UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дефицит — головная боль ритейла. На сей раз не хватает оборотных средств

казалось, что праздник торговли не закончится никогда. И что рост отрасли розничных продаж, еще недавно выражавшийся двузначными цифрами, тоже не прекратится...

Автор: Надежда Гоцуенко

А казалось, что праздник торговли не закончится никогда. И что рост отрасли розничных продаж, еще недавно выражавшийся двузначными цифрами, тоже не прекратится. Представители торговых сетей строили планы развития рынка в геометрической прогрессии и не ощущали проблем с привлечением финансов. Земля была ходким объектом инвестирования, а рост торговых компаний сопровождался ожиданием их сотрудников увеличения зарплаты. Многие объекты розничной торговли развивались для спекулятивной перепродажи.

Но мировой экономический кризис внес свои коррективы, существенно затормозив торговую экспансию. Стоимость розничного бизнеса обвалилась на 100, а в некоторых случаях и на все 300%. Представители розничной торговли поняли: в ближайшую пятилетку легких денег не предвидится. Но на ритейле «завязано» слишком многое: пополнение бюджета, уровень занятости, финансовые отношения с банками, связи с поставщиками, наконец, мы — потребители. Если рухнет розница — резонанс ощутят все.

Торговля — двигатель прогресса

Если верить бесстрастным цифрам, то на протяжении ряда лет сводный бюджет Украины в основном формировался за счет поступлений от торговых предприятий. Так, еще в 2006 году на долю торговли приходилось 8,2% от совокупных поступлений в бюджет государства. А уже через два года — в 2008-м — этот показатель увеличился на треть и составил 12,6%. Согласно информации Государственной налоговой администрации, общая сумма поступлений обязательных платежей в сводный бюджет страны от торговой отрасли в минувшем году превысила
23 млрд. грн.

И еще цифры. В минувшем году оборот розничной торговли в нашей стране составил 449,3 млрд. грн., а объем ВВП Украины — 949,9 млрд. грн. По оценкам специалистов Министерства экономики, прирост ВВП в прошлом году был достигнут за счет увеличения валовой добавленной стоимости в торговле на 101,8%.

Торговая сеть — крупнейший работодатель. На отдельных крупных больших субъектах розничной торговли была зафиксирована занятость до 8 тыс. персонала. А лишь первая двадцатка топ-рейтинга розничных сетей представлена более чем ста тысячами рабочих мест для специалистов торговли.

Как свидетельствует статистика, на предприятиях розничной торговли в начале нынешнего года было задействовано 936 тыс. специалистов. Если же к этим данным добавить работников малых и средних предприятий, то всего в сфере продаж нашли для себя работу более 1,2 млн. человек.

Розничная торговля уже давно считается стратегически важной отраслью экономики в большинстве стран мира. Даже в соседней России с ее нефтью и газом розница тоже признана стратегическим делом. В нашей стране эта сфера существовала сама по себе, и довольно неплохо, — пока были благоприятные времена. Но ситуация в экономике стала меняться в худшую сторону.

В нынешних реалиях представители торговых сетей предложили Кабмину подписать «Меморандум взаимопонимания между КМУ и субъектами системы сетевой розничной торговли». Ритейлеры предложили власти инициировать процесс конвертации валютных кредитов по фиксированному курсу, в «обмен» — взять на себя обязательства ограничить надбавки на социально значимые продукты в пределах 10—20%. Текст меморандума был передан правительству. Как пояснили в Украинской торгово-промышленной конфедерации, ритейлеры надеялись, что правительство выступит посредником в цепи «поставщик — розничная торговля» в вопросе продажи населению социально значимых продуктов питания, поскольку такая торговля малорентабельна. И государство ранее брало на себя вопрос компенсации убытков. Тем не менее при нынешних реалиях такой помощи от государства для ритейлеров недостаточно — они нуждаются в реструктуризации и рефинансировании задолженности. В этих вопросах без помощи державы им уже не обойтись. Впрочем, торговцам дали понять, что в первую очередь на господдержку могут рассчитывать национальные торговые сети.

Денег нет. И не предвидится

— Самый главный дефицит — денежный, — констатирует президент Украинской торгово-промышленной конфедерации Владимир Демчак. — Идеальный вариант для ритейла — если бы государство помогло более дешевыми деньгами, чем бизнес может получить сегодня в банках.

Но в госбюджете денег для поддержки ритейла не нашлось, а инвесторы вкладывать свои средства в торговые сети пока не торопятся. Весьма условным вариантом поддержки розницы даже при самом пристальном рассмотрении госбюджета можно считать, да и то символически, относительно нормальный уровень социальных расходов. В том числе для пенсионеров и бюджетников, составляющих весомую часть клиентов розничной торговли. Однако стоит лишь слегка пошатнуться этому бюджету, как потребители, в том числе и социально защищенные, тут же переориентируются на товары низшей категории, выискивая их на базаре. За ними могут уйти как минимум 30% поставщиков товаров.

Конечно, неопределенность в перспективах развития экономической ситуации в стране сдерживает инициативу частных инвесторов. Поэтому рассчитывать на их поддержку, как и на поддержку международных финансовых организаций, рознице не приходится. Ритейл вынужден выживать самостоятельно.

Действительно, владельцев торговых сетей весьма беспокоит нехватка оборотных средств. Их дефицит стал для ритейла головной болью. Август 2008 года положил начало резкой смене политики украинских банков относительно выдачи займов корпоративному и индивидуальному сектору. Последствием «черного августа» для ритейла стала вынужденная корректировка своих возросших было аппетитов по привлечению финансирования для роста и развития торговых сетей.

Торговцы сетуют: в банках практически исчезли краткосрочные кредиты — овердрафты. Еще одна «подножка» банкиров — долгосрочные кредиты в нынешних условиях не пролонгируются, как это случалось ранее. В итоге время погашать старые кредиты пришло, а необходимый денежный оборот у розничной торговли отсутствует.

Впрочем, не все плохо. По оценкам операторов рынка, банкиры все же готовы искать компромиссы. Ведь в нынешней ситуации они и сами вынуждены хоть как-то балансировать. Выбор невелик. С одной стороны, возможность заработать хоть какие-то деньги даже на условно «надежных» заемщиках, с другой — шанс потерять их вообще. Договариваться сторонам определенно придется. Даже при том что в ряде банков торговцам-заемщикам, залогом у которых является земля или недвижимость, предлагают предоставить дополнительное обеспечение или погасить задолженность. Специалисты Украинской торгово-промышленной конфедерации советуют: не пугаться ультиматумов банков, у которых нынче и без того полно неликвидной недвижимости, а спокойно и методично искать и находить варианты, устраивающие обе стороны. Сами же банкиры признаются, что все же усматривают огромный потенциал развития в ритейле и потому помогают не только давним клиентам, оказавшимся в трудном положении из-за проводимой ими в последние годы агрессивной политики развития, но и новичкам розницы, не успевшим «обрасти» проблемными кредитами. Последним — охотнее.

В результате сложившейся ситуации в цепочке «банк — ритейл» розница все же не сдается, а банки существующее положение со скрипом, но терпят. В общении с кредиторами в нынешних условиях большинство розничных сетей предпочитает налегать на «выбивание» отсрочек выплат по просроченным кредитам. Торговцы упорно ставят перед собой задачи по привлечению средств инвестбанков и инвестфондов. Некоторые пустились «во все тяжкие», например, перекредитование у другого кредитора.

О том, что будет, если радужные надежды на спасение розничной торговли разобьются о жестокие реалии рынка и весомая часть бизнеса из-за недостатка оборотных средств будет продана стратегическому инвестору или новому участнику рынка, хозяева розничных сетей предпочитают не распространяться.

Покупатель — балованный?

Большая проблема ритейлеров — снижение покупательской способности населения. Это приводит к уменьшению товарооборота компании и в итоге может стать причиной закрытия магазинов. Автор этих строк проживает в новом спальном районе, на сравнительно небольшом пространстве которого находятся такие торговые точки, как «Метро», «Білла», «Сільпо», и по несколько (!) «Великих кишень» и «Фор». Здешние домохозяйки начинают свой день с «забега» по супермаркетам — сравнивают, где товары дешевле. Конечно, не в каждом районе имеется столько магазинов. Но если верить аналитикам, проживающие в центральных районах избалованы иным. Поскольку в центре в основном живут обеспеченные люди, они имеют возможность выбирать действительно качественный товар и безупречный сервис и, соответственно, более требовательны. А в других местах покупатели соседствуют с базарами и сравнивают цены…

Однако потребительский спрос в целом падает. В среднем, по оценкам специалистов, на треть. По словам Владимира Демчака, провалились товары не только класса «элит», но и средней ценовой категории. А у людей, ориентирующихся на товары «эконом», — доходы небольшие, что создает проблемы в доходности торговли. Получив столь ощутимую «пощечину», украинский ритейл, чтобы стимулировать посещаемость магазинов, перешел к различным акциям. Например, весной нынешнего года покупатели супермаркетов лицезрели мешочки с крупой, макаронами, сахаром и другой «мелкой» снедью. Фишка этой акции заключалась в том, что на развес все это стоило на пару гривен дешевле, чем в пакетиках.

Пышно «расцвели» в супермаркетах и логотипы, недвусмысленно указывающие потребителю на продукцию собственного производства своих торговых марок, которая стоит дешевле, чем брендовые аналоги. Ритейлеры считают такой шаг одним из перспективных направлений, ссылаясь на мировой опыт, где подобные акции демонстрируют показатели до 70% предлагаемой продукции.

Возвращаясь к эффекту описываемого спального района, нельзя не заметить, что менеджмент здешних супермаркетов активно применяет купоннинг (в «Великой кишене», например, можно предъявить такой купончик и получить 5-процентную скидку на разовую покупку. Если сумма чека большая, то и эффект ощутимый). Но в основном нас завлекают накопительными программами (как в «Сільпо», «Форе»), обещая подарки или списание определенной суммы за набранные баллы.

На фоне уже поднадоевших отрывных купончиков и бумажечек с баллами, которые еще надо умудриться не потерять, не просрочить и не забыть предъявить кассиру во время расчетов, стойко держатся «Білла» и «Метро». Здесь пока ничего не предлагают отрывать и предъявлять, а присутствия покупателей достигают за счет распродаж отдельных категорий товаров, часто — собственных марок. Ритейл «нажимает» на слоганы: «2 по цене 1», «товар тижня» (стоит дешевле), «экономная цена», «акция».

Что до последнего, то как раз накануне автору этих строк довелось увидеть в одном из супермаркетов пачку пельменей с броским словом «акция». Сравнение цен подобной продукции не выявило никаких преимуществ. Может, дело в особом способе приготовления, качестве, каких-то подарках, наконец? Но никаких пояснений «акционная» обертка не давала. В чем именно состояла загадочная акция, так и осталось секретом. Вот и верь заманчивому слову, — поосторожнее бы с нами, покупателями…

Впрочем, по оценкам операторов рынка, подобные акции, скидки и «накопления баллов» не в состоянии решить проблемы прибыльности. А такая слишком лояльная политика по отношению к покупателям заводит положение в глухой угол. Ведь покупатели, почувствовав, что и впрямь могут диктовать условия (даже путем утренних забегов для сравнения цен в понастроенных кучно супермаркетах), способны своей явкой (или не явкой) вынудить розничных торговцев вновь уменьшать цены и предлагать новые скидки и акции. Выиграют ли от этого потребители — вопрос. Если представить, что враз рухнет весь ритейл, тогда останется только базар да мелкие магазинчики. А там свои законы. И уж точно не будет такого сервиса, к которому привыкли мы, «балованные» покупатели.