, от которых она тоже пыталась получить официальный ответ на аналогичный вопрос. (Кому охота ходить под санкциями, да еще и мучиться догадками!) Извините, но эта переписка напоминает общение глухонемого от роду Герасима и его собаки из рассказа Ивана Тургенева "Муму".

И последствия такого общения не обещают ничего хорошего: "Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки…"

Думаю, многим известно, что Герасим души не чаял в Муму. А утопил взаимную любовь по приказу своей хозяйки. Кто отдал приказ в нашем случае - в ответах на письма "М.С.Л." информации нет. Ответы на задаваемые вопросы в них скрыты за штампом "Для служебного пользования". Хотя вопросы ставились конкретно.

- Какие именно фактические обстоятельства стали основанием для выводов о наличии предусмотренных законодательством оснований для применения к компании специальных санкций?

- За какие именно действия (бездеятельность) компании к ней было применены специальные санкции, и какая конкретно норма закона была нарушена?

- При выполнении какого внешнеэкономического контракта (наименование и реквизиты) компанией допущены нарушения?

Гора писем (в администрацию президента, СНБО, СБУ, Минэкономразвития, МВД, МИД, Минюст, Нацполицию… и даже в службу внешней разведки), а внятного ответа на вопросы нет. Ясно только, что запрашиваемые документы находятся в распоряжении СБУ и защищены они грифом ДСП. А "…сотрудникам (исполнителям), допущенным к работе с документами с грифом "Для служебного пользования", запрещается сообщать устно или письменно кому-либо ведомости, содержащиеся в этих документах…" Это значится в ответах СБУ.

Загон закрыт: ответственность есть, а нарушения засекречены. Хотя, казалось бы, в цивилизованной стране юрлицо должно знать, за какие именно нарушения оно привлекается к ответственности. Получается, избавиться от санкций не представляется возможным? Такая перспектива "М.С.Л." не устраивала - компания подала иск на президента, который своим указом ввел в действие решение СНБО.

Президент в качестве ответчика

Истец не согласен с принятым решением в части включения его в санкционный список СНБО, введенный в действие указом президента, и просить его отменить в этой части. Его логика проста: он не совершал каких-либо действий, которые могли бы стать основанием для применения санкций, соответственно, и у ответчика не может быть никаких подтверждающих это доказательств. Ведь в случае, если бы он совершал действия, создававшие угрозу национальным интересам, безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, это неминуемо повлекло бы за собой открытие соответствующих криминальных дел. А их не было и нет. (Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за преступления против основ национальной безопасности, за терроризм и пр.) Важный факт: до применения санкций к "М.С.Л." СБУ каких-либо проверок деятельности компании не проводила, никаких документов у нее не затребовала.

Единственным иностранным физлицом, под контролем которого сегодня находится "М.С.Л.", является гражданин Кипра Маркос Шиапанис, к которому персональные санкции не применялись. (Республика Кипр, гражданином которой он является, не признавалась Верховной Радой страной-агрессором.) Т.е. действия бенефициара тоже не могли стать основанием для применения санкций к компании.

Однако даже в Высшем админсуде ответчик не называет конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, дали ему право наложить на компанию санкции. Снова в качестве "отмазки" используется гриф секретности. Работа суда тормозится требованием СБУ (третьего лица со стороны ответчика) продолжать заседание в закрытом режиме, ссылаясь на то, что отдельные материалы, подтверждающие наличие оснований для применения санкций к ООО "М.С.Л.", содержат информацию, составляющую государственную тайну, в частности, в отношении подконтрольности компании физлицам - гражданам РФ.

При этом доказательств того, что данная информация действительно составляет гостайну, суду почему-то не предоставлена. Хотя сделать это не так уж сложно.

Справка

Информация считается государственной тайной лишь с момента ее опубликования в Своде ведомостей, составляющих государственную тайну. Отнесение информации к гостайне осуществляется мотивированным решением госэксперта по вопросам тайн.

Законом Украины "О государственной тайне" определен исчерпывающий перечень видов информации, которая может относиться к гостайне. Ведомости в отношении подконтрольности юрлиц к ней не отнесены. Более того, с помощью Интернета такую информацию может получить любой, в частности, из Единого государственного реестра юридических лиц на официальном веб-сайте Минюста. И совершенно бесплатно.

В этом реестре конечным бенефициаром собственником (контролером) ООО "М.С.Л." является гражданин Кипра Маркос Шиапанис, а не граждане РФ.

Справка

На сегодняшний день прямым собственником ООО "М.С.Л." является компания EVOLOT LIMITED (Кипр). Она владеет долей в 99,96% в уставном капитале компании. Маркос Шиапанис является опосредованным собственником "М.С.Л.", его опосредованная доля в пересчете составляет 26% уставного капитала компании. Доля остальных миноритарных акционеров-физлиц прямо или опосредовано не превышает 25% уставного капитала лотерейного оператора, и они не могут рассматриваться как лица, которые могут оказывать решающее влияние на управление и хозяйственную деятельность компании.

Самыми крупными миноритариями-физлицами являются граждане Украины:

- Юрий Косогов - 16,3% (опосредованная доля);

- Георгий Ложенко - 8,98%;

- Елена Березовенко - 6%.

В любом случае основанием для применения санкций является не подконтрольность юрлица (украинских компаний, находящихся в собственности российских олигархов достаточно много), а именно - "действия иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, прочих субъектов, которые создают реальные и/или потенциальные угрозы национальным интересам…"

Звенья одной цепи

Среди изучаемых документов - письмо Минфина от 14.03.2016 г., котором сегодня уже экс-замминистра Елена Макеева просит Кабмин применить к отечественным компаниям в качестве ограничительных мер еще и запрет на выдачу разрешений и лицензий. Т.е. чиновники все же нашли способ оттеснить с рынка двух из трех действующих лотерейщиков - и для этого им потребовались санкции? А события, предшествующие санкциям, и сами санкции - звенья одной цепи?

Однако даже после применения к лотерейщикам мер воздействия более жестких, чем к батальонам террористов, оказалось, что их на лопатки не положили - даже санкционированным компаниям незаконно отказывать в выдаче лицензий.

Тут следует вспомнить, как на протяжении трех последних лет послемайданный Минфин делает титанические усилия, чтобы не выдавать лицензии действующим операторам. Хотя все лотерейные лицензии (всего четыре: у Ощадбанка, "М.С.Л.", "УНЛ", "Патриот") закончились в феврале-марте 2014 г. Вам, читатель, не кажется странным, что чиновник открыто отказывается делать то, что обязан делать согласно закону, и наказания за это нет?

Вот как звучит оценка министерства в отчете-2015 Счетной палаты (СП): "Уже два года Министерством финансов не согласованы и не утверждены проекты приказов "Об утверждении Лицензионных условий ведения хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей" и "Об утверждении Порядка контроля над выполнением Лицензионных условий ведения хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей".

При этом выводы СП, которая, казалось бы, должна блюсти государственные финансы, поразительно точно соответствуют мечте лотерейных гуру Минфина:
"… рассмотреть вопрос приостановки проведения лотерейной деятельности в Украине до урегулирования вопроса получения лицензий на право ее осуществления и введения полноценной государственной монополии".

Т.е. за бездействие чиновников наказанными оказались операторы лотереи, оставшиеся без лицензий. Ситуацию спасло лишь действие Закона "О государственных лотереях в Украине" от 06.09. 2012 г., соответствующего практике стран - членов ЕС. Ст. 15 его переходных положений предусматривала чиновничий демарш: "В случае отсутствия нормативно-правовых актов, необходимых для получения новых лицензий, операторы лотерей, проводившие деятельность по выпуску и проведению государственных лотерей до момента вступления в силу этого Закона на основании выданных лицензий, продолжают свою деятельность до получения новых лицензий…"

За что?

Что только не делали чиновники, чтобы очистить рынок от действующих операторов, которые даже без лицензий оставались в рамках закона! Так, в августе 2014-го, вместо того чтобы приложить все усилия для решения вопроса лицензирования, министр финансов А.Шлапак публично призывал бойкотировать украинские лотереи. Одновременно всех без разбора лотерейщиков начали обвинять в российских корнях, спекулируя на патриотических чувствах граждан и манипулируя фактами в лучших традициях российских фейковых новостей.В конечном итоге розыгрыш русофобской карты и привел к спецсанкциям, но уже выборочно - полноценно дали работать лишь одному "УНЛ", который недавно пережил перетряску собственников. Зато работу оператора "М.С.Л." с 45-летней историей и более чем 20-летним членством в Европейской ассоциации лотерей заблокировали.

Апогеем 2014 г. стала спецоперация МВД по ликвидации очагов подпольного игорного бизнеса. Под каток операции попали и легальные операторы. А чего ожидать, если накануне министр финансов А.Шлапак писал лично министру А. Авакову:

"На сегодня срок действия лицензий указанных операторов гослотерей закончился, но, пользуясь нормами ст. 15 Закона "О государственных лотереях в Украине", эти субъекты продолжают деятельность по выпуску и проведению лотерей без лицензии". Заканчивается письмо просьбой… наказать (!). Вряд ли министр МВД понял, за что, собственно, наказывать, если закон позволяет работать.

Перекроить рынок не давал закон о гослотерее. Наверное, поэтому его так невзлюбили минфиновцы. Так, 15 мая, накануне вступления в силу нового Закона "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" врио министра финансов И.Уманский пишет премьеру: "Для выполнения этого Закона Кабмин поручением №13046/1/1-15 от 09.04.2015 г. обязал Минфин до 29 мая 2015 г. разработать новые лицензионные условия проведения хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей, которыми будет предусмотрен перечень документов, необходимых для проведения государственных лотерей. То есть Минфин обязан будет выдать новые лицензии на проведение государственных лотерей только ООО "М.С.Л.", ЧП "Украинская национальная лотерея", ЧАО "Патриот".

Но этого допустить нельзя - такова логика высокопоставленного чиновника.

Понятны лишь две возможных причины таких действий по развалу рынка и обнулению доходов госбюджета воюющей страны: 1) некомпетентность; 2) чей-то злой умысел. И обе эти причины в конечном итоге ослабляют само государство и льют воду на мельницу его врага, раскручивая маховик мафиозного управления рынком в Украине. Логика понятна: чем больше мафиозная среда, тем слабее государство, борющееся за свою независимость.

О компетентности лотерейных специалистов Минфина удачно сказала г-жа Макеева в своем письме от 26.02.2106 г в прокуратуру Киевской области: "...представители Минфина не обладают специальными знаниями и навыками в сфере игрового бизнеса или лотереи, поскольку пользуются общедоступными нормами действующего законодательства".

Злой же умысел станет понятен, когда станет ясно, кому так услужливо готовит лицензии Минфин.

Комментарий

Александра КУЖЕЛЬ, народный депутат Украины

- Сегодня на рынке всего один оператор, который его полностью монополизировал. Вы знаете, кто это…

- Эдакие "любі друзі"?

- Да. Вот с ними и говорите. Не хочу называть имен - мне тяжело это судами доказывать. Но точно знаю, что это отдали им. Там, если зайдете, аппараты стоят, которые они практически используют как игровые автоматы, а назвали лотереей. Страшные нарушения.

- Т.е. фактически - депутаты от БПП?

- Легализовали и монополизировали по всей стране.

- А это не бросает тень на президента?

- Думаете, это возможно было без его разрешения: принять решение СНБО - и тут же "М.С.Л." запретить, не имеющую никакого отношения к России?

- А может, они приносят прибыль в бюджет?

- Нет, я не думаю, что это бюджет. А вот то, что некоторые депутаты уже пишут в декларации, что они выиграли в лотерею крупные суммы, - это один из ручейков финансирования партийного строительства, решение партийных вопросов.

- Что же тогда делать?

- Президенту - выполнять Конституцию, а Антимонопольному комитету - контролировать исполнение законов.

- Т.е. имеем на рынке искусственную монополию для недопущения легализации и конкурентов?

- Да. И все реки текут в одну провластную команду.