UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дисгармония

Недавно Украина получила статус страны с рыночной экономикой и теперь стоит на пороге вступления в ВТО...

Автор: Валерий Миньков

Недавно Украина получила статус страны с рыночной экономикой и теперь стоит на пороге вступления в ВТО. Однако нормативная и законодательная базы украинского рынка ценных бумаг создаются в последнее время, к сожалению, без надлежащего использования международных стандартов ISO.

С 1999 года сначала в отечественных нормативных документах, а потом и в законодательных актах все меньше вспоминают о необходимости применения фондовым рынком международных стандартов (кроме стандартов IAS и IOSCO). Более того, в Украине начали разрабатывать национальные и отраслевые стандарты без их гармонизации с международными стандартами ISO, как это было еще в советские времена.

Если в течение первых семи лет развития отечественного рынка ценных бумаг (до 1999 года) были введены четыре стандарта ISO, то за следующую семилетку Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) не согласовала введение ни одного такого стандарта. Зато при ее поддержке были приняты два национальных стандарта, не гармонизированных с международными, и четыре отраслевых, не отвечающих требованиям даже национальной системы стандартизации.

В 2000—2001 годах дважды составлялись планы разработки национальных стандартов (ДСТУ) на ценные бумаги путем их гармонизации с соответствующими международными стандартами ISO, которые вошли в Программу (14 шт.) и План (6 шт.) работ по государственной стандартизации. Эти планы были связаны с евроинтеграционной стратегией и подготовкой Украины к вступлению в ВТО. Однако на сегодняшний день из них удалось внедрить всего три, да и те в обход ГКЦБФР.

А в 2003 году на следующее предложение поддержать программу введения в Украине 11 стандартов ISO Госкомиссия (дальше Комиссия) ограничилась формальным высказыванием о поддержке со ссылкой на действующее законодательство, не определив конкретных путей проведения работы.

В соответствии со ст. 1 Закона «О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» производитель предоставляет сертификаты качества ценных бумаг в документарной форме для обеспечения возможности проверки их в процессе обращения на подлинность и соответствие международным стандартам качества. А в п. 3 ст. 4 этого закона указано, что только Комиссия имеет право определять требования к ценным бумагам, изготовленным в документарной форме.

Поэтому в принятом ею «Положении о требованиях к сертификатам ценных бумаг, выпущенных в документарной форме» (Положение), отмечено, что оно разработано, в частности, «...в соответствии с международными стандартами». Но уже через год это предложение было изъято из Положения и в дальнейшем поддержаны разработка и принятие (в этом направлении) только таких двух национальных стандартов, которые не только не гармонизированы с соответствующими международными, но и, наоборот, противоречат им.

В то же время даже в маленькой Чехии типография ценных бумаг, в соответствии с ее сертификатами качества, изготавливает такую продукцию с учетом требований восьми международных стандартов ISO. Ни одно из украинских предприятий этой отрасли не может похвастаться подобным, в связи с чем на отечественном фондовом рынке до сих пор почти нет ценных бумаг в документарной форме отечественного производства, изготовленных на международном уровне.

Недавно взамен Закона «О национальной депозитарной системе...» разработан законопроект «О системе депозитарного учета в Украине», где уже вообще нет упоминания о сертификате качества ценных бумаг и их соответствии требованиям международных стандартов.

На современных фондовых рынках мира уже давно действует взаимосогласованная международная система электронного обмена данными, базирующаяся на использовании международной классификации и кодификации ценных бумаг согласно международному стандарту ISO10962 «Ценные бумаги и производные финансовые инструменты — Классификация финансовых инструментов (CFI-коды)». Сегодня практически все страны ЕС ввели у себя этот стандарт, который действует уже девять лет.

Введение в Украине указанных международных идентификационных кодов позволило бы создать стандартизированные технологии идентификации ценных бумаг и производных финансовых инструментов в пределах единой международной системы электронного обмена информацией о них в компактном международном формате.

Этот стандарт крайне необходим отечественному фондовому рынку еще и потому, что на современных мировых финансовых рынках он является главным, поскольку создан на основе международной терминологической системы (терминосистемы).

Возникает вопрос, а почему на официальном веб-сайте международной Ассоциации национальных агентств по нумерации (ANNA S. C.) указано, что Украина с 1999 года якобы использует CFI-код? В ГКЦБФР заверяют: этот стандарт противоречит действующему законодательству...

Дошло до того, что соответствующие статьи нового отечественного законодательства до сих пор напоминают советские.

Закон «О ценных бумагах и фондовой бирже», первый закон украинского фондового рынка, был принят в последний год существования Советского Союза — 18 июня 1991 года. За почти 15 лет развития отечественного фондового рынка Верховная Рада приняла несколько изменений в этом законе, но они не учитывали требований международных стандартов. Поэтому терминосистема и классификация ценных бумаг в значительной степени остались еще на уровне советских времен. А к шести видам ценных бумаг, существовавшим с начала принятия закона, были добавлены всего три новых: приватизационные бумаги, инвестиционные сертификаты и облигации внешних государственных займов.

В прошлом году взамен упомянутого закона был разработан законопроект «О ценных бумагах и фондовом рынке». 23 февраля 2006 года он был принят на пленарном заседании Верховной Рады даже без обсуждения. Депутатов больше интересовала предвыборная кампания, нежели пути повышения уровня совершенствования отечественного законодательства.

В стандарте ISO 10962 21 группа ценных бумаг и производных финансовых инструментов объединены в шесть категорий. Но в новом законе имеются только два (из шести) названия групп (паевые и долговые) и только два (из почти 20) названия видов (акции и облигации) ценных бумаг, совпадающих с принятыми в этом международном стандарте. В результате имеем классификацию ценных бумаг и терминосистему, несовместимые с международными.

Выдуманная в этом законе отечественная классификация ценных бумаг направлена против их полной международной кодификации в Украине и, следовательно, против Закона «О национальной депозитарной системе...». Поскольку существующее составление кода ISIN (согласно ДСТУ3705-98, гармонизированному с ISO6166:94) — это лишь половина полной кодификации, а вторая ее половина на современных фондовых рынках мира осуществляется путем формирования CFI-кода, который на соответствующем отечественном рынке по сей день отсутствует.

К сожалению, подобный законодательный нигилизм наблюдался еще в одном новом Законе «Об ипотечных облигациях» и в законопроекте «О системе депозитарного учета в Украине». В них тоже о CFI-коде не упоминается. Это дает право государственному органу по регулированию рынка ценных бумаг не вводить стандарт ISO 10962, поскольку теперь он противоречит уже новому законодательству.

Согласно «Основным направлениям развития фондового рынка Украины на 2001—2005 годы» одна из главных задач заключалась в «...создании условий для повышения конкурентоспособности фондового рынка Украины с дальнейшей цивилизованной его интеграцией в международные рынки капитала». И далее говорится, что развитие инфраструктуры фондового рынка требует также «...организации обмена информацией между организационно оформленными рынками, ...введения электронного документооборота во время заключения и выполнения соглашений с ценными бумагами, принятия единых стандартов шифрования данных».

В соответствии с утвержденными Кабинетом министров мероприятиями по реализации указанных направлений развития организованного украинского фондового рынка, развитие его инфраструктуры за последние пять лет должно было осуществляться путем создания единой информационной сети и системы передачи данных и введения электронного документооборота с системой электронной цифровой подписи и шифрования данных.

Однако в годовом отчете ГКЦБФР за 2005 год на ее официальном веб-сайте не только нет информации относительно выполнения ею указанных мероприятий, но даже отсутствуют упоминания о запланированных направлениях развития фондового рынка на 2001—2005 годы и мероприятиях по их реализации. Но ведь на эту же работу тратились деньги?

В п. 32 уже следующего «Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития фондового рынка Украины на 2006—2010 годы», утвержденного Кабинетом министров 07.03.2006 г., написано, что в 2006—2007 годах тот же государственный орган отвечает уже за: «Разработку и утверждение нормативно-правовых актов по вопросам установления электронного документооборота между участниками Национальной депозитарной системы в соответствии с международными стандартами ISO».

Неудивительно, что профессиональные участники украинского фондового рынка вынуждены в последнее время осуществлять гармонизацию национальных стандартов за собственные средства. Например, депозитарий ОАО «Межрегиональный фондовый союз» с 2004 года финансировал работу по внедрению ISO 15022 «Схема сообщений (Словарь полей данных)» для создания международной унифицированной системы электронных сообщений, то есть современного электронного документооборота, в Национальной депозитарной системе.

Таким образом, украинский фондовый рынок до сих пор не имеет современной нормативной базы. Существует только шесть национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами ISO. При этом несовершенное законодательство отечественного рынка ценных бумаг последние девять лет опирается лишь на один такой стандарт, да и то устаревший...