Конфликт между Национальной комиссией регулирования связи Украины (НКРС) и компанией «Украинские новейшие технологии» («УНТ») является одной из тем, наиболее активно обсуждаемых сегодня участниками телекоммуникационного рынка. НКРС приняла решение об аннулировании ранее выданной «УНТ» лицензии на диапазон 3,4—3,7 ГГц, а фирма намерена добиться сохранения за собой этих частот.
В НКРС считают, что данная полоса частот была выдана с нарушениями процедуры (без объявления конкурса), по заниженной цене (586,5 тыс. грн.), и что сегодня полосы в этом диапазоне можно было бы продать дороже. Однако за пять с половиной лет многое изменилось. На счету «УНТ» — запуск первой в СНГ и Восточной Европе коммерческой сети передачи данных перспективного стандарта Wi-Max, за компанией стоят инвесторы с мировым именем — Intel и «Альфа-групп». Поэтому кавалерийским наскоком отобрать у нее лицензию не получится.
Немного истории. Первая лицензия №1636 на полосу частот 3,4—3,7 ГГц была выдана ООО «Украинские новейшие технологии» в июле 2000 года. Действующая ныне лицензия №2629 выдана 23 апреля 2002 года в связи с перерегистрацией компании (смена юридического адреса). Частоты предполагалось использовать «для передачи и ретрансляции телевизионного изображения, звука, телефонии, интернет-данных и другой цифровой информации».
Компания планировала разворачивать в крупных городах Украины сеть в стандарте LMDS. Однако выяснилось, что государство щедро выделило компании полосу частот, де-факто занятую радиослужбами государственного Концерна радиосвязи, радиовещания и телевидения (КРРТ).
— В середине 2002 года наша компания подала заявку на строительство первых базовых станций. Но в ответ нам сказали, что частоты заняты, — рассказывает генеральный директор «Украинских новейших технологий» Юрий Чуйков. — Как заняты? Кем заняты? На каких основаниях? Выяснилось, что частоты заняты КРРТ. Хотя официально, по документам, эти частоты нигде никем не использовались, а лицензия принадлежала «УНТ». Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, Госкомсвязи были созданы несколько рабочих групп, в которые входили представители КРРТ, «УНТ», «Укртелекома», «Укрчастотнадзора» и др. Очень долго искали и все-таки почистили небольшие кусочки спектра в Харькове и Киеве. Но не более.
Сложилась парадоксальная ситуация, продолжает г-н Чуйков. Частоты использует КРРТ, а платят за них «Украинские новейшие технологии»! Исходя из существующего законодательства и невозможности физической эксплуатации частот, между Госкомсвязи и «УНТ» в декабре 2002 года было подписано соглашение о приостановлении действия лицензии до того момента, когда станет возможным использование частот в выданной нашей компании полосе. Соответственно, «УНТ» была освобождена от платы за весь спектр частот и оплачивала только освобожденные полосы в Киеве и Харькове. Но в августе 2004-го выходит новый закон о радиочастотном ресурсе, в котором нет такой нормы, как временное приостановление действия лицензии. С этого момента «УНТ» опять платит за полный спектр по всей Украине...
На заседании круглого стола «Проблемы использования ограниченных ресурсов в сфере телекоммуникаций», который состоялся 22 февраля, член НКРС Владимир Олейник высказал собственное видение проблемы: «Они («УНТ»)… даже не знали, что КРРТ и «Укртелеком» работали в этой частоте. Потом в Госкомсвязи поняли, что они незаконно выдали (лицензию) и стали искать пути решения для того, чтобы работал «УНТ»… Если они согласятся принять мировое соглашение и скажут «Нам достаточно будет 100 МГц», то мы, конечно, будем рассматривать эти предложения... Кроме того, существуют и экономические методы. Мы просто можем поднять плату за использование частот, и «УНТ» станет невыгодно за них платить!» Во как! Ни много ни мало!..
В 2004 году произошел ряд событий: в компанию пришел новый менеджмент, а в мире заговорили о разработанной Intel перспективной технологии передачи данных Wi-Max. Технология эта может быть реализована в любом свободном гигагерцном частотном диапазоне, а такой диапазон как раз имелся у «УНТ».
В марте 2005-го доли в «Украинских новейших технологиях» были приобретены инвестиционными фондами «Русские технологии» (дочерняя структура «Альфа-групп», владеет 40% «УНТ») и Intel Capital (20%). Не в последнюю очередь решение о покупке было принято исходя из эксклюзивности имеющейся у компании лицензии №2629 на частоты 3,4—3,7 ГГц. Например, письмо «Укрчастотнадзора» от 2 февраля 2005 года гласит, что лицензия на пользование данной полосой в каком-либо регионе Украины другим пользователям выдана быть не может. Этим письмом подтверждается эксклюзивность лицензии, выданной «УНТ». Подписано письмо тогдашним начальником Центра Владимиром Олейником, ныне членом НКРС, позиция которого на сегодняшний день приведена выше.
В конце марта 2005 года на выставке EnterEX-2005 «Украинские новейшие технологии» продемонстрировали передачу данных в тестовой Wi-Max сети. 10 ноября 2005 года состоялось открытие первой в СНГ коммерческой сети передачи данных стандарта Wi-Max под торговой маркой «Alternet» в Киеве и Харькове. Сегодня сеть Alternet включает в себя семь базовых станций в Киеве и две — в Харькове. В планах компании к 2010 году — инвестиции до 80 млн. долл., создание более 500 рабочих мест, обслуживание 300 тыс. абонентов в городах с населением более 50 тыс. чел., платежи в бюджет в виде налогов около 50 млн. долл. Все областные центры планируется покрыть уже в текущем году.
Стратегия «Украинских новейших технологий» как нельзя лучше совпадает с направлениями развития информационного общества, отмеченными в Указе президента Украины Виктора Ющенко №1497 от 20 октября 2005 года «О первоочередных задачах по внедрению новейших информационных технологий». А также с мировой практикой повышения доступности Интернет путем внедрения беспроводных технологий (см., например, интервью с «информатизатором» Филадельфии Даяной Нефф, «ЗН» №3 от 28 января с.г.).
Однако в ноябре 2005-го НКРС начала проверку «УНТ». В акте проверки от 21 ноября 2005 года №1/2571 был зафиксирован ряд нарушений: несоблюдение сроков начала использования радиочастотного ресурса, его использование не в полном объеме, неуплата в полном объеме ежемесячного сбора за использование радиочастотного ресурса. По сути, НКРС попыталась «забыть» все те факторы, которые и привели к подписанию упомянутого выше соглашения между «Госкомсвязи» и «УНТ».
А 14 декабря 2005 года Комиссия приняла решение №158 об аннулировании «эксклюзивной» лицензии №2629. «УНТ» оставили лишь те, ранее освобожденные узкие куски диапазона, которые компания де-факто использовала на момент проверки в Киеве и Харькове. Такое решение являлось для компании приговором, поскольку не оставляло ей возможностей для развития бизнеса в регионах Украины. В лучших, так сказать, традициях эпохи Кучмы…
22 февраля на заседании вышеупомянутого круглого стола член НКРС Сергей Апасов заявил, что лицензия была выдана незаконно, так как не был проведен тендер. Однако согласно действовавшим в 2000 году правилам конкурс при выдаче частот не был обязательным и мог проводиться по решению Госкомсвязи при наличии нескольких заявителей. Поскольку других заявителей на этот диапазон не было, ГКС такого решения не принимал.
Выдача лицензии осуществлялась на основании процедуры, определенной в постановлении КМУ №1020 от 30 июля 1998 года «О порядке лицензирования предпринимательской деятельности». Никаких нарушений этой процедуры не зафиксировано. Ссылки на нарушение процедуры, описанной в «Инструкции о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности лицензий на использование радиочастот…», введенной в действие приказом Госкомсвязи №31/1049 от 3 марта 1998 года, по мнению юристов «УНТ», не являются корректными, поскольку постановление КМУ имеет большую силу, чем нормативный акт отдельного ведомства. Кроме того, эта инструкция должна была утратить силу после реорганизации Госкомсвязи в Государственный комитет связи и информатизации...
Вопрос о выдаче лицензии рассматривался в присутствии председателя Лицензионной палаты Украины и начальника центра «Укрчастотнадзор», которые имели информацию об отсутствии лицензий на использование радиочастот, выданных в этом диапазоне КРРТ или другим гражданским пользователям. Налоговая служба и Государственная инспекция электросвязи также не предоставили информации о наличии незаконно работающих средств связи в этом диапазоне. Поэтому нарушений действующего законодательства, связанных с необходимостью учета интересов других законно работающих в этом диапазоне радиосредств, также не было.
При выдаче лицензии не обошлось и без мнения представителей силовых структур. На основании письменного согласования управления РЭБ ГШ ВСУ (№ 152/961/г от 30 июня 2000 года) они подтвердили возможность использования указанных радиочастот ООО «УНТ» без ущерба для обороноспособности страны.
Что дальше?
— Нужно найти какой-то выход. Бороться не со следствиями, а с причинами, — считает Юрий Чуйков. — НКРС должна не пытаться отобрать у «УНТ» законно выданные ей частоты, а решить вопрос о переводе незаконно работающего там КРРТ в другой, специально выделенный под них, диапазон частот. Очевидно, надо сесть за стол переговоров, создать совместный план конкретных действий по решению данной проблемы.
Тем временем в конце февраля с.г. НКРС создала рабочую группу по внедрению Wi-Max в Украине и рассматривает возможность выделения под нее диапазона 5—6 ГГц (как в большинстве стран). Пользуясь неразберихой, ряд операторов — «Инфоком», «Голден Телеком» и др. — также подали в НКРС заявки на частоты в диапазоне 3,4—3,7 ГГц, но Комиссия отказала им из-за имеющихся судебных ограничений. Все идет к тому, что Wi-Max в нашей стране быть. Только какой ценой?