UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕКАДА «Д»

«В своем доме и стены берегут» — вероятно, этой поговоркой руководствовались, как уже повелось го...

Автор: Алла Еременко

«В своем доме и стены берегут» — вероятно, этой поговоркой руководствовались, как уже повелось говорить, VIP-персоны корпорации «Индустриальный союз Донбасса», когда решались провести, если не ошибаюсь, первую публичную презентацию своих планов и достижений именно в Алчевске. И хотя это не в родной для ИСД Донецкой области, но все же рядом — на дружественной Луганщине. Тем более что и соседям, выходит, от сотрудничества ИСД с Алчевским меткомбинатом выгода немалая. Ведь Луганской облгосадминистрации хотя и передан в управление госпакет акций этого градо- и бюджетообразующего предприятия (25% + 1 акция), но реально правит там бал ИСД. Как правит — другой вопрос. Но по крайней мере времена, когда в Алчевске с завидным постоянством постреливали в руководителей того же АМК, похоже, остались в прошлом. Так что неудивительно, что губернатор Луганщины Александр Ефремов приветствовал прибывших в Алчевск дипломатов, госчиновников, банкиров и иностранных бизнесменов. Столь помпезного мероприятия в этом промгородке давно не видывали и не скоро увидят.

Некоторые это событие сочли показательной демонстрацией силы и веса донецкой корпорации. Другие… Впрочем, несмотря на масштабность контролируемого ИСД Алчевского металлургического комбината и смежных бизнесов, это далеко не предел мечтаний и устремлений владельцев и топ-менеджеров этой корпорации. Нечто подобное в истории украинского корпоративного бизнеса уже происходило. Не там, не с ними, не теперь — несколько лет назад с днепропетровскими группами компаний (корпорациями). Но формула некой публичной легализации действенна до сих пор. Разве что «переменные» в ней изменились.

«Дан приказ ему на Запад…»

Сюрприз хозяева АМК готовили долго и обещали его торжественно преподнести гостям 29 сентября. Впрочем, для людей, посвященных в особенности международного и отечественного рынков металлов и отслеживающих тенденции этого сегмента, вряд ли это было неожиданностью: корпорация «Индустриальный союз Донбасса» и швейцарская компания Duferco объявили «об объединении своих ресурсов». Нет, это вовсе не означает слияние компаний, их капитала и возможностей. Хотя два последних в результате этой акции, очевидно, возрастут. Проще говоря, два давних торговых партнера (ИСД и Duferco начали сотрудничество более семи лет тому назад с проекта постройки терминала в Одесском порту) объявили о создании объединенной торговой сети, о чем соответствующее соглашение подписали председатель совета директоров ИСД Сергей Тарута и президент Duferco Бруно Болфо. Соглашение предусматривает создание многофункциональной объединенной системы, включающей техническую поддержку, логистику, систему сбыта и финансирование. По словам представителей обеих компаний, в этой системе (прежде всего в оптимизации системы сбыта) будут задействованы все 36 торговых офисов компании Duferco в Европе, Азии и Америке и свыше 30 предприятий, входящих в состав ИСД.

Если учесть, что швейцарская Duferco является одной из крупнейших в торговле металлопродукцией и сырьем для металлургического производства (объем ее продаж в 2002 году составил около 13,5 млн. тонн металлопроката и сырья, а оборот — 3,5 млрд. долларов), небезынтересно было узнать у ее президента г-на Болфо, зачем им понадобилось, если называть вещи своими именами, лоббировать продвижение продукции ИСД на европейский и другие рынки и брать под патронат украинскую корпорацию? Выяснилось, дружба дружбой, но деньги врозь. Понятно, что ИСД для швейцарской компании уже проверенный партнер, и, как водится в таких случаях, г-н Болфо подчеркнул, что для него важна не только деловая, но и личная обязательность главы ИСД. Мол, с таким партнером работать не только выгодно, но и приятно (было бы недальновидно со стороны руководства ИСД хоть раз разочаровать иностранного партнера). А за свое партнерство, разумеется, швейцарская компания намерена получить деньги. А вот сколько — сами понимаете, вопрос нескромный. (Вот это был бы всем сюрпризам сюрприз — заикнись хотя бы кто-то из виновников торжества о реальных или хотя бы прогнозируемых доходах!) И хотя уже с 1 октября этого года отделение швейцарской компании — Duferco Trading станет ответственным за продажи и маркетинг для группы ИСД и будет отвечать за экспорт металлопродукции из Украины в объеме свыше 4 млн. тонн в год, партнеры оставляют без изменений нынешнюю процедуру принятия решений и общее управление. То есть каждый в пределах прежних полномочий. Надкорпоративный менеджмент им ни к чему (главы компаний, по-видимому, прекрасно справляются с этой функцией).

ИСД, основанный в 1995 году, сегодня представляет собой промышленное объединение, владеющее крупными пакетами акций предприятий горно-металлургического комплекса Украины (АМК среди аналогов отрасли занимает пока пятое место), работает в угольной и энергетической сферах, что вполне естественно в связи с энергоемкостью контролируемого ею металлургического производства. Своего банка, правда, пока у ИСД нет, что нетипично для корпораций такого масштаба. Но, по словам С.Таруты, вскоре корпорация приобретет и такую важную составляющую современного бизнеса. О динамике доходов представители ИСД пока не говорят (видимо, памятуют, чем обернулась для главы ЕЭСУ Ю.Тимошенко названная только цифра годового оборота в 10 млрд. долларов; да и налоговиков зря чего дразнить?..). Но огласили увеличение оборота: в первом полугодии нынешнего года он составил 3,35 млрд. грн. по сравнению с 2,52 млрд. грн. за шесть месяцев 2002-го. Агентство «Интерфакс-Украина» добавило, что при этом доналоговая прибыль составила 162,76 млн. грн. Сами же донетчане сообщили, что ИСД «контролирует сектор рынка с общим годовым объемом производства более 2,8 млрд. долларов». Впрочем, считать чужие деньги — плохая примета.

Однако идея реализовывать на международном, прежде всего европейском и американском, рынке свою продукцию «под прикрытием» швейцарской компании сулит ИСД не только сохранение и расширение рынков сбыта, увеличение объемов экспорта, но и возможность выйти на международный рынок заимствований. Создавать кредитную историю — дело хлопотное и долгое. Это не значит, что ИСД не занимается столь щепетильной проблемой, и, наверное, когда-нибудь сможет обойтись без иностранного партнера в вопросах привлечения кредитов для своих дорогостоящих проектов (если к тому времени сама не станет историей). Но сегодня компания с украинской пропиской реально не может рассчитывать на крупные займы и в силу высоких политрисков, в связи с низким кредитным рейтингом Украины и из-за сравнительно с мировыми небольших ресурсов отечественных банков. Да и кто застрахует сделки и контракты резидента Украины? Так что партнерство швейцарской Duferco в этом филигранном деле ИСД пригодится не менее, чем эта «крыша» для украинского металла в Европе и США.

Надо заметить, что ИСД — не пионер в деле привлечения влиятельных иностранных партнеров для сохранения и расширения рынков сбыта своей продукции, как, впрочем, и для заимствований. Несколько лет назад нечто подобное предприняла и другая не менее интересная группа компаний, правда, днепропетровская — «Интерпайп». И это в определенной мере облегчило ей экспорт продукции (прежде всего производимой Нижнеднепровским трубным заводом) даже в период начала скандальных антидемпинговых расследований в Европе. Так что схема эта в общем выгодна. Если разумно ее применять…

Интересно, что в свое время и «Интерпайп», и ИСД были весьма заметными игроками на отечественном рынке газа и прославились изначально именно в этом качестве. Да и корпорация ЕЭСУ не проходила мимо ни газа, ни нефти, ни металлургии. И у каждой компании было время лебединых песен.

«Ей в другую сторону…»

А тем временем ИСД продолжает затяжную «осаду» Днепропетровского металлургического завода им.Петровского. Бизнес, по большому счету, не имеет границ. Но когда, будучи в фаворе, днепропетровцы попытались распространить и юридически закрепить свои притязания в Донецкой и Луганской областях, на то время не столь еще известные бизнес-группы этого региона спокойно, но уверенно дали «пришельцам» от ворот поворот. Но это не означает, что теперь та же донецкая корпорация ИСД не приложит усилий, чтобы попытаться завладеть пакетом акций ОАО «Днепропетровский металлургический завод им.Петровского» (ДМЗ). И прилагает. И публично заявляет об этом в СМИ. Впрочем, как и бизнесмены с исторической днепропетровской пропиской не хотят сдаваться без боя. Всяк — на что горазд…

Со временем все забудут о публичных баталиях в связи с приватизацией ДМЗ. Как водится, все будут помнить победителя. Пока он будет таковым оставаться. Или, по крайней мере, продолжать бороться… Всеми способами. Это не первый и, вероятно, не последний пример тактики и попыток той или иной компании (группы компаний, корпорации, холдингов) если не победить, то хотя бы поучаствовать в борьбе за право на собственность.

Собственность нужно лелеять

А пока суд да дело, ИСД приводит в порядок уже имеющуюся собственность. В прямом смысле этого слова — модернизирует тот же Алчевский меткомбинат. Для этого корпорация совместно с вышеупоминаемой Duferco, а также австрийской Voest-Alpine Industrieanlagenbau заключили контракт на поставку и строительство двух машин беспрерывного разлива слябов и двух установок типа «печь-ковш» для ОАО «Алчевский металлургический комбинат». Этот проект модернизации АМК обойдется в 140 млн. евро. И для его реализации подписанты намерены создать в Украине оператора — совместное предприятие. Во всяком случае соответствующий меморандум о таких намерениях был подписан в Алчевске. Председатель совета директоров ИСД С.Тарута объяснил решение о создании отдельного предприятия необходимостью снижения рисков реализации проектов в условиях, когда АМК находится в состоянии санации. Как известно, процедура санации этого меткомбината начата с 2001 года и рассчитана до 2008-го. ИСД, по их же информации, акционером АМК стал в 2000 году. (В настоящее время, по данным агентства «ИУ», акционерами комбината являются также днепропетровский банк «Кредит-Днепр» (9%), компания «Логоимпекс», входящая в группу «Интерпайп» (23,25%), корпорация ИСД (32,12%). Госпакетом, как уже говорилось, управляет Луганская облгосадминистрация.) После завершения санации созданное СП должно будет провести объединение акционерного капитала с ОАО «АМК».

Роли же основной «тройки отважных» распределятся следующим образом. Voest-Alpine Industrieanlagenbau поставит и построит на комбинате две машины непрерывного литья заготовок и две установки типа «печь-ковш». (В связи с этим алчевские металлурги в молчаливой панике ожидают сокращения рабочих мест, а журналисты местных СМИ безнадежно, но пока еще интересуются, намерен ли ИСД финансировать «социалку» и экологические программы региона…) Как сообщил С.Тарута, от 20 до 25% стоимости оборудования создаваемая фирма сразу выплатит Voest-Alpine. Остальные средства будут привлечены в форме семилетнего банковского финансирования с отсрочкой платежа на два года — как раз ко времени завершения проекта. К тому же возврат банковских средств будет производиться частями из выручки от продукции, производимой впоследствии на новом оборудовании.

Duferco выступает гарантом этой сделки перед банками.

По словам исполняющего вице-президента, члена совета директоров Voest-Alpine Карла Грубера, реализация проекта позволит выпускать на модернизированных мощностях АМК до 5 млн. тонн стали в год. Ожидаемый экономический эффект оценивается в 69,5 млн. грн. в год.

ОАО «АМК», предприятие с полным металлургическим циклом, на украинском рынке занимает монопольное положение по производству толстого нержавеющего листа, сталей специального назначения, а также стальной дроби; производит маломагнитные и титановые стали, литейный и передельный чугун, толстолистовой и сортовой прокат черных металлов. В 2002 году произвел 3,2 млн. тонн стали и занял 69-е место в рейтинге мировых производителей стали.

Слушая и наблюдая все вышеописанное, журналисты «искали корень» названия «Алчевск»: алчность, алкать (в смысле желать, жаждать). То, что название городка Алчевск — производная от фамилии банкира А.Алчевского, создавшего в тех местах в 1895 году Донецко-Юрьевское металлургическое общество и способствовавшего основанию тогда же и меткомбината, — это понятно. Исторический факт. Но кто знает, какую историческую смысловую нагрузку содержит его прославленная фамилия… Не зря же существует термин «говорящая фамилия».

…и приумножать

Коль в отечестве родном нет не только пророков, но почти не осталось мало-мальски стоящей собственности (а конкуренты в Украине и ближнем зарубежье в ближайшее время вряд ли захотят поделиться уже приобретенной или контролируемой собственностью), приходится обратить взоры за рубеж. Особенно если вожделенная собственность расположена в европейских государствах, которым в отличие от Украины в скором времени путь на рынки ЕС и других континентов закрыт не будет.

Так что ИСД поступает весьма дальновидно, стремясь приумножить свою собственность за счет покупки металлургических предприятий в Польше и Венгрии. Как известно, она участвует в конкурсе по приватизации польского металлургического завода Huty Stali Czestochowa. И объявила, как сообщило агентство деловой информации «Контекст» в выпуске от 30 сентября сего года, что в течение пяти лет намерена инвестировать в польский завод 83 млн. долларов. (Не зря на презентацию в Алчевск высадился десант польских дипломатов и журналистов. Вполне понятно, что кроме участия в рекламной кампании им надо убедиться, что ожидает тысячи поляков в случае, если ИСД победит в конкурсе.) Как отмечает «Контекст», этот метзавод может стать первой крупной покупкой украинской компании приватизируемого объекта в Польше, а ИСД – первым крупным украинским инвестором в этой стране. Учитывая же европейские перспективы Польши, ИСД — как собственник польского завода — получит несколько очков вперед по сравнению с другими экс-советскими экспортерами металлургической продукции в государства ЕС.

Теми же мотивами можно объяснить и намерение ИСД поучаствовать в приватизации крупнейшего венгерского металлургического комбината Dunaferr, располагающего сталелитейными мощностями в 1,6 млн. тонн в год. Правда, за него предстоит напряженнейшая борьба — конкуренты подобрались на редкость зубастые. Да и требования там выдвинуты ой какие непростые. И соблюдения всех обязательств от инвестора венгры потребуют, не в пример Фонду госимущества Украины, — от «а» до «я».

Однако в любом случае предметный интерес ИСД к собственности за рубежом – симптоматичный признак.