UA / RU
Поддержать ZN.ua

Деньги Брута

Бонисты — собиратели бумажных денежных знаков знают, что в России на денежных купюрах, в отличие от монет, дата выпуска не менялась...

Автор: Вячеслав Украинский

Бонисты — собиратели бумажных денежных знаков знают, что в России на денежных купюрах, в отличие от монет, дата выпуска не менялась. Ветхие знаки просто изымались из обращения, а новые шли в оборот под тем же годом. Поэтому на денежных знаках примерную дату выпуска можно установить только по подписям «управляющих». Так, например, в период царствования Николая II их было четверо: Плесое, Тимашев, Коншин, Шипов. А еще на каждый купюре ставилась подпись кассира. Правда, кассиров было очень много и дату выпуска купюр определить по ним невозможно. Соответственно, по подписям кассиров коллекцию не собирают. Но…

Есть одна подпись, за которой гоняются коллекционеры-знатоки. В 90-х годах ХХ века одним из кассиров Государственного банка Российской империи был некто по фамилии Брут. Чиновником он был исправным и честным. Документы ему доверяли очень серьезные и солидные. Однажды сверял он годовой банковский отчет Российской империи. И что-то у него не сошлось на копейку. Отправив чиновников рангом пониже домой, он сам взялся тщательно все проверять. Просидел в кабинете ночь (прохожие видели — горел свет), а на утро его нашли повесившимся. На отчете лежала предсмертная записка, гласившая, что там, где может пропасть копейка, там может пропасть и миллион… Вот так!

Но это еще не конец истории. Существовало поверье, что если у карточного игрока будет кусочек от веревки висельника, то удача будет постоянно с ним. И поскольку Брут был человеком в определенных кругах известным, то его веревку родственники распродали по частям за хорошие денежки. Вот такая история.

По аналогии, поверье перешло и на дензнаки с подписью Брута. Дескать, у кого есть «брутовские денежки», у того деньги не переведутся. Вследствие погони за этими купюрами они осели на руках, т.е. «вымылись» из обращения и стали попадаться все реже и реже.

Теперь у коллекционеров банкноты с подписью «Брут» стоят в три-пять раз выше, чем аналогичные без его подписи. Причем цены на антиквариат растут постоянно. И прирост в 80—100% в месяц не такая уж заоблачная величина.